Способы преодоления застенчивости детей дошкольного возраста. Застенчивость у детей — мой застенчивый малыш! Почему ребенок стесняется? Ищем причины

Некоторые родители жалуются, что всегда веселый и общительный ребенок, вдруг замыкается в себе, не реагирует на приветливость незнакомых людей. Такая ситуация знакома многим. Почему же так происходит? Давайте попытаемся разобраться.

Представьте ситуацию: вы пришли на прием к врачу, доктор пытается разговорить малыша, а он делает вид, что не слышит его. Ребенок прячется, а затем и вовсе начинает плакать. Конечно, такая ситуация вызывает неловкость у родителей и они начинают уговаривать кроху, чтобы он поговорил с доктором, а потом начинают стыдить ребенка за его поведение. Однако это делать категорически нельзя и это самая распространенная ошибка многих мам и пап. Не навязывайте малышу свое мнение, не заставляйте делать то, что он не хочет. Не злитесь и не кричите, поскольку это может только укрепить негативную реакцию . Погладьте малыша, возьмите на руки, скажите ему ободряющие слова. После визита к врачу обязательно поинтересуйтесь у ребенка, почему он так вел себя.

Конечно, хорошо, когда такая ситуация больше не повторяется. Но бывает, что ребенку сложно дается общение с посторонними людьми абсолютно любого возраста. Малыш не желает играть вместе с остальными детьми, часто обижается по пустякам, не стремится к общению . Если вы заметили эти признаки, не игнорируйте их. Возможно, у ребенка проявляется такая черта, как застенчивость. Застенчивость появляется в результате страха, возникающего при взаимодействии с окружающими людьми и остающегося в сознании. Данная особенность проявляется в достаточном раннем возрасте, и если вовремя ее не искоренить, может стать серьезной проблемой в процессе общения. Страх к посторонним людям появляется у детей в возрасте восьми месяцев. Незнакомец, обращаясь к малышу, говорит так же ласково, как и мама. Но такое общение ребенок ассоциирует только с ней, по этой причине данная ситуация вызывает у ребенка чувство недоумения и страх: у него появляются слезы , кроха категорически отказывается идти на руки к таким людям.

Привязанность к матери у малыша постоянно увеличивается и утихает ближе к шести годам. Со временем ребенок понимает, что мама всегда рядом, она не даст его в обиду, поэтому можно быть немного раскованным. Если же страхи не проходят, то специалисты говорят о застенчивости уже, как о черте характера . Застенчивых детей узнать довольно просто: сутулая осанка, опущенный вниз взгляд, скованность во всем теле. Когда их заставляют общаться, они теряются, не могут ответить на элементарные вопросы, хотят побыстрее уйти или убежать, только бы их не трогали. Зажатость и подозрительность не только ограничивают ребенка в общении, но и лишают детских шалостей. Такое поведение должно вызвать у родителей тревогу.

Почему ребенок такой застенчивый?

Психологи утверждают, что застенчивость является генетически передаваемой чертой характера: в большинстве случаев у подвижных и общительных родителей дети не страдают этим. И это не удивительно, поскольку в первые годы малыш расценивает и познает мир, подражая своим родителям. Поэтому если вы живете уединенно, то не стоит потом удивляться, что ребенок не очень общителен.

Помимо этого, застенчивость может быть вызвана излишней опекой родственников. Мамы и папы постоянно беспокоятся за кроху, предупреждают появление ситуаций, которые каким-либо образом могут нарушить покой ребенка. Однако это порождает у ребенка чувство незащищенности . А если ребенку постоянно внушают, что у него что-то не получится, то это еще больше выбивает его из колеи. Ребенок перестает к чему-либо стремиться и пробовать свои силы.

Слишком строгое воспитание родителей также может сделать ребенка застенчивым. Ребенок, постоянно живущий по строгим правилам, лишен воли, подавляет свои эмоции, у него появляется неуверенность и пассивность к жизни.

Как помочь застенчивому ребенку?

В основном такие дети очень переживают о том, какое же впечатление он производит на окружающих. Ему очень больно слышать критику, любое замечание в его адрес может стать причиной уныния. Ребенок живет с мыслью, что он хуже остальных, поэтому он и боится показать себя с другой стороны. Переживания и такое поведение сковывают его, не давая возможности начать нормальное общение. В итоге ребенок избегает людей .

Особенно ярко застенчивость у ребенка проявляется тогда, когда вокруг него много людей, которые желают с ним пообщаться. Уйти из такой ситуации можно, но не всегда. Когда-нибудь ребенку все равно придется контактировать с людьми. Поэтому сами родители должны быть активными, не стоит закрываться в своем мирке. Знакомьтесь с новыми людьми, приглашайте людей к себе в дом , ходите с малышом в гости в семьи, где тоже есть дети такого же возраста. Чаще бывайте в людных местах, ходите в музеи, на представления.

Приучайте ребенка к самостоятельности , не решайте все за него. Свобода выбора поможет ребенку почувствовать, что его мнение уважают и прислушиваются к нему. Не забывайте чаще хвалить ребенка, ведь у застенчивого малыша очень занижена самооценка. Кроха должен быть уверен в том, что вы любите его таким, каков он есть. Только в этом случае вы сможете избавить ребенка от этой не совсем хорошей черты характера, как застенчивость.

Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.

Особенности застенчивости у дошкольников

Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.

Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.

Природа состояния

Застенчивость - психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.

Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:

  1. Дискомфорт от присутствия в компании других людей.
  2. Неудобство перед самим собой.

Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость - это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.

Признаки застенчивости

Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.

  1. Недостаток лёгкости, спонтанности и раскованности, а также необоснованная напряжённость и импульсивность в общении.
  2. Зажатость, скованность.
  3. Концентрация на своей личности.
  4. Страх совершить ошибку.

Проявления робости в поведении дошкольников:

  • взгляд исподлобья, уход от контакта «глаза в глаза»;
  • молчаливость, затруднение речи;
  • скудная игровая деятельность;
  • отстранённость от событий, которые в действительности вызывают интерес;
  • тихий голос, шёпот;
  • ёрзание на стуле;
  • сутулые плечи.

Ситуации, вызывающие застенчивость:

  • пребывание в центре внимание;
  • выступление с речью перед людьми;
  • новая обстановка;
  • общение с представителями противоположного пола;
  • выполнение задач/игра в группе детей.

Причины чрезмерной скромности у детей

Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:

  1. Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  2. Отсутствие социальных навыков.

Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:

  • наследственность;
  • внутренние психические противоречия;
  • естественная реакция на нарушение установленных границ приличий;
  • самовнушение;
  • слабость центральной нервной системы;
  • стремительное развитие общества, резкие технологические изменения в жизни;
  • кризис внутрисемейных отношений, неполноценные семьи, сосредоточенность родителей на материальных аспектах воспитания;
  • особенности темперамента, нервной системы;
  • чрезмерная опека родителей, полное отсутствие участия в жизни малыша.

Возрастные особенности

Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Последствие развития застенчивости:

  1. Отсутствие радости общения.
  2. Проблемы с поиском друзей.
  3. Недостаток поддержки при коммуникации.
  4. Формирование комплексов, развитие фобий.
  5. Трудности в процессе обучения.
  6. Невозможность полноценной реализации в профессиональной деятельности и личной жизни.

Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.

Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.

Условия коррекции детской застенчивости

В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.

Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:

  1. Постепенно расширять круг общения, формируя и закрепляя необходимые навыки. Важно грамотно работать с остальными участниками коммуникации.
  2. С помощью индивидуального подхода следует укреплять уверенность малыша в себе, учитывая особенности детской личности.

Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:

  • постоянно подпитывать уверенность малыша в себе;
  • привлекать к различным видам деятельности, постепенно усложняя коммуникативную составляющую с другими детьми;
  • расширять круг знакомств - бывать в новых местах, ходить в гости, приглашать знакомых к себе домой.

Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:

  1. Создание мотивации на общение и освоение навыков коммуникации. Для решения этой задачи отлично подходят терапевтические занятия с применением игр, сказок, расслабляющих упражнений.
  2. Обучение навыку самостоятельного установления контакта. Здесь применяются расслабляющие упражнения, коллективные игры, ролевые представления, рисование.
  3. Расширение границ мира эмоций малыша путём разнообразных игр.
  4. Применение освоенных умений коммуникации в творческой среде. Задача решается свободным общением детей, групповыми играми творческого характера с минимальным вмешательством взрослых.

Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:

  • периодичность занятий: 1-2 раза в неделю;
  • фиксация всех поведенческих изменений дошкольника на занятиях;
  • продолжительность одного занятия не более получаса;
  • коррекция длится 7 месяцев;
  • оптимальный возраст: 4-6 месяцев;
  • количество детей в группе: 4-6.

Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.

Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:

  1. Кто вперёд. В центр помещения по кругу ставят стулья. Количество стульев на один меньше, чем число играющих детей. Суть игры проста - дети начинают ходить вокруг стульев. По сигналу они садятся на них. При рассаживании нельзя толкаться. Малыш, не успевший сесть, получает штрафной балл. Проводится несколько раундов. Воспитатель каждый раз объясняет, что оставшийся стоять малыш не садится из-за своей вежливости и воспитанности. Такой подход позволяет сохранить интерес и мотивацию детей в игре, у них пропадает неуверенность и страх.
  2. Поиск сходства. Дети поочерёдно перекидывают друг другу мячик или игрушку. Малыш, кидающий мячик соседу, должен успеть сказать сходство, связывающее его с получающим соседом. Цель игры - сплочение коллектива, выработка привычки свободно общаться в группе.
  3. Динозаврики. Дети изображают динозавров. Игра снимает скованность и убирает страхи при обращении к публике.
  4. Рычание львов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили себя львами. По сигналу: «Рычи, лев, рычи!», дети должны зарычать. Главное, чтобы рык был как можно громче. Игра позволяет помочь очень застенчивым детям преодолеть скованность, замкнутость, нерешительность.

Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:

  • расширять варианты коммуникативного самовыражения малыша;
  • укреплять устойчивость и регуляцию психического состояния;
  • спроектировать систему отношений ребёнок - родитель.

Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:

  1. Активное общение на паритетных, равноправных, уважительных началах. Родители хвалят детей за игровой и познавательный интерес. В процессе общения «не замечаются» неточности или ошибки. Малыши воспринимают себя самостоятельными, способными решать свои вопросы посредством общения.
  2. Формирование тёплых, доверительных и безопасных отношений между детьми и родителями, путём активного участия родителей в жизни малышей (беседы, игры, прогулки).
  3. Повышать самооценку - выстраивать деятельность детей с их частыми успехами в деятельности.
  4. Не сравнивать с другими детьми, не упрекать и не стыдить.
  5. В общении не подрывать авторитет важных людей (бабушки и дедушки, воспитателя, другого родителя).
  6. Проявлять воспитательную последовательность в поощрениях и запретах.
  7. Максимально частое совместное времяпрепровождение.

Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.

Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.

Давайте подумаем, что такое застенчивость, и на житейских примерах вспомним, как она проявляется.

Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку.

Или другая типичная ситуация - шести-, семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.

У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема - не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый малыш, подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

Порой, как ни странно, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Квалифицированные психологи и психотерапевты помогут застенчивым людям справиться со своим "недугом", повысить самооценку, научат свободному общению и взаимодействию с окружающими.

Чем чревата застенчивость?

Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?

Ограничение контактов с людьми - "Роскошь человеческого общения".
- Конформизм - человек "наступает на горло собственной песне", не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.

В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Худший исход - невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Симптомы застенчивости

Застенчивость "читается" по внешним признакам: - покраснение лица; - потливость; - дрожь; - учащение сердцебиения; - стесненное дыхание; - согбенная поза; - опущенные вниз глаза; - тихий голос; - скованность мышц и движений.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

Страшная история.

Миша К. (15 лет). Тихий, ничем не примечательный подросток. За все время учебы в школе ни разу не вызвал гнева учителей или одноклассников. Послушный, уравновешенный, вечно живущий в своем мире. Больше таких в классе не было.

Одноклассники удивлялись непохожести Миши на них самих, а посему часто просто от нечего делать цеплялись к нему, подтрунивали, поддразнивали. Иногда насмехались. Родителей раздражало, что сын растет таким тихоней, сами они были полной ему противоположностью. Поэтому дома подростка тоже "дергали".

В один прекрасный день к Мише пришла его двоюродная сестра и попросила магнитофон на вечеринку. Что уж парень усмотрел в этой просьбе, неизвестно. Только дальше произошло страшное. На повторные просьбы кузины Миша отреагировал дико - схватил нож и проткнул Алену в области сердца, в результате чего девушка скончалась. Эта история буквально потрясла город. "Как могло такое случиться, этого не может быть!" - восклицали все, кто знал Мишу как человека, который не способен обидеть даже мухи.

Комментарий психолога:

Любые эмоции нуждаются в разрядке. Нас обидели - мы поплачем. И сразу становится легче. Если эмоции остаются неотреагированными, они имеют способность накапливаться, и тогда возникает "аккумулирующий эффект", который чреват взрывом.

Так произошло и с Мишей. Он годами копил обиды, будучи очень застенчивым. Этого "накопления" оказалось достаточно, чтобы "взорваться". Повод при этом был ничтожным - никто ведь не посягал навечно на его собственность. Эксперту-психологу Миша объяснил, что ему надоело, что он всем что-то должен, а взамен никогда ничего не получал. Экспертиза, кстати, признала его вменяемым и не обнаружила никакой психопатологии...

На причины застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений.

1. Теория врожденной застенчивости

Некий лондонский врач обвинил в происхождении застенчивости гены родителей. Эту теорию подхватил психолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалу H с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе.

Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о сверхчувствительной нервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенности в своем поведении, силах, сдержанности в выражении чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивыми.

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична и в целом нелогична.

2. Теория бихевиоризма

В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века.

Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение - это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками - в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить.

Собственно, что такое застенчивость? По мнению бихевиористов, реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая зажатость.

3. Психоаналитическая теория

Интересно, что в психоанализе все объясняется, но ничего не доказывается.

Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы.

Кроме того, застенчивость - это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить.

4. Концепция А. Адлера

А. Адлер - представитель индивидуальной психологии. И именно он ввел термин "комплекс неполноценности".

Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом.

Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто не способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами и неудачниками.

Дети могут стать таковыми по разным причинам: органическая неполноценность, частые болезни, что не позволяет им соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все делают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье.

Адлер ввел понятие "неуверенное поведение", обусловленное страхом критики, страхом сказать "нет", страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с "неуверенным поведением" зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы. Их антиподы - независимые, самостоятельные и активные личности.

5. Причинные факторы

В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения.

Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым.

Второй - ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным.

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость.

Природный фактор

Это темперамент, обусловленный типом нервной системы.

На первый взгляд может показаться, что застенчивость - приоритет интровертов - людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики. Думается, что среди этой категории застенчивых действительно больше. И это внешне застенчивые личности.

Но, как ни странно, существуют и застенчивые экстраверты - люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.

В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными. Конечно, это стоит им определенных эмоциональных затрат.

Ситуация №1.

Ребенок, удобный во всех отношениях.

Таня П. учится в 1-м классе. Внешне похожа на воробышка - маленькая, худенькая. Когда она поступала в школу, то на приеме у психолога за полтора часа из нее удалось "вытянуть" два слова. Говорит шепотом. Плечи опущены, глаза смотрят в пол. Впечатление, что ребенок в ступоре. На повторном приеме удалось немного разговорить девочку.

Наблюдая за ней теперь в 1-м классе, понимаю, что застенчивость никуда не ушла. На уроке ее не слышно, но и на перемене та же картина. В то время как одноклассники резвятся, она тихонечко сидит в углу. "Удобный во всех отношениях ребенок". Учится хорошо. Но ведь у Тани нет друзей. Она практически ни с кем не общается, всего боится. Налицо истинная внешняя застенчивость. К чему она приведет - неизвестно.

Ситуация №2.

"Спокойствие, друзья! Спартак с вами!"

Наташа И., 13 лет. Посмотришь на эту девочку - и мысли не возникнет о каком-то даже намеке на застенчивость. Резкие движения, порывистость, громкий голос. Где она ни появится, всюду «кипит» жизнь. Вечно что-то организовывает, любит быть в центре внимания. Одним словом, лидер.

Но вот однажды в классе готовили выступление ко Дню защитника Отечества. Решили поставить что-то вроде драматического спектакля по "Гренаде" М. Светлова. Наташе показалась недостаточной роль в общем хоре, она тут же срежиссировала "передний план" и выставила перед хором четырех девочек, в том числе себя - запевать отдельно.

Наконец, наступил долгожданный вечер. Хор одноклассников пел проникновенно и слаженно, удачно "вступали" и на переднем плане, но только трое...

Что до Наташи, то, как только открылся занавес, с ней произошло что-то такое, в результате чего голос куда-то пропал. Вокруг горла сжалось невидимое кольцо, ко всему этому примешались довольно неприятные ощущения - дрожь, сердцебиение, даже круги перед глазами поплыли. Рот она, конечно, открывала очень старательно, да вот звуков оттуда не доносилось.

Летом того же года ей пришлось побывать в лагере отдыха на море. Активную девочку заприметил вожатый - студент последнего курса театрального института, который решил себя попробовать в качестве режиссера. На закрытие сезона намечался большой костюмированный бал, а у Наташи оказался потрясающий костюм Спартака. Вожатый предложил мини-спектакль на тему восстания рабов в Риме.

Полмесяца регулярно в «тихий сон» шли репетиции. Вожатый упивался режиссурой, Наташа - ролью.

Итог был столь же плачевным для Наташи, как и на школьном вечере. Как только распахнулся занавес и глазам девочки предстал полный зал знакомых и незнакомых людей, наступил шок. По роли надлежало выбежать стремительно на сцену и, царственно взмахнув рукой, закричать: "Спокойствие, друзья! Спартак с вами!" Вместо этого Наташа буквально выползла на полусогнутых и проковыляла на середину сцены. То была не царственная поступь Спартака, но шаг подстреленного...

Глаза от ужаса "вылезли из орбит". Вместо нужных слов девочка "понесла" откровенную чепуху, которую впоследствии даже не могла восстановить в памяти. Провал был полный, а вместе с ним и стыд перед режиссером, друзьями по отряду и вообще перед всем "человечеством". И, естественно, стресс, который она будет помнить долго.

Комментарий психолога:

По натуре Наташа - откровенный холерик. Очень смелая, решительная, с ярко выраженным стремлением к лидерству. Она всегда хотела производить неизгладимое впечатление, но так много об этом думала, что постепенно в ее подсознании зародился страх: "А вдруг я не понравлюсь? А вдруг я что-то сделаю не так?" Мысль о возможной неудаче была для нее катастрофой.

Это пример внутренней застенчивости, которую девочка никак не осознавала и поэтому не могла предвидеть подобных "проколов". Интересно, что в привычном кругу близких, знакомых, сверстников никаких осечек не было, а вот большое количество незнакомых людей провоцировало генерализованный страх, не позволявший раскрепоститься.

Социальный фактор

Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие

Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей, и прочее.

В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

Гиперопека

Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

И снова получаем два варианта - ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания

Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

"Кумир" семьи (эгоцентрик)

Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый.

В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

Пожалуй, славянским родителям стоит обратиться к опыту еврейских родителей. Детей в Израиле рассматривают как символ жизни и важнейший потенциал нации. Для евреев дети - бесценный дар, а потому и отношение к ним трепетное и бережное.

Очевидно, поэтому процент израильтян, назвавших себя застенчивыми (35%), - самый низкий показатель среди 8 стран, обследованных американскими психологами в рамках кросскультурных исследований.

В сознании израильтян застенчивость связывается со слабостью, неспособностью справиться с жизненными трудностями, и поэтому родители прилагают все усилия, чтобы оградить детей от тревожности и чувства собственной неполноценности.

Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?

Мы уже говорили о последствиях, которые наступают вслед за неправильным воспитанием. Поэтому первое, над чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.

Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей написала немало книг, в которых говорит о том, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. Луиза Хей рекомендует: "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".

Если мы обратимся к пословицам разных стран и народов, классикам-философам, то всюду найдем мудрые мысли типа: "Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать" (японская пословица), "От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения" (М. Монтень).

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

Развить у детей позитивное самовосприятие.
- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.

Позитивное самовосприятие

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.

В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует, как себя полюбить:

Не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность;
- перестать себя оценивать;
- принимать себя как данность.

Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы.

У хороших родителей должны быть в наличии:

Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.

Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.

Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.

Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития.

Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Часто ребенка ругают, к примеру, учителя. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.

Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе

У застенчивых детей самооценка низкая. Психологи в психической сфере выделяют важный аспект - самоотношение личности и три подсистемы - самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.

Эмоционально-ценностное отношение - это не что иное, как оценочная функция, которая чрезвычайно важна. Оценочная функция имеет как положительную, так и отрицательную направленность.

Аутосимпатия - это представление личности о себе как о самоценности. И напротив - самонеуважение, эмоциональная неудовлетворенность, недовольство собой свойственны детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях:
- Как правильно хвалить ребенка
- Критикуем и хвалим по-новому

2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.

4. Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.

Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.

5. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.

6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.

В школе педагог или психолог могут поиграть с детьми в такую игру. Ребята садятся в круг, каждый на чистом листе бумаги пишет свои имя и фамилию, после чего листы передают по кругу. Каждый ученик должен написать о каждом своем однокласснике на его листочке что-нибудь хорошее, какое-нибудь положительное качество. Причем комплименты должны быть как можно более конкретными: не просто что Вася П. - хороший, а, например, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, у него красивые глаза, он лучше всех в классе подтягивается на перекладине.

Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия - они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали. Но ведь недаром говорят: со стороны виднее.

Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".

Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.

Возьмите на вооружение ролевые упражнения из книги В. Леви "Искусство быть другим". Обратите внимание на книгу Т. Л. Шишовой "Застенчивый невидимка". В ней содержатся эмоционально-развивающие игры на преодоление застенчивости для детей 5 - 14 лет.

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.

Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Застенчивость в разной степени проявляется у каждого человека, в том числе у детей. Выражаться она может по-разному. Одни боятся выступлений на публике, другие пасуют перед экзаменаторами, кто-то краснеет в людном месте и т.д. Однако, подобные проявления носят лишь временный характер. Застенчивый ребенок не уверен в себе везде и всегда. Он постоянно себя критикует, занимается “самоедством”. Это — сплошной комок нервов. Причины возникновения застенчивости могут быть самые разные.

Застенчивый ребенок. Какой он?

Застенчивость — это состояние психики, при котором человек чувствует постоянный моральный и физический дискомфорт. Не каждого скромного ребенка можно считать застенчивым. Некоторые считают, что застенчивости больше подвержены девочки. Хотя это не так. Половая дифференциация здесь неуместна. Также родители путают застенчивость со стеснением и смущением. Однако, стеснение и смущение проявляются временно, они не носят постоянный характер. А вот застенчивость сопровождает ребенка повсюду, даже наедине с собой.

Главная проблема застенчивого ребенка, что он панически боится общества. Разговор с людьми приносит ему огромный дискомфорт и он замыкается в себе. Уже с раннего возраста на детской площадке застенчивый малыш прячется за мамину ногу, не идет на контакт с другими малышами и взрослыми. Подрастая, застенчивый ребенок осознает, что у него нет положительных качеств. Он состоит из одних недостатков, из-за чего возникает ощущение неловкости.

Застенчивый ребенок немногословен, на вид часто спокоен. Хотя его голова работает постоянно. Такой ребенок все время анализирует свои действия, поступки, оценивает окружающий мир. А вот физическая активность ребенка оставляет желать лучшего. Он постоянно чувствует усталость. Его сопровождает чувство недовольства. Застенчивого ребенка отличает повышенная возбудимость, нервозность. Он очень обидчив и раним.


Застенчивость у ребенка. Причины возникновения.

Чрезмерная застенчивость у ребенка не появляется на пустом месте. Ее появление имеет свои причины, с которыми необходимо разобраться.

  1. Виной всему может быть наследственная предрасположенность. Хотя эта причина до сих пор еще оспаривается некоторыми специалистами. Ученые утверждают, что есть дети, которые от природы очень чувствительны ко всему происходящему. Их восприятие окружающего мира отличается от детей, чьи родители не имели проблем с самооценкой. При наследственной застенчивости ребенку сложнее избавиться от этого чувства. Важно учесть, что при правильном воспитании комплекс застенчивости можно преодолеть.
  2. На степень застенчивости влияет очередность рождения детей в семье. Если у родителей несколько детей с небольшой разницей в возрасте (менее 6 лет), то старший ребенок зачастую обделен вниманием. Вся родительская любовь достается младшим. Старший из-за этого замыкается в себе, у него развивается неуверенность в своих силах и возможностях. А младший будет более смелым и уверенным. Если разница между детьми 6 и более лет, то старший уже может брать на себя ответственность, помогать в уходе за младшим. Тем самым повышается самооценка первенца. Он будет более уверенным в себе. И застенчивости в таком случае не будут подвержены ни первый, ни второй ребенок в семье.
  3. Чрезмерная опека ребенка. Родители чересчур контролируют свое чадо, зациклены на достижениях ребенка, его внешности. Если ребенок не оправдывает родительских надежд, то он замыкается в себе и становится застенчивым.
  4. Авторитарный стиль воспитания: наказывают за малейший проступок, постоянно предъявляют претензии к ребенку, создают множество запретов. Авторитарный стиль воспитания (при котором формируется страх перед авторитетом старшего) — самая распространенная причина детской застенчивости. Страх не должен быть основой воспитания.
  5. Неправильная со стороны родителей и близких.
  6. Причиной могут быть частые психологические стрессы. Например, натянутые взаимоотношения между членами семьи, постоянные скандалы между родителями или их развод. В дополнение к этому родители могут демонстрировать (не всегда осознанно), что больше любят другого ребенка в семье.Также постоянные унижения в детском коллективе, со стороны взрослых.
  7. Вызвать чрезмерную застенчивость способны значительные перемены в жизни ребенка. Например, смена садика, школы, переезд в другой район (город, страну), потеря друга, близкого человека, рождение младшего ребенка в семье (это может спровоцировать сильное чувство ревности).
  8. Серьезная психологическая травма. Например, ребенка публично оскорбили, унизили (может быть в детском саду, школе, в компании друзей).
  9. Непрофессионализм воспитателей и педагогов. Если они путают застенчивого ребенка со скромным, ставят его в пример остальным детям, то могут тем самым усилить психологический дискомфорт такого ребенка. Либо воспитатель, педагог не способствуют выстраиванию отношений застенчивого ребенка с детским коллективом. Тем не менее первопричиной застенчивости это не является.

Какими бы ни были причины застенчивости, важно не упустить время и помочь ребенку. Нужно осознавать, что последствия такой замкнутости могут быть очень серьезные, вплоть до суицида. Если родители не в силах самостоятельно решить проблему, то лучше обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [Веденичева А.В., с.118-119].

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.



Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [Шишова Т.Л., с.194]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [Веденичева А.В., с.122-123].

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная [Алексеева А.В., с.58].

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление [Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., с.161-162].

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера [Фромм А., с.127].

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне [Гаспарова Г.А., с.74-75].

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.) [Алексеева А.В., с.58]

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна [Веденичева А.В., с.120-121].

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.

Loading...Loading...