Человек из истории человечества. Человек из истории человечества Как вы думаете гуманные отношения между людьми


Понятие гуманизма, как общественного явления, впервые появилось в эпоху Возрождения.

К тому времени человечество накопило довольно весомые достояния в культуре, искусстве, природни-чих и общественных науках. Это была эпоха возражения норм жизни середньовичча с его жестокостью людей один до одного, к природе, межгосударственными войнами, перехода к новым отношениям. Таким образом в истории человечества появилась новая идеология, которая начала отстаивать наилучшие стороны в отношениях между людьми, которая возражала неровность людей в финансовому, имущественному и других отношениях. Идея гуманизма заключается в закреплении норм человечности в обществе, в освобождении человека от рабского, феодального способа мышления. В дальнейшем понятие гуманизма распространилось и на межнациональные, мижрасови и межгосударственные отношения людей. Идея гуманизма к тому времени не была новой. Много тезисов, которые отстаивает гуманизм воплощались в религиозных учениях разных народов мира. Об этом, например, свидетельствуют славнозвистни заповеди Библии (не убей, не укради и т.д.). Первейшим его носителем в те времена был писатель той эпохи- Петрарка.

Из времен появления идеи впрвадження гуманных отношений между людьми, нациями, государствами понятия гуманизма не изменило своего значения в процессе развития человеческой цивилизации. Однако все это время идеи гуманизма противостоит антигуманизм. Об этом свидетельствует мировой опыт всьго человечества с его численими конфликтами, войнами, бунтами. опустошающими революциями. Даже в наше время мы являются свидетелями таких войн. Это война в Югославии, война в Чечни, Дагестане, Индии и другие войны. Безусловно войны нельзя отнести к гуманным проявлениям человеческих отношений, наввпаки они есть протигуманними. Ведь на войнах гибнут люди, а внаш время развитых военных технологий над человечеством нависает угроза уничтожения природнього среды и уничтожение человечества вообще. Весь ход мировой истории свидетельствует о том, что игнорирование идей гуманизма приведет человечество к глобальной катастрофе- уничтожению жизни на Земле. Таким образом желательным для всего человечества есть поддержка и развитие идеи гуманизма и борьбы с антигуманизмом. Все же человечество в наше время сознает всю опасность войн, как крайнего олицетворения антигуманизма и в лице мирового сообщества старается бороться с этим отрицательным явлением. Этими пробле-мами занимаются такие межгосударственные организации как ООН, ОБСЕ и прочие. Благодаря ним припи-нено межэтнический конфликт в Югославии, решаются проблемы взаимоотношений между наро-дами Израиля и Палестины. Международное сообщество старается уменьшить накал протисто-яння между Южной и Северной Кореей, между Индией и Пакистаном. Идея гуманизма в наше время проявляется и в актах межнациональной поддержки наций и государств в борьбе со среди-народным терроризмом, в случаях стихийных бедствий (засухи, землетрясения, техногенные катастро-фи). Все мы являются свидетелями предоставления финансовой и материальной поддержки международного пения-общества Украине для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в эти дни - Турций для ликвидации последствий землетрясения, предоставление моральной и материальной помощи странам, которые развиваются в преодолении отсталости от других стран мира.

В результате современного развития истории мы наблюдаем увеличение влияния идей гуманизма в международной жизни и жизни народов нашей страны. Значение этих идей очень важное во внутренней жизни каждой страны. Осознание этого властью нашей страны разрешает избегнуть сер"йозних конфликтов между разными пластами населения, разными нациями,

прервести отношения между людьми в цивилизованное русло.

Поэтому для того чтобы идея гуманизма приносила свои плоды и была жизнеспособной необходимо сделать так, чтобы она стала нормой жизни каждого человека. Для этого любой из нас должен руководствоваться идеей гуманизма в быту, в отношениях между друзьями, с родителями, учителями. В чем же заключается выполнение требований гуманизма в повседневной жизни? Ответ простой: это доброжелательность, вежливость, человечность, уважение к старшим, сочувствие чужому горю, взаимопомощь, доброе отношение к природе в осби животных и растений. Ведь если любой из нас будет руководствоваться этими принципами в школе, дома и на улице, то это станет обычным поведением для нас. Это и буде ручательством развития нашего общества в желательном направлении- направления согласия в обществе, мира во всем мире.

Любая встреча в жизни - не случайна. Каждая для чего-то и почему-то дана вам. Каждая откладывает свой отпечаток в вашей судьбе.

По Закону связей, все встречи в жизни условно делятся на девять категорий по степени влияния на судьбу человека и по степени приближения связей:

1. Дети (oни - самые близкие и самые важные люди в жизни);
2. Любимые;
3. Супруги;
4. Родители, братья и сестры;
5. Родственники;
6. Друзья;
7. Сослуживцы;
8. Знакомые;
9. Случайные прохожие.

Начнем с самой дальней категории, воздействующей на нас наиболее слабо, к ней относятся люди, с которыми мы имеем самые минимальные судьбоносные связи.

Законы связей

ПРОХОЖИЕ

Первым встречным мы не отдаем все до копейки и не идем на край света. Cо случайными прохожими иметь только контакты, соответствующие данной категории, - толку будет больше. Основной способ взаимодействия с прохожим - равноценный обмен, что является показателем нашего доброжелательного отношения к миру.

Если вам необходимо принять какое-то решение в отношении человека, которого вы видите впервые, например, оказывать ли помощь, о которой вас просят, покупать ли вещи, которые вам предлагают, - прислушайтесь к своим ощущениям.

Постарайтесь понять, приятный или неприятный энергетический импульс идет от человека и как этот импульс в вас откликается. Например, от тех, кто навязывает свой товар на улице, часто идет неплохой энергетический импульс (они специально этому учатся), но если прислушаться к себе, то возникает смутное неприятное ощущение.

ЗНАКОМЫЕ

Это люди, с которыми мы часто или не очень часто, но встречаемся по жизни. В категорию друзей мы их записать не можем, потому что не чувствуем большой близости с ними. В целом мы не знаем их достаточно хорошо, чтобы понять, кто они для нас, кроме того, что просто знакомые.

Это приятели, соседи, постоянный парикмахер, банщик, школьные учителя наших детей и родители школьных друзей наших детей. Категория эта самая обширная в нашей жизни. И насколько по-разному мы ведем себя в бане и на родительском собрании, настолько по-разному мы строим свои энергетические взаимоотношения с разными знакомыми.

Все мы, жители Земли, едины и похожи, и у нас есть общие задачи. От того, как живет каждый человек, зависит вся жизнь общества в целом, а значит, каждого из нас.

Энергетическое взаимодействие с категорией знакомых самое разнообразное. Знакомых мы можем воспринимать как очень близких и приятных людей, любить их больше, чем родственников, быть с ними духовно едиными, а можем воспринимать кого-то из них даже враждебно. В зависимости от этого мы и строим свои отношения с ними.

СОСЛУЖИВЦЫ

Люди, связанные с нами по делу, ближе, чем просто знакомые. Но их ни в коем случае нельзя путать с друзьями и родственниками. В противном случае могут очень пострадать и деловые отношения, и дружеские, и родственные. Не говоря о том, что само дело может рассыпаться в прах. Взаимодействие с сослуживцами может идти только на равноценном обмене.

Почтенная дама, директор обувного магазина, «по дружбе» берет на работу дочку своей школьной подруги. По странному стечению обстоятельств девочка попадает в ситуацию, когда становится причиной огромных неприятностей. Директор магазина едва не попадает под суд. Все в шоке. Школьная подруга переходит в разряд ненавистных врагов. А между тем виновата лишь сама почтенная дама. Деловые отношения должны строиться только на деловой основе.Но дама до конца не поняла своей ошибки, потому что вывод, который она извлекла из урока, гласил: не делай добра людям.

ДРУЗЬЯ

Судьбоносная категория друзей открывает серию близких и родных людей. А с ними отношения строятся совершенно по-другому. В трех предыдущих категориях отношения строились на основе взаимовыгодных обменов. Взаимоотношения друзей предполагают бескорыстную поддержку, помощь без оглядки на то, что вы получите взамен.

Почему нас сводит судьба? Почему, встречая среди тысяч людей одного человека, вдруг ощущаем родство наших душ? Потому что это родство действительно есть. Мы это не всегда помним и понимаем, но всегда чувствуем, что мы - цыплята из одной корзинки. Мы понимаем друг друга, мы похоже мыслим, у нас одни и те же жизненные ценности. Мы космически из одной корзинки. Как и почему так происходит? Вопрос пока что завтрашнего дня.

Существует древняя истина: лучше быть обманутым друзьями, чем всю жизнь не доверять им. Если друзья вас обманули, что ж, значит, вы ошиблись и не тех людей принимали за своих друзей. Виноваты лишь вы. Учитесь различать категории!

РОДСТВЕННИКИ

Мы пришли в этот Мир не случайно, а по космическим законам, постичь которые до конца нам не дано. Мы - частичка всего общества планеты Земля, поэтому от состояния нашей души зависит состояние всего общества в целом.

Прямо и непосредственно это выражается в том, что мы «очищаем» судьбу своего рода. То естьмы обязаны (по рождению) решать проблемы своей семьи, помогать родственникам, накапливать положительную энергию рода, освобождая последующие поколения от родовых болезней и проблем.

Род, в который мы пришли, взаимодействует с нами по-разному. Одним он дан как охранитель. Род оберегает от напастей, помогает на жизненном пути, направляет и в трудную минуту дает силы. Значит, мы чем-то заслужили такую поддержку! Такие корни необходимо сохранять, передавать по наследству, умножая традиции.

Другим род дан как испытание. В преодолении родовых проблем, а иногда и проклятий, которые на нем лежат, крепнет душа, закаляется, набирает силу и тем самым очищает корни, ведь сам человек - частица рода. Преодолевая негатив в себе, он тем самым очищает род в целом.

Однако есть люди, которые очень мало зависят от судьбы своего рода. Видимо, потому, что у них весьма серьезная личная задача и нелегкое жизненное предназначение по своей собственной судьбе. Такие люди рано покидают родительский кров, уезжают далеко от дома, быстро приобретают самостоятельность и независимость, даже с близкими родственниками поддерживают очень слабую связь. У них часто непростой жизненный путь, и обычно их ждут большие сложные дела.

К сожалению, слишком много людей, играя на родственных чувствах, готовы морально уничтожить своих близких и даже не почувствовать, что сделали нехорошо. Это энергитические «вампиры», от них следует закрываться. И все же, как бы то ни было, если даже самый дальний родственник обращается к вам с просьбой - не откажите, сделайте все, что в ваших силах. Это ваша родовая структура, ее понесут ваши дети и внуки, от вас зависит, насколько чистые, благоприятные и крепкие корни им достанутся.

С родственниками редко возможен равноценный энергообмен. Либо мы пользуемся их энергией, либо даруем им свою. Нередко перерабатываем негативы друг друга. Приходится иногда и закрываться. И все это нормально для данной категории отношений в силу специфичности родовых энергетических процессов.

РОДИТЕЛИ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

Взаимоотношения, которые складываются у вас с ближайшими родственниками, - самый яркий показатель вашего отношения к родовой судьбе. Если в семье несколько детей, то у каждого из них могут быть свои отношения с семьей и, следовательно, свой показатель связи с родовой судьбой.

Так устроен наш мир, что один из детей может быть полным носителем судьбы отца, другой - матери, а третий остается чистым от этих долгов. Возможны и гораздо более сложные переплетения линий семьи между братьями и сестрами. Две дочери могут нести судьбу матери, а отец передает чистую генетическую линию своему внуку. Брат и сестра наследуют отцовские проблемы, а мать передает внуку свои творческие дарования. Вариантов здесь столько, сколько семей на белом свете.

Благоприятные отношения между братьями и сестрами, бескорыстные и доброжелательные, - большой подарок судьбы и бесценная поддержка, дарованная небом.

Но если отношения складываются плохо и даже очень плохо, не забудем и тогда, что это наши братья и сестры, данные нам свыше. И что бы ни случилось, мы должны смиренно принять то, что нам дано. Будем разумной поддержкой нашим близким - это то, что мы задолжали им где-то и теперь отдаем.

Если алкоголик-брат просит денег, чтобы пропить их, наш долг не отдать ему все, что у нас есть, но сделать все, чтобы спасти его. Однако не против его воли. Все, что делается против воли человека, делается во зло.

Если случилась размолвка между сестрами и братьями, простим обидчиков, мы заслужили эти обиды, может быть, мы виноваты больше в нашем обоюдном непонимании друг друга. Уступим и пойдем на примирение - это отработка судьбы нашего рода. Отрабатывая, расчистим путь нашим детям и внукам.

Как бы ни складывались наши отношения с родителями - простим их и попросим прощения за то, что не понимаем их. Что бы ни было, эти люди даны нам Богом, - стало быть, мы именно этого заслуживали и должны смиренно принять то, что дано.

СУПРУГИ

Браки совершаются на небесах. Супруги - это люди, которым предстоит строить вместе свою судьбу. Зависимость от супруга гораздо больше, чем зависимость от родителей. Неудача в супружестве переживается зачастую гораздо тяжелее, чем «трудное» детство. Она воспринимается как крушение планов и надежд молодости. Не всем удается найти силы, чтобы все начать сначала, подчас уже в не молодом возрасте. Совместные дети продолжают связывать супругов и в разводе.

Вы выбрали человека себе в супруги, а теперь он (или она) вас категорически не устраивает. Но вы сами выбрали - значит, этот человек чему-то соответствовал? Получается, что вы выбрали то, чему соответствовали сами в тот момент! Теперь нужно разобраться, зачем вас свела судьба. Что вы должны дать друг другу, чему научить и научиться через вашу встречу.

Энергетические отношения между супругами не знают границ. От супруга практически невозможно «закрыться». Судьба двоих срастается и становится общей. Энергия гармоничной супружеской пары так велика, что они практически неуязвимы. Чуждые, дисгармоничные влияния могут вторгаться лишь на время, энергия двоих вытесняет все мешающее, разрушает все негативы.

Но если вы на второй день или второй год после свадьбы обнаружили серьезную дисгармонию в отношениях с супругом, значит, ваша задача - сделать все, чтобы они стали как можно более гармоничными. Вы не можете просто взять и уйти. Супруг - не случайный прохожий. Это другой уровень отношений.

Когда вы ответите себе на все вопросы и совершите всю сложную душевную работу, у вас появится ощущение пустоты. Не будет ни раздражения, ни досады, не будет обиды, вы будете знать, что во всем виноваты сами. Тогда вы станете свободными, вы будете вправе сделать выбор, вправе разорвать отношения, которые никому не приносят радости. Но ваша работа должна быть выполнена «на все сто», нельзя обмануть себя. Проблема решена, когда уходят эмоции и остается разумное, светлое отношение ко всему происходящему.

Супружество - это опыт служения другому человеку. Это проверка способности любить и сопереживать, способности принимать чужую точку зрения, прислушиваться к ней, несмотря на любую разницу взглядов.

Как много приобретает ваша душа, если вы служите старательно и бескорыстно, со смирением и любовью к человеку. Как счастливы бывают люди, когда, съев вместе пуд соли, они наконец-то гармонично врастают друг в друга, принимая супруга таким, каков он есть, любя всем сердцем его достоинства и его недостатки. Не нужно думать, что это простое смирение перед жизнью или страх перед ней. Если люди достигают гармонии, это всегда результат огромной внутренней работы обоих.

ЛЮБИМЫЕ

Хорошо, когда любимые и супруги совпадают в одном лице. Сложнее, когда это разные люди. Взаимоотношения с любимыми строятся почти так же, как с супругами. Но если супружество может быть сложной судьбой, любовь - это всегда счастье, и дается она в награду, ее надо беречь как бесценный дар.

Если истинная любовь оказывается не взаимной, она дарит нам еще более высокие состояния души, когда мы в состоянии пожелать любимой счастья с другим, с тем, кого она любит.

Энергетическое взаимодействие между возлюбленными может быть только одно - дар. Дарить весь мир, дарить себя, дарить каждую каплю своей энергии. Чувствовать, как с каждым новым дыханием бесценный дар не исчезает, а лишь множится, нарастает, приобретая новую силу.

ДЕТИ

Главный долг живущего на Земле человека - долг перед ребенком. С родительской подачи обычно усваиваются понятия о Мире, Добре и Зле, они впитываются где-то глубоко, на ощущениях даже тогда, когда об этом не говорится вслух.

Какой способ взаимодействия с ребенком вы выберете - дело вашего вкуса, характера, образования, но главное, спрашивайте себя почаще: «Что я стимулирую в нем данным действием, данным конкретным словом?»

Вы наказали свое дитя - что показали вы ему? Пример жестокости, твердость руки, имеющей власть, или то, как нужно быть свободным и нести ответственность за свои поступки? Сколько чуткости, сколько тонкости требуется родителю, чтобы почувствовать, что именно откликается в маленьком человеке в ответ на поступки и слова взрослых. Только бесконечная энергия любви к ребенку может помочь в этой тяжелой, подчас интуитивной работе души.

В завершение можно сказать, что такое деление на категории очень условно. Один и тот же человек может быть для нас в одном случае сослуживцем, в другом случае - другом, в третьем - любимым человеком, родственником, братом. Дело не в том, чтобы навесить на каждого конкретного человека ярлык «случайный прохожий» или «самый любимый из всех любимых». Задача в том, чтобы в моменты общения всякий раз понимать, что происходит, что допустимо и что недопустимо с данным человеком в данной ситуации. опубликовано

Эль Тат

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Нравственная культура - это часть духовной культуры человека, причем главная часть. В этом ее особенность. Как и всякая культура, нравственная культура складывается из нескольких элементов. Каких - подумаем вместе.

Мораль и выгода . Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) провозгласил: «Доверие к жизни утрачено, сама жизнь потеряла смысл». Если слово «жизнь» заменить здесь словом «мораль», то фраза эта замечательно отразит настроение определенной части общества сегодня.

Психологически это объяснимо. Иному человеку, вечно спешащему куда-то, вообразившему, что он покорил природу, когда на самом деле только потерял с ней связь, даже в голову не приходит остановиться и подумать о таких «пустяках», как мораль.

Этот человек, судящий о книгах великих писателей по плохим фильмам, а о картинах мастеров - по тусклым иллюстрациям в популярных журналах, разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения. Он отрицает, отбрасывает «вечные истины», выстраданные человечеством, и говорит: «Все мои поступки должны определяться только одним - моей выгодой».

Проведем эксперимент. Поставим себя на место этого человека, на минуту примем его взгляды и попытаемся понять, что же нам придется в этом случае выбросить как ненужный хлам и к чему это нас приведет. Раз мы становимся на его точку зрения, прежде всего придется вновь вернуться к понятиям добра и зла. В разные времена их смысл понимали по-разному, однако есть поступки, человеческие качества, которые всегда оценивались одинаково. Например, предательство, подлость, клятвопреступление во все века считались занятиями малопочтенными. И наоборот - честь, совесть, милосердие признавались благом. Но мы подчас во все это не верим и предполагаем, что новая высшая ценность - наша выгода, наш эгоизм. В таком случае добро только то, что приносит выгоду, а следовательно, сюда можем записать и бесчеловечность, и предательство, и даже убийство (почему бы и нет, если это принесет нам звонкую монету и повышение по службе?). В окружающих нас людях мы больше не видим родных, любимых, друзей, они для нас средство подняться еще на ступеньку выше, мы шагаем по головам и процветаем.

Но вот тут-то и начинается неувязка. Если мы ставим себя вне морали, то те, «глупые», люди, которые продолжают ориентироваться на общечеловеческие ценности, в конце концов отойдут от нас, оставляя нас в обществе таких же, как мы, предельных себялюбцев. Ни истинной любви, ни дружбы у нас отныне не будет - только вечная погоня за богатством и удачей, пока... кто-то более ловкий не перегрызет горло нам. Потому что если мы взяли на себя право топтать других, то кто-то получает точно такое же право в отношении нас. А предавая, не стоит надеяться, что по отношению к нам будут поступать честно. Сиюминутная выгода от какого-либо аморального поступка может оборачиваться невыгодой в перспективе. Хотя было бы не совсем верным полагать, что в жизни злой поступок обязательно будет наказан.

Итак, решайте сами: являются ли гуманные отношения между людьми чьей-то случайной выдумкой или естественной необходимостью, на основе которой общество только и может нор-мально развиваться? Выбор здесь невелик: или гуманные, человеческие отношения, или атмосфера всеобщей вражды в постоянном ожидании удара из-за угла.

Эти-то «вечные ценности», которые так лихо отбросил наш герой, и составляют один из элементов нравственной культуры человека, ее теоретическое содержание.

Все изменяется, вечным остается вопрос, неизбежно встающий перед каждым человеком: добро или зло, мораль или неразборчивость в средствах достижения выгоды для себя?

Выбирать вам.

Человек - творец самого себя . «Выбирать? - спросите вы.- Но способен ли человек что-либо выбирать и творить себя? Ответствен ли он за то, что из него в конце концов получилось, ведь есть еще жизненные обстоятельства?»

Вопрос серьезный. Полной свободы, как вы уже знаете, в жизни человека быть не может: мы живем в обществе, и оно в чем-то ограничивает нас. И все же в создании себя человек наиболее свободен. Вашему стремлению прокатиться в Париж или познакомиться с любимой кинозвездой могут помешать реальные жизненные условия. Но ответьте, что или кто может помешать вам попытаться совершить добро, от которого вы не получите никакой выгоды, или мелкую подлость, за которую не последует никакого наказания?

Если вы задумаете стать министром, а станете дворником, в этом, возможно, будут виноваты обстоятельства. Но если вы решите прожить жизнь честным человеком, а превратитесь в подлеца - кого в этом винить? Можно, конечно, свалить все на жизненные обстоятельства. Мешают, мол, они быть хорошим. Это, однако, легче всего.

Почти каждый день человек оказывается перед выбором сделать что-либо так, как удобней или как должно. В этом выборе и заключается творение самого себя.

Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Но как гениальный скульптор высекает из бесформенной глыбы мрамора статую, так и каждый из нас своими повседневными, часто почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы.

Итак, мы вольны творить из себя все, что угодно, однако есть у этой свободы и оборотная сторона: ответственность за сделанное лежит целиком на нас.

Но главное даже не в этом. Важно оставить после себя добрую память. А для этого надо иметь душу, не запятнанную шкурными интересами и подлостями различного калибра. Таким образом, получается, что для нравственной культуры одних знаний о моральных ценностях мало. Нужно еще что-то...

Моральные знания и практическое поведение личности . Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять? Общеизвестно, что нет. Как же тогда мораль? Ведь в отличие от закона за нарушение ее норм (правил) даже официального наказания не предусмотрено.

Давайте же поразмышляем, что может обеспечить выполнение норм морали.

Простейший на первый взгляд выход - взять и превратить их в законы. Просто, но глупо. Глупо по нескольким причинам.

Во-первых, можно ли подогнать под какие-нибудь законодательные нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, все ли исполняющие их люди становились бы моральными?

Был у нас долгое время и такой подход: большинство всегда право, всегда морально. А раз так, то оно быстро разберется с теми, кто мораль захочет нарушить. Но так ли это? Подумайте и сами ответьте на поставленный вопрос.

Было, наконец, и еще одно разрешение проблемы, правда ориентированное в будущее. Нарушения моральных норм, да и вообще преступления, говорили сторонники такой точки зрения, есть результат имущественного неравенства. Когда будет создан такой строй, при котором потребности всех людей будут удовлетворяться, исчезнут и причины преступлений. Но как же быть тогда со стремлением некоторых людей к власти любой ценой, с завистью к таланту другого (легенда о Моцарте и Сальери)? Ведь эти чувства не устранишь, обеспечив людей материально. И что заставило дочь американского газетного короля Патрицию Херст, у которой было решительно все, что бы она ни пожелала, собрать банду и грабить банки, убивая при этом людей? В то время как доктор Альберт Швейцер бросил налаженную жизнь и блестящую карьеру, чтобы уехать в Центральную Африку и организовать там лепрозорий для лечения прокаженных. Две судьбы, два выбора.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантии - в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально. Это еще один элемент нравственной культуры.

Критический анализ собственных помыслов и поступков . Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя свою злую судьбу и императора, которому приходят в голову такие бредовые идеи.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

  1. Проблема оценки и самооценки. «Человек... есть лишь то, что сам из себя делает»,- считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905-1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни думал, мир будет его оценивать именно по ним (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это же правило и для самооценки?
  2. Проблема «быть или казаться». Хотите ли вы действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Второе легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но в то же время, избрав такой путь, вы рискуете оказаться в положении Нерона с той лишь разницей, что если недовольство им люди скрывали, так как он был императором, то недовольство вами будет выражаться открыто, в конкретных действиях и неприязни. Но, кроме того, может быть, это и есть самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, неподлинности, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования отличается от остальных тем, что он бесконечен. Можно довольно быстро достичь своего потолка в спорте, науке, искусстве - это определяется мерой отпущенных тебе возможностей. Но совершенствование моральное зависит целиком от тебя, определяется только тем количеством добра, которое ты несешь в мир. Как добро, так и зло, отданное тобой людям, к тебе же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Подведем итог. Мы говорили о нравственной культуре. Она складывается из нескольких элементов: из наших знаний о моральных ценностях, из умения критически оценивать свои помыслы и поступки. И конечно же, из наших практических действий, умения поступать морально, т. е. быть порядочным человеком, господином самому себе.

    Основные понятия

  • Культура, культура внутренняя и внешняя, духовная культура.

    Термины

  • Нравственная культура.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему то, что бывает выгодно, не всегда можно назвать добром?
  2. Как вы думаете, гуманные отношения между людьми - чья-то случайная выдумка или естественная необходимость? Объясните.
  3. Волен ли человек творить из себя все, что захочет? Объяс-ните.
  4. Какова роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры?
  5. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете слова Христа о том, что не хлебом единым жив человек.
  2. Римский император и философ Марк Аврелий сказал: «Какие уж выпали обстоятельства, к тем и прилаживайтесь, и какие пришли люди, тех любите». Дайте вашу оценку этому утверждению.
  3. Раскройте смысл слов современного французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».
  4. «Рисуя, он создал себя таким, каков он есть...» - сказал Ж.-П. Сартр о художнике Пабло Пикассо. Выскажите ваше мнение, что хотел выразить этим философ.
  5. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясните, как вы понимаете это утверждение.
  6. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление к карьере сочетаться с моралью? Если да, то при каких условиях?

Гуманность в наше время стала редким явлением. Некоторые люди даже не знают, что значит это слово. Вообще в переводе с латыни гуманность означает человечность, то есть умение уважать и признавать ценности человечества, достоинство каждой личности.

Чтобы убедиться в том, что современное общество очень далеко от гуманности, стоит просто проехаться в общественном транспорте в «час пик», когда уставшие и агрессивно настроены друг против друга пассажиры готовы подраться за свободное место. В такие моменты начинает казаться, что такая черта характера, как гуманность, лишь красивая выдумка, но, к счастью, это не так. В мире до сих пор остались лица, способные бескорыстно жертвовать чем-то ради общества, способных уважать и любить не только близких, но и незнакомых людей. Например, гуманной, по моему мнению, можно назвать известную актрису Анжелину Джоли, выполняющая обязанности посла доброй воли ООН и действительно заботится о детях-сиротах, жертвует большие средства на их содержание и даже усыновила нескольких малышей.

Тема гуманности широко отражена в мировой литературе. Например, в рассказе М. Горького «Данко» главный герой вырывает свое сердце из груди для того, чтобы осветить путь людям. Также проблему человечности поднял в своем бессмертном произведении «Фауст» гениальный немецкий писатель Гете. Он показал, что человек становится на самом деле счастливым лишь тогда, когда посвящает себя труду в пользу других.

Итак, я считаю, что гуманность — это чрезвычайно редкий дар, который нужно беречь потому что, имея его, человек действительно становится Человеком.

Гуманность — это уважительное, доброжелательное, сочувственное отношение к людям, умение быть сдержанным в оценке их поступков.

Развитие гуманизма уходит своими корнями во времена Возрождения. Именно тогда высказали мнение о том, что человека надо уважать и ценить таким, каков он. В наше время эти идеи через средства массовой информации широко пропагандируют и политики, и звезды.

Гуманность, прежде всего, предполагает снисходительное отношение к проступков окружающих, ведь ни один человек не застрахован от ошибок. Даже преступники имеют право на второй шанс, право искупить свою вину. Поэтому, я считаю, что отмена смертной казни стала еще одним шагом на пути развития гуманного общества.

Синонимом гуманности есть человечность, т.е. способность сочувствовать и помогать окружающим. В международном масштабе этот аспект проявился после Чернобыльской катастрофы. Тогда Куба абсолютно бесплатно организовала специальные лагеря для лечения и оздоровления украинских детей, пострадавших в результате той страшной аварии.

Важной и наше время является пропаганда гуманного отношения к ВИЧ-инфицированных, потому что общество за недостаточной информированности об этой болезни просто отворачивается от таких людей.

Поага национальных и общечеловеческих традиций и ценностей тоже является составной гуманности. Например в поэме И. Котляревского «Энеида» сказано, что во время войны между туром и Энеем по их взаимной договоренности бои на время прекращали, чтобы каждый народ мог достойно похоронить погибших воинов.

Следовательно, гуманность — это, прежде всего, взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу. А без этого невозможно построить высоконравственное общество и крепкое государство.

Loading...Loading...