Конспект нод по развитию речи. Занятия по развитию речи

Конспект занятия (НОД)

по развитию речи

в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-7 лет

«Путешествие в Страну правильной речи»

(образовательная область «Речевое развитие»)

Воспитатель: Плотникова А.В.

г. Нижний Новгород

Цель: формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить детей обозначать детенышей домашних животных, соотносить названия домашних животных и их детенышей. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных и в словообразовании.

Развивающие:

Развивать у детей умение составлять сложноподчиненные предложения.

Развивать у детей элементы логического мышления, умение строить причинно - следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание выполнять задания, умение работать в паре, в коллективе.

Методические приемы: игровая проблемная мотивация, вопросы-задания, наглядный прием, работа в паре, поощрения.

Материал:

кассета со звуковым письмом, карта «Страны правильной речи»; картинки с детенышами домашних животных на магнитах, картинка с домашними животными; карточки с картинками, изображающими несклоняемые существительные; карточки к заданию «Угадай зверя»; карточки к заданиям «Что во что кладут» и «Каким бывает сок?»; картинки к заданию «Что происходит на картинках и почему?»; нарисованный Почетный орден «Мудрецам правильной речи»; изображение Мудрой Совы; мольберт, магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

Ребята, сегодня почтальон принес нам бандероль. Предлагаю открыть ее и посмотреть, что в ней.

Дети с воспитателем находят в бандероли кассету и карту.

Ребята, я предлагаю прослушать кассету:

«Дорогие друзья, приглашаю вас в Страну правильной речи. Если вы пройдете все ступени испытаний, то попадете ко мне - Мудрой Сове, и я вручу вам Почетный орден «Мудрецы правильной речи». Высылаю вам карту, которая поможет пройти испытания и приведет вас к моему Замку.

Желаю успехов. Мудрая Сова».

Предлагаю рассмотреть карту. Как вы думаете, что обозначают цифры на пути нашего следования? (остановки, станции). Что обозначают кружочки с разными видами транспорта? (транспорт, на котором будем передвигаться).

Прежде, чем начать путешествие, карта показывает, что мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что обозначает эта картинка (с изображением рта и языка)? (ответ детей: она обозначает, что надо сделать гимнастику для язычка).

Правильно, надо выполнить гимнастику для языка.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Теперь отправляемся в путь. На чем мы поедем? (ответ детей: на велосипеде). Как вы думаете, почему? (ответ детей: узкая дорожка, извилистая, на другом транспорте нельзя проехать). А отправляемся мы на Лесную полянку (Задание № 1 на карте).

Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором картинки: лес, в котором гуляют детеныши домашних животных (на магнитах), и двор, по которому гуляют домашние животные (взрослые, так же на магнитах).

Ребята, куда мы попали? (в лес). Посмотрите, кто здесь гуляет? (ответ детей: детеныши домашних животных). Разве можно детенышам гулять одним в лесу? Что может с ними случиться? Чем мы можем им помочь? (ответ детей: помочь им найти своих мам, отправить их гулять на двор).

Это и есть первое задание «Помоги детенышу найти свою маму».

(Проверяем выполненное задание с детьми).

Молодцы! Теперь мы спокойны за детенышей, которые гуляют по двору со своими мамами.

Пройдем к карте и узнаем, какое задание нас ожидает сейчас. (Читаем на карте: задание № 2«Упрямые слова» ).

Как вы думаете, что это за упрямые слова? Объясните. (Ответ детей: это слова, которые не изменяются)

Предлагаю всем взять по карточке. Надо правильно назвать упрямые слова. Я буду читать предложение, а вы должны закончить его, вставив нужное слово. Заканчивает тот, у кого на карточке изображено это слово. (Например: «По утрам многие люди пьют вкусный, ароматный … кофе », «Пианист играет на … пианино »).

Мы все слова назвали правильно и можем продолжить свое путешествие. Подойдем к карте и посмотрим, на чем мы его продолжим, и какое испытание нас ожидает дальше. (Ответ детей: мы поплывем на пароходе).

Задание № 3 «Угадай зверя».

Это не просто задание, а игра - загадка.

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, взять карточки и узнать зверей: по цвету шерсти «Чья шерсть?», по ушам «Чьи это уши?», по хвостам «Чьи хвосты?».

Дети по очереди называют свои ответы.

Хорошо, и с этим заданием справились. Можно двигаться дальше? Карта подсказывает, на чем мы поедем дальше (на поезде, ведь впереди железная дорога).

Задание № 4 «Назови правильно».

Чтобы выполнить задание № 4, мы должны разделиться на две команды. Первая команда выполняет задание «Что во что кладут», а вторая команда выполняет задание «Каким бывает сок?».

Команды по очереди объясняют выполненные задания.

Подойдем к карте и узнаем, насколько мы приблизились к Замку Мудрой Совы, и какое задание нас ждет впереди.

Дети с воспитателем читают название последнего задания № 5 «Что происходит и почему?».

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что происходит на них и почему?

Дети составляют сложноподчиненные предложения. (Например: «Сосульки тают, потому что ярко светит солнце» ).

Вот мы и подошли к Замку Мудрой Совы.

Воспитатель предлагает постучаться к ней в Замок.

Появляется Мудрая Сова: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Расскажите мне, как вы добирались по маршруту, помогла ли вам моя карта? Какое задание было для вас трудным? А кто легко справился с заданиями? Какое задание вам понравилось? Вы достойно справились со всеми испытаниями, и я награждаю вас Почетным орденом «Мудрецы правильной речи». Желаю вам дальнейших успехов».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;

Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

Продолжать развивать умение отгадывать загадки;

Способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.

Задачи по интегрируемым областям:

Социально-коммуникативное развитие

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

Речевое развитие

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Физическое развитие

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

Развивающая среда:

Иллюстрации, записи звуков леса, природы, разрезные картинки

Предварительная работа:

Рассказывание русских народных сказок;

Рассматривание сказочных иллюстраций. Рассматривание книг в книжном уголке.

Отгадывание загадок о животных.

Рисование любимых героев из сказок

Словарная работа:

Кот, котик, коток-серый лобок, кот- Котофеич; петух, петушок, Петенька, петушок-золотой гребешок; лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка, гусли. Смелый, добрый, глупый, хитрая.

Ход занятия:

I часть – вводная.

Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Отрывки из сказок:

    «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

    «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)

    «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

    «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

    «… Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит.

Добрый доктор….. («Айболит»)

«Яблонька, скажи, куда гуси полетели? » («Гуси – лебеди»)

II часть – основная:

Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото! (звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки).

Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Хотите узнать, кто же в ней живет в этой избушке?

Дети садятся на стульчики.

Сказки вы знаете хорошо, а чтобы узнать, кто же живет в избушке, попробуйте отгадать загадки!

Загадывание загадок:

    Шубка полосатая, мордочка усатая

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

    Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный (Петух)

    Рыжая головка, хитрая плутовка.

Хвост пушистый – краса,

Кто же это… (Лиса)

Какие вы ребята молодцы, отгадали все загадки. Все эти животные герои одной интересной русской народной сказки, которую я вам сейчас расскажу, а называется это сказка «Кот, петух и лиса». Чтение детям сказки, с использованием иллюстраций. После чтения проводится беседа по сказке.

Как называется сказка?

Назовите героев этой сказки?

Куда рано утром уходил кот?

Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

Как лиса выманивала петушка?

Что кричал петушок котику, когда его схватила лиса

Почему? (Он боялся лису).

Как кот помог петушку?

Как заканчивается сказка?

Физкультурная минутка:

Утром лисонька проснулась

Лапкой правой потянулась

Лапкой левой потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Вытираться лапкой стала

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота!

Ребята, котик и петушок принесли вам подарки, весёлые картинки.

А лиса плутовка махнула своим хвостом и все перемешала их.

У меня остались картинки, надо собрать по образцу и отгадать, кто же изображен на них.

Дидактическая игра: «Собери по образцу картинку»

III часть – заключительная:

Ребята, скажите мне с какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

А чему вас учит эта сказка?

Что небезопасно уходить из дома с незнакомыми, чужими людьми. А ещё учит нас дружить, как кот и петух.

А что больше всего понравилось?

Что вам запомнилось?

Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку. А теперь мы вернемся из сказки обратно в нашу группу, а собой возьмем игру с разрезными картинками, чтобы в группе еще раз в нее поиграть!

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла.

Петушок напугался, закричал:

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку - сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь - не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал - не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот - делать нечего. Надо идти выручать товарища - наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся - откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда - блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:

Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может - блины сгорят. Посылает другую дочку - Подчучелку:

Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого - один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

интегрированной НОД

Тема: «Веселые игрушки»

(на основе ФГОС ДО)

Разработала:

Сухих Наталья Сергеевна

Тема: «Веселые игрушки»

Возрастная группа: младшая группа

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие»

Учебно-методический комплект:

  1. Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей от 1,6 до 3 лет, 2016-2017учебный год,
  2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Москва, Мозаика-Синтез, 2013 год.

Средства:

  • наглядные - игрушки, музыкальные инструменты
  • литературные - стихи, стихотворные инсценировки
  • музыкальные - песня «Здравствуйте, ладошки», хоровод «Мы на луг ходили»
  • оборудование - музыкальные записи, детские музыкальные инструменты, игрушки

Цель: развивать связную речь детей

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • Формировать умение образовывать глаголы от названия игрушек
  • Побуждать детей учить и читать стихи

2. Развивающие задачи:

· развивать память

· продолжать учить петь хором, не напрягая голос

  • радостно и с удовольствием выражать свои эмоции
  • исполнять танцевальные движения в соответствии с текстом

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к художественному творчеству

· способствовать проявлению положительных эмоций

· воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач

· воспитывать бережное отношение к игрушкам

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

· Предложить выучить стихи самым младшим воспитанникам - Арине , Саше

· Обратить внимание на звукопроизношение Дарины

· Дать индивидуальное задание гиперактивному Федору

· Поручить контроль Ире и Кате за соблюдением правил игры на музыкальных инструментах

Планируемый результат:

Любознательный, активный

  • речевая активность.

Эмоционально - отзывчивый

  • чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

  • умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игры
  • умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта
  • умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

  • умение узнавать знакомые игрушки, характеризовать их, знать музыкальные инструменты, исполнять песни хором, танцевать хороводный танец
  • умение самостоятельно делать выводы;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • умение сосредоточенно действовать в течение 9 - 11 мин.;

Ход деятельности:

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

Планируемый результат

1 этап (3 минуты)

Организационный момент:

  • круг радости;
  • ситуативный разговор;

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Эмоциональный настрой на совместную деятельность: дети исполняют стихотворение валеологической направленности с оздоровительным массажем «Доброе утро, улыбнись скорее»

Педагог предлагает взять друг друга за руки и почувствовать тепло, исполняя песню «Здравствуйте, ладошки»

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Предлагает и корректирует выбор детей

Приветствуют друг друга и гостей

Выбор удобного места для занятия.

Рассуждают, проявляют интерес и исследовательскую активность.

  1. Дети настроены на общение
  2. Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2 этап (6 минут)

Сюрпризный момент: вносят коробку с игрушками.

Работа над темой:

слушание беседы, чтение стихов, разучивание нового произведения

Беседа об игрушках, выслушивание ответов детей, чтение стихов «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет», исполнение колыбельной песенки с куклами.

Разучивание нового стихотворения А.Барто «Я люблю свою лошадку»

Стимулирует интерес детей к проблеме, показывая и свою заинтересованность

Слушают новое произведение, заучивая наизусть, читают стихи с выражением, исполняют колыбельную песенку без музыкального сопровождения

1.Умение делать вывод и его аргументировать

2.Получают новые знания

3.Учатся работать в команде

Физкультминутка

Подвижная игра «Зайке холодно сидеть»

Дает заряд двигательной активности

Счет до 10, обеспечена потребность детей в движении

1.Тренировка памяти

2.Соотношение движений с текстом

Загадки, игра на музыкальных инструментах.

Учить формировать глаголы от названия игрушек.

Совместное исполнение русской народной мелодии.

Хоровод «Мы на луг ходили»

Воспитатель читает стихотворение Зайка этот не простой», предлагает отгадать загадки, поиграть на музыкальных инструментах и игрушках.

Воспитатель формирует умение образовывать глаголы от названия игрушек

Под русскую народную мелодию все вместе исполняют свободное произведение на музыкальных инструментах и игрушках

Дети танцуют и поют хороводную песню «Мы на луг ходили»

Даёт заряд детской активности по определению разных инструментов и игрушек, отгадыванию загадок, формированию глаголов от названия игрушек.

Хвалит детей за успехи, поощряет даже незначительные удачи.

Танцует и поет вместе с детьми

Индивидуальная работа детей по умению формировать глаголы.

Учатся чувствовать ритм и такт в игре на музыкальных инструментах

Учатся соотносить танцевальные движения с текстом

  1. Умение работать индивидуально, проявлять активность.
  2. Развивать музыкальный слух.
  3. Реализовать потребность в общении
  4. Умение выражать свои эмоции в песне и танце

3 этап (2 минуты)

Воспитатель расспрашивает детей о том, какие игрушки приходили в гости, как нужно к ним относиться, а теперь они устали и хотят отдохнуть.

А нам тоже пора в группу возвращаться.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость обсуждения; предлагает место, где дети могли бы выступить перед родительской общественностью.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

  1. Умение оценивать результат своей деятельности.
  2. Умение выражать чувства;
  3. Умение делать выводы;
  4. Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Как итог занятия: концерт для родителей, посвященный

  • Дню Матери

НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
- посылка с замочками, письмо;
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель : Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель : Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Конспект НОД по развитию речи

(страницы указаны из Пилотного варианта программы

«От рождения до школы» Мозаика – Синтез, М. 2014)

Тема: «Любимая игрушка» в младшей группе.

Продолжительность НОД 10 – 15 минут (13 минуты)

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие », «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие»

Цель: развитие компонентов устной речи детей: связной, формирование словаря, воспитание звуковой речи детей

Задачи:

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки). (Позн.стр.78)

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве (Физич.стр.133)

Формировать доброжелательное отношение друг к другу (Соц.-ком.стр 48)

Материал и оборудование: демонстрационный материал (игрушки: медведь, лисёнок)

Ход занятия:

    Сюрпризный момент (мотивация)

- Ребята! Сейчас, я загадаю загадку, слушайте внимательно!

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его?... (Медведь)

Какие молодцы, угадали! А Мишка сегодня к нам в гости пришел (воспитатель достает медвежонка), чтобы мы рассмотрели его и познакомились с ним поближе!

II . Основная часть

2. Составление описательного рассказа (показ игрушки, рассматривание ее)

Воспитатель. Посмотрите на этого медвежонка, скажите, какие у него глаза (черные, блестящие)

Какие у медвежонка уши? (круглые, маленькие)

А какие у него лапы? (толстые, мохнатые)

Расскажите, какой это медвежонок, потрогайте его, какой он на ощупь? (большой, мохнатый, мягкий)

Что он умеет делать? (рычать)

А кто знает, что любит кушать наш мишка? (мед, малину или ягоду)

Мишутка у нас черный. Как его можно назвать? (Черныш)

Вот какой мишутка пришел к нам из леса! (Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ) Он большой, мохнатый. У него блестящие глазки, круглые ушки, толстые лапы. Медвежонок сладкоежка! Любит мед и вкусную малину! Черныш умеет рычать.

- Какие Вы молодцы! А теперь немножко отдохнем и поиграем с нашими пальчиками!

3. Пальчиковая гимнастика (слайд №7)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дружат добрые зверята

Дружат малые зайчата

Дружат в озере бобры

Дружат в небе комары,

Дружат милые ежата,

Дружат даже медвежата

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

соединяем одинаковые пальчики рук

ритмичное касание мизинцев обеих рук

ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук

ритмичное касание средних пальцев обеих рук

ритмичное касание указательных пальцев обеих рук

ритмичное касание больших пальцев обеих рук

руки опустить, потрясти кистями

Воспитатель показывает игрушку лисёнка

Детишки, а вы знаете, что с медвежонком пришел его друг! (Показывает.) Это лисенок. Где живет лисенок? (в лесу)

Какие у него глаза?

Какие уши? (маленькие, остренькие)

Какой у лисенка хвост? (Длинный, пушистый)

Какой лисенок? (Дети: маленький, пушистый, рыжий, мягкий)

Что умеет делать лисенок?

Как можно назвать нашего рыженького лисенка? (Рыжик)

Кто хочет рассказать лисенку, какой он красивый и хороший?

Воспитатель вместе с ребенком составляет рассказ по аналогии с первым. Спрашивает: «Кто еще хочет рассказать?» В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. (Это. Он. У него. Рыжик умеет и т.д.)

Воспитатель : Молодцы! Лисёнку понравились Ваши рассказы о нём!

Теперь отдохнем немножко и встанем с Вами в кружок.

5.Физкультминутка «Три медведя» (слайд №9)

(дети встают в круг, воспитатель объясняет движения)

Три медведя шли домой

Папа был большой-большой

Мама - чуть поменьше ростом

А сынок - малютка просто

Очень маленький он был

С погремушками ходил

дети идут по кругу

руки - вверх

руки на уровне груди

присели

покачивание в приседе берут погремушки и «звенят» ими, бегая по коврику

(Физкультминутка проводится 2 раза)

6. Игра «Сравни разных зверей»

Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и лисёнка.

Мишка большой, косолапый, а лисёнок маленький, ловкий, ножки тоненькие.

У медвежонка хвост маленький, а у лисёнка пушистый, большой!

7. Рефлексия

Похвалить самых активных детей.

Дети, что вы запомнили, что понравилось, что узнали нового?

Итог работы

Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, создаются такие ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.

Ожидаемый результат : Дети научились составлять описательный рассказ по игрушке.

Список используемых источников и литературы

Источники

    ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

Литература

    Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 92с.

    Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. - М.: Владос, 2002. – 134с.

    Гербова В. В. Развитие речи: Учебно-наглядное пособие для детей 2-4 лет. - М.: Владос, 2003. – 112с.

    Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 184с.

    Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – 116с.

Интернет – ресурсы

Loading...Loading...