Здоровьесберегающая коррекционная технология «Сказкотерапия. Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология Технология сказкотерапия в доу

Кравченко Ирина Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №128
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия" - современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

«Сказкотерапия» - современная технология в работе

музыкального руководителя ДОУ

Моя работа музыкального руководителяв дошкольном образовательном

учреждении

на современном

наполняется

человека,

способного

самостоятельному

творческому

личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и

применение в непосредственной образовательной деятельности различных

педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального

воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности –

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

музыкальному

образованию

потребовали

использования

абсолютно

наиболее

эффективных

педагогических

технологий в развитии музыкальности детей. Путь к музыке должен быть

оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, я

выбираю формы и методы работы музыкально-художественной деятельности,

направлена

развитие

способности

чувственному

восприятию

наблюдению,

ассоциативности

художественного

мышления,

выразительно сти

интонации,

в о ка л ь н о й,

инструментальной.

инновационных

технологий

музыкального

воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,

ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец,

импровизированное

движение

озвучивание

пантомиму, импровизированную театрализацию.

Правильно

организованная музыкальная

деятельность

помогает мне развивать кругозор и воображения ребенка, обогащает его

впечатлений,

развивает

слух, музыкальную

воспитывает

понимать

характер,

способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но, к сожалению, не

все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время

испытывают

интереса

образовательной

деятельности.

профессиональными

трудностями

столкнулась

своей практике и я.

Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная

работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных

технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Я нахожу в

сказке тот ресурс, который помогает мне решать профессиональные задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические

технологии и методические приемы, использование которых позволяет мне

достичь высоких результатов в работе с детьми. Сказка не только учит детей

переживать,

радоваться,

сочувствовать,

грустить,

побуждает

речевому

контакту.

наиболее

эффективный

коррекционного

воздействия

наиболее

проявляется

обучения: учить играя. Так сказка может предварять восприятие музыки или

прослушивание

программного

произведения

помогает

заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.

иллюстрируемая музыкой – еще один прием, используемый

мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое

иллюстрирует рассказ,

помогают

активному

восприятию

усвоению

новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы

сопровождающая сказку,

несложной

разнообразной

характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию

кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений,

развивает

музыкальную

воспитывает

и сосредоточенности.

Некоторые дети отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не

испытывают

интереса

музыкальным

занятиям,

некоторых

недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять

средства

художественной

выразительности

собственном

творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных

произведений.

Отсутствие

богатого

литературного

жизненного

ограничивает

творческие

возможности

Дошкольники

проявляют

волшебным

осмысленно

воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на

материале

телепередач,

специальную

привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях,

развиваю

творческого

рассказывания

знакомства

сказками. Для я этого разработала проект: «По дорогам сказок».

Участники.

Дети, родители, воспитатели.

Организация работы проводится по трем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Цели:

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на

положительных

сказочных

развитие

творческих

способностей, познавательного интереса.

Задачи:

развивать

произвольное

внимание,

мышление,

воображение,

фантазию, творческие способности;

Развивать познавательный интерес;

Развивать речь, обогащать активный словарь;

Обогащать положительный эмоциональный опыт.

Предполагаемые итоги реализации технологии:

Повышения внимания на музыкальных занятиях;

Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения;

Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный

опыт на примере поведения сказочных героев;

Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

2. Изучение методической литературы. Теория.

Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с

разработаны педагогические и психолого - педагогические технологии по

сказкотерапии, в том числе: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству»;

Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. «Подарки

фей», развивающая сказкотерапия для детей.

Сказкотерапию

эффективно

использую

формирования

благоприятных условий формирования креативных качеств личности. Дети,

которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и

не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на

хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, я

развиваю

фантазию,

внимание,

наблюдательность,

сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом

процессе, сами сочиняют сказки или придумывают творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

Бытовые сказки;

Волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок:

медитативные

психоэмоционального

напряжения),

рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы;

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,

доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и

ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами… Чем старше

становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и

сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

образом, сказка – жанр устного народного

творчества;

художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового

характера.

Несмотря

классификацию

огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Сказки

вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям

необычайных

оказывают

эмоциональное

воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник

мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно

осмысливаются

абстрактно.

собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые

силы, кроме родителей? А сами родители - являются ли они доброй силой?

Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти вопросы.

образное

отражение

качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности;

произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения

сказочных героев. Существует много методов и способов работы со сказкой

для развития различных способностей ребенка.

«Сказкотерапия»

лечение

сказками ,

этот

метод

инструментом

психотерапевтов

один

способов

коррекции

отклонений в психическом развитии.

области психолог Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева определяет сказкотерапию как

способов

передачи

духовном

социальной

реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной

природе человека.

Сказки в своей деятельности с детьми я стараюсь использовать всегда,

в основном в праздниках и развлечениях, а также по слушанию музыки.

поставила

повышение

внимания

заинтересованности

музыкальных

занятиях,

тщательно

использованию

средства

деятельности. В процессе использования технологии, я применяю методы и

куклотерапию,

психогимнастику,

мнемотехнику,

моделирующую

пальчиковые

словесное

комментирование,

словесное

фантазирование

музыкальной

композиции,

словесное

рисование,

пантомимические этюды и др.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая

красочная

предваряет

прослушивание

программного

произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

«Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой,

а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала Зарянка в ладоши воды

родниковой

разбрызгивала

солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это

солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги». Далее

идёт слушание музыки Э. Грига «Утро», дети высказывают свои впечатления

об услышанном. Можно включит после высказывания детей дидактическую

игру «Росинки», где дети отбирают «росинки», соответствующие настроению

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

вызывает

слушание

иллюстрирует

помогают

активному

восприятию

усвоению

музыкальных

произведений.

Музыкальный

репертуар,

используемый

удовлетворять

одновременно

требованиям

художественности

доступности.

Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной

характеру,

средствам

музыкальной

выразительности.

сопровождают

знакомой

Исполнение

музыкального

произведения

художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы

выражение

исполнителя,

исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на

них рассказ, музыка.

Пример. Русские народные сказки «Алёнушка и лиса», «Курочка Ряба»,

«Теремок» и др.

слушания

небольшое

вступление, например: «Знаете, что однажды в осеннем лесу произошло с

Алёнушкой?

садитесь

поудобнее

слушайте.

занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно

повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, я провожу

концерт-загадку. Я говорю детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте

и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняю музыку, уже знакомую

детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку

3. «Волшебные превращения».

психодинамических

медитаций

движениями,

перевоплощениями,

развитием

различного

чувствительности,

получением

двигательного

моделированием

ситуаций

детского

медитаций

направлен

энегргетизацию тела и связан с использованием телесно ориентированных

приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение

растений, упражнения с тканью).

4. Постановка сказок, мюзиклов.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизится с героем

пережить

раздвигает

жизненного

дошкольника

обогащает

детьми подготовительной группы «Лесная сказка» и Теремок» мы поставили

сказки-мюзиклы: «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха».

Детский мюзикл -

это музыкальный спектакль для детей, включающий в

себя все основные виды искусств - музыку, театр, литературу, хореографию.

детей, основанные

современном

изложении - это музыкальные сказки «на новый лад».

Та не ц –

телесное

выражение

различных

эмоциональных

состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя,

ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им.

Я даю детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет

детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить

положительные

состояния.

становятся

более свободными и уверенными в себе.

Мендельсон

слов» (Песня

венецианского гондольера).

Без музыкального сопровождения.

В руках у детей звёздочки из блестящей бумаги. Варианты движений.

Вариант 1.

Взять звезду за лучик и нарисовать в воздухе узор, переложить её в

другую руку;

Держать звезду двумя руками за противоположные лучи, выполнять

различные волнообразные и круговые движения;

Кружиться, опуская и поднимая звёздочку;

Выполнять

небольшие

пробежки

последующими

кружениями

покачиваниями;

Сделать то же самое с музыкальным сопровождением.

Вариант 2.

Надеть детям на головы ободки – звёздочки. Предложить им разбиться на

звёздочки

придумать свой танец:

а) бегать по кругу друг за другом, выполняя красивые движения руками;

б) бегать по кругу, держась за руки;

в) кружиться;

г) сбегаться в середину, разбегаться в кружении, одновременно выполняя

плавные движения руками;

д) держась за руки, подниматься на носочки и плавно приседать, поднимать и

опускать сцепленные руки.

Дети какой-нибудь звёздочки показывают свой танец другим детям.

«Зима». Г. Свиридов «Романс» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.

Пушкина «Метель»).

Движения выполняются с белыми шарфами, лентами или снежинками.

врассыпную

необходимый

Вступление: на каждый аккорд дети меняют позу. Далее дети начинают

«оживать» и очень медленно двигаться. Затем исполняют плавный танец. С

окончанием музыки останавливаются, принимая красивую позу.

6. Ходьба с закрытыми глазами. С помощью этого приёма можно

решить две задачи:

Развитие координации движений и представления о «схеме тела»;

Усиление сказочного впечатления.

Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это

усиливает

сказочный

возможность

музыкальному мне или воспитателю незаметно поменять положение или

внешний облик.

7.Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры,

игровой массаж). Их можно объединять в небольшие сказки по одной или

разным темам.

Комплекс

игрового

Пальчиковая

«Рукавичка».

Я начинаю свой рассказ: «Жила на свете одна тучка и было ей очень

грустно, потому, что никто не хотел с ней дружить и вот однажды она

подлетела

попросилась поиграть вместе с ними, но дети не захотели с ней играть и тогда

тучка обиделась и заплакала.

Игровой массаж с пением «Дождь»:

«Бегают» пальчиками по лицу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

Хлопают в ладоши.

Град! Град! Сыплет град!

Изображают руками «крышу» над головой.

Все под крышами сидят,

Гладят себя по лицу.

Только мой братишка в луже

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Ловит рыбу нам на ужин.

спрятались

рассказала им интересную сказку про рукавичку.

ладошками

Показывают

обратную

Рукавичку

Вытянуты

показать

Рукавичка

пальчиками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

поживать

распевать

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласила

жестикулируя

Вытягивают

складывают

движения

рукавичку

Рукавичка

кулачком

пригласили

движения

Пирожками

угостили

поживать

метелкой

подметать

Движение

коленкам

кулачками

Рукавичку

Рукавичка

кулачком

испугались

8. Психогимнастика.

Мимические

пантомимичекие

Релаксация.

укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к

психолого-педагогическим

психотерапевтическим

методикам,

является

сохранение

психического

здоровья

предупреждение

эмоциональных

расстройств

Основная

преодоление

барьеров

развитие

понимания

психического

напряжения,

создание

возможностей

самовыражения.

В психогимнастике придается большое значение общению детей со

сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального

здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво,

дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они

нуждаются

качестве

своеобразного

использую

подвижные

перемежая

основные

музыкального

разучиваем

короткие

сказочного

предлагаю

внимательно

прослушать

стихотворение

небольшой рассказ, затем ребята «показывают» услышанное, не произнося ни

слова мимикой и жестами самостоятельно, либо под мое чтение.

«Медвежонок и пчелы», «Мухи», «Муравей» и т.д. Дети играют в

подвижные игры с участием сказочных героев.

9. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Использую

методику «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даю

задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения

(несколько предложений).

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П. И. Чайковский «Баба

яга», М.И. Глинка «Марш Черномора» и т.д.

10. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный

музыкально-двигательный

воплощение

эмоционально

о к р а ш е н н ы х

д в и ж е н и я х

м у з ы к у

к а ко г о - л и б о

о б р а з а.

Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые

развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует

коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность

осознать

посмотреть

способствуют

формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Основная цель

этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального

произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные

движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка

активизировать

фантазию

побуждать

творчеству,

использованию

выразительных

движений.

научились

музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер

музыки в движениях и у них получаются интересные образы. В младшей

группе дети исполняют простые этюды.

Этюд «Прогулка по лесной полянке»: дети гуляют, нюхают цветы, собирают

листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками. Дети средней и

старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, затем детям

дается творческое задание.

Этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом,

несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются

шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса

вокруг. Особое внимание уделяю выразительности движений. Такие

возможности,

объединяю

«Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов могут

находить

праздничных

инсценировках,

спектаклях,

хороводах.

психолого-педагогической

литературы

сказкотерапия

является

составляющей

воспитательного

процесса

дошкольного

возраста.

Применение

процессе

воспитания

детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу

эффективности этого средства воспитания.

Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие

способности,

показать

возможности

танцевальной,

музыкальной

деятельности.

застенчивые

увлечённые

действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются.

Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить,

что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке

человечность

способность

человека

волноваться

несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою»

Сказкотерапевтические

постановки

допускают

«мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой

деятельности.

Ценность

результате,

продукте

творчества, а в самом процессе. Сказки открывают ребёнку удивительный

психотерапевтического

воспитательного

воздействия

очевидна.

сказочным

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Подготовила: воспитатель Комсомольского ДОУ «Сказка» Спасенко А.А.

Уважаемы коллеги, разрешите представить Вам презентацию темы по самообразованию «С КАЗКОТЕРАПИЯ в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.

Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Арт терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).

В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий:

изотерапия (рисуночная терапия),

фототерапия (творческие занятия фотографией),

песочная терапия ,

куклотерапия ,

игротерапия,

Музыкотерапия

Танцевальная терапия,

Цветотерапия.

Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Актуальность использования

Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

  • обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
  • присутствует образность и

метафоричность языка;

  • психологическая защищённость

(хороший конец);

  • имеется наличие тайны и волшебства

Задачи сказкотерапии

  • Развитие слухового и

зрительного внимания

  • Развитие наблюдательности

и зрительной памяти

  • Развитие аналитических способностей

(умения сравнивать, обобщать, находить

причинно-следственные связи)

  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться

с активной деятельности на пассивную

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими,

совершенствование коммуникативных навыков


Требования в работе со сказкой:

  • Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
  • Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
  • Дозированность – сказкотерапия побуждает к

размышлению. Это длительный

процесс. Поэтому нельзя

«перегружать» детей

психотерапевтическими

сказками, чтобы они не утратили

к ним чувствительность.


  • Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
  • Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
  • Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
  • Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

  • Театр авторской игрушки
  • Пальчиковый театр

  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
  • Красочные картины

по сюжету сказки


Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.

4.В конце занятия –ритуал

«выхода из сказки».


1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

  • Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Игра «Волшебный клубочек»,
  • Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
  • Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
  • В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
  • Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

2 этап работы:

Чтение сказки

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки:

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?


3 этап работы:

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.


4-ий этап работы:

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и

проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».


ВЫВОД:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
  • способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
  • В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
  • Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
  • Работа со сказкой направлена непосредственно

на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

  • Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

«Сказка - ложь,

да в ней намек – Добрым молодцам урок,

Красным девицам венец!

Вот и сказки конец!»

А кто слушал молодец!..

МАДОУ детский сад №71 Воспитатель первой младшей группы Кормщикова Елена Наилевна

Сказкотерапия – метод достаточно известный, но, к сожалению недостаточно используемый. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.

Мы все любим сказки, а дети особенно! Я в группе читаю ребятам сказки, после обсуждаю ее с ними. Мы ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки. Самое важное, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом сказки, и неоднозначностью ситуации. Почему так произошло с героем? И что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию. Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Конечно, сказочные задачи мы еще не решаем, а вот изменить конец сказки нам по плечу, ведь можно совместно с детьми, спасти колобка от верной смерти! При показе использую и кукольную ширму и различные атрибуты кукольного театра, многое из которых сделано своими руками!

Например, наши дети очень любят сказку «Колобок» , после многократного прочтения, и показа сказки, мы пытаемся драматизировать эту сказку, при этом мне нравиться использовать книгу Н.Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких» . Для этих целей мы создали огромное количество кукольных театров:

  • Кукольный театр (На плоскостной картинке, на кружочках…)
  • Стендовый театр (Теневой, фланелеграф, книжка..)
  • Театр на руке (пальчиковый, картинка на руке, варежковый..)
  • Верховые куклы (На гапите, на ложках, Бибабо..)
  • Напольные куклы (Марионетки, конусные)
  • Театр живой куклы (Ростовые куклы, театр масок)

Но это еще не все, после мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!

Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. Еще использую авторские психологические сказки, например, мне очень нравиться сказка КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, возраст: 2-5 лет, Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством (приложение 1) .

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев» . Иногда я прошу детей «позвать сказку» , при этом они начинают громко хлопать и топать. Я так же использую аксессуары героя, либо изменяю голос, вхожу в роль. Можно, например, рассказать знакомую сказку «Репку» от лица мышки, получается забавно.

Механизмы реализации:

  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли) ;
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Арт-терапия

Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как «У медведя во бору» , «Пузырь» , Кот и мыши» …

В работе с детьми я использую данные методы:

  • Опрос «Твоя любимая сказка»
  • «Слушаем сказку»
  • «Рассказываем сказку»
  • «Показываем сказку»
  • Рисуем любимую сказку.

Результат:

  • развитие речи, обогащение словаря
  • оптимизация эмоциональной сферы дошкольников
  • оптимизация межличностного взаимодействия дошкольников
  • развитие памяти, внимания, мышления
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие творческих способностей
  • развитие изобразительных навыков.
  • Исполнение ролей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведь сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Мною была разработана консультация на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности» , где подробно было рассказано о том, как сказка влияет на самосознание ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Практическая значимость. Разработанные в ходе проекта занятия по сказкотерапии смогут помочь воспитателям организовать работу по профилактике нарушений со стороны эмоциональной сферы.

Заключение.

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.

Сказка для ребенка - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Приложение 1

КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру.

И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе Парацельс. Волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать. Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать. Что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества )
  6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии .

В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок. Которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными “соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице:

  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки.

Особенности сказки:

  1. Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;
  2. Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;
  3. Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
  4. Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.

Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. “Вжиться” в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
  2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых, или подростков).
  3. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
  4. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  5. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы присоединяется к сказочной фразе одну или две.
  6. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.

Обычно в сказкотерапии для детей сказки структурируют по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.

2.Сказки для гиперактивных детей.

3.Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой, проблемы с мочевым пузырем и т. д;

5.Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6.Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

I. Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление - медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый - мягкий,

Сильный - слабый,

Холод - тепло,

Сосулька - водичка,

Движение- сон,

Страх - доверие,

Злой -добрый.

Используются следующие варианты упражнений:

Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» - «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

Детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Ведущий, дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяет, насколько напряглись мышцы его тела. Затем он ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

При обучении детей расслаблению ведущий обязательно проверяет степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных ведущий чаще, чем других, нежно и ласково поглаживает, помогая им расслабиться.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше если это происходит в положении «лежа».

Ведущий «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы! У вас замечательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спокойным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.

Лучше это делать без музыки, так как она будет отвлекать внимание детей от голоса ведущего.

Расслабление - медитация. Что такое медитация? Это состояние наиболее полной и глубокой погруженности в какой-либо процесс, которым может быть концентрация внимания на зрительных или слуховых объектах, на состояниях своего тела и т. п.

Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то, или иное состояние. Ведущий старается помочь детям максимально глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения... Если медитация предполагает перевоплощение в героев сказок, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.

Как построить подготовительные занятия?

Для этого достаточно трех-четырех упражнений, например:

Упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы.

Упражнение на расслабление по контрасту с напряжением.

Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.

Сколько времени готовить детей к сказкам? Этот процесс совершенно индивидуален, он зависит от психологического состояния группы и от возраста детей. Кому-то потребуется две-три недели, кому-то месяц-полтора.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятия по сказкам достаточно проводить один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума.

В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Основные правила проведения занятий:

1. Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как важно научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественными и сильными.

Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означает, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».

Внутренние звуки - это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастет.

3. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.

Для выхода из сказки нет необходимости использовать те же приемы, что и для вхождения. Выход осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир. Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества, знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.

5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

Разумеется, при составлении занятий тексты сказок приходятся значительно сокращать, зачастую что-то изменять.

6. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходится тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него, что называется, с головой.

Любое, даже самое простое, движение или действие имеет глубину. Под глубиной понимаются точность, выразительность, качественность... Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребенком пятилетнего возраста и семилетнего. Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребенком в начале года и в конце, при первом знакомстве со сказкой и при повторных знакомствах с ней. Приобретаемые навыки расслабления и осознанного восприятия мира увеличивают чувствительность детей, и то, что сначала осуществлялось поверхностно, в дальнейшем будет выполняться с большей отдачей, на более глубоком уровне.

8. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять. О применении и изготовлении «кукол-марионеток» можно узнать из книги «Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии».

9. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Be-

душий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. От ведущего требуются некоторые психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль.

10. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом» (Владимир Солоухин).


Галина Филатова
Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ»

«Сказкотерапия » - как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

«Там на неведомых дорожках»

НЕ бойся сказок . Бойся лжи. А сказка ? Сказка не обманет .

Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет.

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия ярко представленные в образах героев закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. В настоящее время сказка всё чаще начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач : обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации отношения между сверстниками, родителями и детьми т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи т. д. Сказкотерапия для дошкольников - это современное средство широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Простое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует прочитать,обыграть, инсценировать. Тщательно проанализировать и сделать оценки и выводы по её содержанию, которое должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, русской народной сказки , рассказа , небылицы,в другом рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях . Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать за происходящим и лишь позже у них возникает желание принять участие в занимательном зрелище. С учётом индивидуальных особенностей детей в сказкотерапию сначала следует привлекать тех детей, которые быстрее откликаются на приглашение взрослого; при целесообразно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости. До проведения сказкотерапии дети сначала знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя. Выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. Большое внимание в сказкотерапии уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психологических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма, и следовательно снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульях : при рассказывании сказки взрослым , фантазировании по музыкальной композиции, Роли зрителей в игре -драматизации по отдельным эпизодам сказки . В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки , действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том какие игры и упражнения понравились, запомнились и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему можно предложить аудиозапись сказки , отдельных игр сказкотерапии . Мнение детей учитывается.

Для проведения сказкотерапии в группе , я использую её как в кружковой работе так и повседневной жизни ребёнка в детском саду. В моей работе я использую театральный уголок, игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для игры – драматизации, для театральных, дидактических и подвижных игр, книжный уголок. Маски, шапочки, костюмы для драматизации сказок . В моей группе, созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В образовательную деятельность включаю распространённые методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, арт- терапию (рисунок, театр, которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти, воображения, что является необходимым условием для подготовки детей к школе. Это также и обучение позитивному общению и приобщению к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, также как любовь, дружба, милосердие и трудолюбие.

С помощью сказочных историй воспитатель может решить и другие проблемы, выявленные у дошкольников : например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды) ; страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.) .

Выделяют несколько приемов работы над сказкой :

рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочинённой воспитателем) ;

Обсуждение сказки , ответы на вопросы;

высказывание ребенком своего мнения об услышанном;

Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) ;

Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) ;

Драматизация сказки .

Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы :

Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка ?

Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?

Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие, что это была бы за сказка ?

Для чего в сказке и плохие , и хорошие герои?

В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки : «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота » - коррекция коммуникативной сферы (О. В. Хухлаева «Терапевтические сказки » ); «Жадный кармашек» , «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении (Е. А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия» ) и др.

Из опыта работы воспитателей :

Воспитатели рассказывают , как в группе проводится работа над сказкой с использованием книжного уголка и пособий, изготовленных по рекомендуемой методике.

Важную роль в воспитании познавательного интереса к сказке и благоприятного воздействия ее на души детей играют родители.

Loading...Loading...