Щедрец — щедрый вечер. Щедрый вечер Щедрый вечер, он же Щедрец

Даже если вы не любите кушать кутью, приготовить ее 13 января надо непременно. Потому что именно это блюдо является традиционным в праздновании Старого Нового года.

А уж как изменить вкус кутьи так, что ее будут есть все домочадцы с превеликим удовольствием, подскажет кулинарная редакция сайта .

Секреты кутьи

Наши предки верили, что на Меланку (а 13 января православная церковь отмечает день памяти преподобной Мелании) надо непременно накрыть богатый стол и поставить кутью. И если на стол ставились в основном мясные и сытные блюда, праздничная выпечка, то кутья должна была венчать эти угощения. То есть должна была быть самой вкусной! Ведь именно с нее начиналась праздничная трапеза.

Каждый ингредиент, который добавлялся в кутью, имел свое символичное значение: мак - это богатство, сливочное масло - благополучие семьи, изюм - радостные события, конфеты и шоколад - удача и т.д. И даже если вы не верите в подобный символизм продуктов, то рассказав о них в шутливой форме за столом, вы непременно поднимете настроение всем гостям.

Кутью обычно готовили из пшеницы. Но если вы знаете, что ваши домочадцы не любят этот продукт, тогда можно приготовить традиционное блюдо из риса, перловки или пшеничной крупы.

Как приготовить богатую кутью с молоком

Ингредиенты: пшеница - 200 г, молоко - 300 мл, мед - 1 ст.л., мак - 50 г, сухофрукты - 150 г.

Как готовить: сначала сделаем узвар. С вечера сухофрукты хорошо промываем, заливаем холодной водой и оставляем на ночь. Утром не сливая воду, ставим на огонь и доводим узвар до кипения. Выключаем огонь и оставляем настаиваться.

Зерна пшеницы заливаем холодной водой и оставляем на 3-4 часа. Затем остатки воды сливаем, добавляем молоко и варим на маленьком огне до готовности.

Пшеницу высыпаем в красивую вазу, добавляем мед, мак и узвар. Перемешиваем. Кутья готова.

Как изменить вкус кутьи

Чтобы кутья была вкуснее, разотрите мак в кофемолке.

Также кутью можно готовить и без молока, а на воде. Но в готовое блюдо тогда добавляем сливочное масло или сливки.

Не забудьте украсить кутью. Особенно эффектно будут смотреться на ней цукаты, свежие фрукты и измельченный шоколад.

А уж если хотите поразить вкусом кутьи вторую половинку, добавьте в блюдо 1-2 ст. л. коньяка или рома. Вкус будет просто божественным. Но, конечно же, такую кутью нельзя давать детям.

А еще обязательно узнайте, и .

В Белгородской области сильны южнорусские традиции. Одной из них является встреча Старого Нового года, вечер накануне которого называют Щедрый вечер, Богатый вечер.
В старину девушки и парни, а ныне чаще детвора, ходили по дворам и пели песенки - щедровки.

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.

Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.

Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома знакомых, родственников, соседей.
Хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
И для домашних хозяюшки подают на стол обильное угощение: холодец, пироги, мясные блюда и, обязательно, вареники. В один вареник кладут кольцо, если он достанется незамужней девушке или холостому парню, то это предвещает скорую свадьбу.
А на следующий день, на рассвете, мужчины идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом. Эта традиция, к сожалению, почти утрачена.

Сею, вею, посеваю,
Хозяина поздравляю.
Дай хоть рубль, хоть пятак,
Не уйду отсюда так.

Девушки в этот вечер гадают на суженого.
Всё, как в балладе Жуковского "Светлана"

За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.


Щедрый вечер , или Шедрец , – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.

В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Другие названия праздника

  • Авсень
  • Багатая куцця (белор.)
  • Богатый вечер
  • Васильева каляда
  • Васильева каша
  • Васильевская коляда
  • Жирная кутья
  • Каза (белор.)
  • Кесаретский поросенок
  • Конiкi (белор.)
  • Куготы (белор.)
  • Куцця з каўбасой (белор.)
  • Куцця святого козліка (полес.)
  • Ласточки (полес.)
  • Маланья
  • Маланья толстая
  • Меланка (укр.)
  • Меланьи-желудочницы
  • Оготуха (полес.)
  • Овсень
  • Окончание праздника Рождества (христ.)
  • Порезуха
  • Сільвестр (белор.)
  • Сировари (серб.)
  • Сочельник (словак.)
  • Щедрец
  • Щедрий Вечір (укр.)
  • Щедровки (полес.)
  • Шчодрая куцця
  • Шчодры вечар (белор.)
  • Шчодрык (белор.)
  • Украинские традиции

    Празднование
    С давних времен в Щедрый вечер устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). С утра хозяйки варили вторую обрядовую кутью (щедрую) и добавляли в нее мясо и сало, в отличие от постной (на Коляду). Мясо преимущественно должно быть свининой, так как считалось, что это символ большого будущего урожая и плодородия. Кутью ставили на покути (в красный угол). Также хозяйки пекли блины, пироги и вареники с творогом. Кушаньями они благодарили гостей, которые приходили пощедровать.

    После заката Солнца, когда просыпалась нечистая сила, начинали ходить щедрующие по всем домам и петь песни. Девочки-подростки по одной или компаниями бегали по соседям и щедровали. Парни тоже могли ходить и это называлось «водить Меланку». Юноши одевали маски и говорили хозяевам добрые пожелания, пели песни, плясали, ставили шутливые сценки. Как правило, один парень наряжался в женский наряд и его звали Меланкой. Все веселье продолжалось до полуночи. Утром переодетые юноши и девушки шли на перекресток и жгли «Деда», или «Дидуха», который был сделан из снопов соломы и заготовлен от Святого вечера до Нового года. Через получившийся костер все дружно прыгали. Это символизировало очищение от общения с нечистой силой.

    Хождения по домам на этом не заканчивались, а продолжались. На рассвете следующего дня молодежь ходила к крестным отцам, родственникам и близким и посевала зерном, которое брала в рукавицу или в сумку. Первый посевающий разбрасывал зерно и поздравлял всех – этот человек по верованию приносил в дом счастье.

    Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
    На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
    Щоб уродило краще, ніж торік, –
    Жито, пшениця і всяка пашниця,
    Коноплі під стелю на велику куделю.
    Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
    Дай, Боже!

    По народным верованиям считалось, кто первым зайдет в дом. Если это будет парень из уважаемой и многодетной семьи с хорошим достатком, то являлось добрым признаком. Если первым гостем оказалась девушка или женщина детородного возраста, то радости было меньше. И совсем считалось плохой приметой, если первой в дом войдет вдова, старая дева, старик или калека. В связи с этим, девушки первыми не посевали, а заходили в дом после ребят.

    Верование и гадание
    Кутья являлась центральным угощением и с ней было связано много обрядов. Кутью несли соседи друг к другу с целью помириться и встретить новый год в мире и согласии. Юноши, получившие до этого тыквы (отказ), посылали с кутьей сватов с надеждой теперь получить согласие.

    На Щедрый вечер было принято гадать. Гаданием занимались обычно незамужние девушки. А парни тем временем воровали у их домов двери и калитки. Отцам девушек чтобы их вернуть, следовало уплатить магарыч (вознаграждение).

    Некоторые гадания:

  • по первому встреченному на улице животному девушки гадали какой характер будет у будущего мужа: собака – плохой муж и жизнь собачья, овца – тихий, послушный муж и т.п.
  • по насыпанным кучкам зерна у дома гадали какая будет семейная жизнь: нетронутая кучка – полная и богатая и т.п.
  • на ночь под подушку клали гребешок и произносили: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится – за того и придется выйти замуж.
  • на ночь в тарелку с водой клали соломинки и произносили: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром соломинки подплыли к краю, то замуж девушка выйдет за того, кто приснился.
  • Украинские щедривки

    Щедрик ведрик

    Щедрик ведрик,
    Дайте вареник,
    Грудочку кашки,
    Кільце ковбаски,
    Ще того мало –
    Дайте ще сала;
    Ще того трішки –
    дайте лепішки;
    (Або) дайте ковбасу,
    (Я до) дому понесу,
    (А) як дасте кишку,
    То з’їм в затишку!

    Щедрик, щедрик, щедрівочка

    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка,
    Стала собі щебетати,
    Господаря викликати:
    - Вийди, вийди, господарю,
    Подивися на кошару,
    Там овечки покотились,
    А ягнички народились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будеш мати мірку грошей.
    Хоч не гроші, то полова,
    В тебе жінка чорноброва.
    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка.

    Ой сивая та і зозулечка

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Усі сади та і облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в одному та і не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в тім саду три тереми:
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У першому - красне сонце,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У другому - ясен місяць,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в третьому - дрібні зірки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Ясен місяць - пан господар,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Красне сонце - жона його,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Дрібні зірки - його дітки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    На щастя, на здоров’я, на нове літо!
    Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
    Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

    Русские традиции

    Щедровка

    Щедрик-Петрик

    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник!
    Ложечку кашки,
    Наверх колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей!
    Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько ёлок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом,
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Белорусские традиции

    Щедривка

    Не гневайся, мая мила

    Вой, под лесом да под высоким,
    Ой там ходзиць стадо коняй,
    Добры вечар, щодры вечар!
    А ў том стадзи конь говориць:
    – Нихто мине не паймая, ни з`сядляя.
    Одозваўся молоды молойчик:
    – Яй того коня поймаю, яй осядлаю.
    Вой, поеду ў чисто полё,
    Выполюю дзевяць лисоў,
    Дзевяць лисоў, дзясятую кунку
    Да своёй матонцы на шубку.
    Як почула гэта - загневалася,
    Вой, да яго да миленькая.
    – Ох, ни гневайся, мая мила,
    Циж ты мине гадавала?
    Годовала мяне родна матынька,
    Цёмнай ночы не доспаўши,
    Яснай свечы не тушиўши,
    Очепок з ножак не спущаўши.

    Сербские традиции (Сировари)

    На юго-востоке Сербии в этот день проводился обряд Сировари, название которого произошло из 2-х слов «Сирово-борово». Похожий обычай существовал в македонских и болгарских регионах и назывался «сурвакане» .

    Вечером парни-сыровары наряжались (но без масок, в отличие от рождественских каледарей) и обходили дворы в селе. Наряды повторяли свадебные платья, а герои – свадебную процессию. Парень, переодетый в «невесту», носил куклу-ребенка и искал в каждом доме ему отца. Игра в переодевания была насыщена эротическими элементами, например, «невесту» пытаются ущипнуть). Все ряженные создавали большой шум, чтобы отпугнуть нечистую силу («караконцуле»), которая была сильна и активна до и могла принести вред людям и домашнему скоту.

    Болгарские традиции (Сурваки)

    31 декабря в Болгарии после полуночи и до рассвета проходил обряд Сурваки, названный так из-за украшенной ветки кизила – сурвачки. Эта ветка должна была быть свежесрезанной, сырой, то есть хранящей в себе жизненные силы природы. Ею сурвакары хлестали всех в доме по спинам: от младшего до самого старшего, и всех домашних питомцев тоже, приговаривая при этом величания и добрые пожелания.

    На юго-западе Болгарии мужчины также рядились в костюмы и маски из дерева, перьев и меха, особенно часто в барана, козла или быка. Обходы начинались вечером и продолжались утром. С плясками, анекдотами, шутками, играми в «свадьбу», «убийства» и «воскрешения» мужчины обходили дома и несли пожелания здоровья, удачи, любви, благоденствия. После ритуальных обходов собирались на центральной площади и продолжали веселиться.

    Приметы

    В ночь на Старый Новый год люди примечали все вокруг и пытались предсказать будущее. Например:

  • тихая и ясная ночь после Нового года – будет спокойный и счастливый год для людей и скота;
  • солнце всходит высоко – будет год счастливым и сад даст сильный урожай;
  • много инея на деревьях – будет много зерна и меда;
  • мягкий снег – к урожаю, тепло – к дождливому лету;
  • по первому дню нового года судили какой будет весь год;
  • если на Мелании оттепель – будет теплое лето.
  • Loading...Loading...