Эмоциональный интеллект как основа лидерства. Эмоциональный интеллект – важное качество лидера

Не всегда хорошие менеджеры могут стать подлинными лидерами, способными реформировать деятельность организации и противостоять конкуренции. Причина (вернемся к табл. 19.1) кроется в особенностях мышления, интеллекта. Обычные менеджеры стремятся поддерживать порядок, обеспечивать выполнение поставленных задач в рамках выделенных бюджетов, перепоручая задания своим подчиненным; основой их мотивации является карьера. Менеджеры-лидеры, напротив, нацелены на кардинальные изменения, вовлекая в них как можно большее количество работников; главным мерилом успеха они считают рост эффективности компании. Обычные менеджеры хорошо проявляют себя в анализе индикаторов и составлении финансовых прогнозов, но только менеджеры-лидеры могут достучаться до сердец своих сотрудников; они всегда найдут доходчивые слова, которые остудят страсти, вдохнут в людей энергию и позволят сохранить их доверие.

Интеллект в лидерстве - это специфическая форма организации индивидуального и коллективного ментального опыта, сочетающая академический (память и аналитические способности) и другие разновидности интеллекта (практический, социальный, эмоциональный).

В организации, как известно, корпоративные совещания являются традиционным информационным каналом, но, как правило, особой популярностью среди руководителей они не пользуются. Как использовать совещания с наибольшей эффективностью для организации и ее сотрудников? Как превратить их в действенный инструмент управления знаниями? Чтобы ответить на эти вопросы, менеджер-лидер должен использовать свой практический интеллект.

Практический интеллект представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде, ее изменениям, а также способность находить новую рабочую среду, используя приобретенный опыт и знания.

Практический интеллект в рассматриваемом нами случае приводит лидера к единственному правильному выводу: время совещания будет потрачено с пользой, если в ход будет пущей коллективный разум всех присутствующих, и только при условии, что это поможет продвижению группы вперед. Высший приоритет для этого типа совещаний - разработка такой повестки дня, которая будет способствовать обучению и развитию навыков. А лучшее использование времени участников совещания - разбор уроков и ситуаций, гипотетически возможных при обслуживании клиентов и решении их проблем.

Так, благодаря введенной менеджерами-лидерами практике постоянного информирования рабочих о ситуации на отраслевом рынке корпорации General Electric удалось реорганизовать производство электромоторов в одном из штатов таким образом, что рентабельность инвестиций выросла от нуля до 25%. В рамках такого подхода, нацеленного на стимулирование инновационной активности и увеличение производительности труда, используются самые разнообразные методы - визиты клиентов корпорации на завод, анализ выпускаемых конкурентами товаров, а также быстрая разведка рынка - проведение еженедельных совещаний, на которых производственные руководители обмениваются накопленными за неделю сведениями о событиях в тех или иных секторах рынка. Это позволяет им не только быть в курсе событий, но и немедленно принимать необходимые меры при получении информации о слабых местах конкурентов.

О практическом интеллекте и успехах в бизнесе

Несколько лет назад крупнейшие американские корпорации заинтересовались, почему лучшие выпускники бизнес-школ Гарварда, Стэнфорда и Уортона (Пенсильванский университет), получающие первую зарплату в размере $175 тыс. в год, не стоят этих денег. Исследование дало удивительный результат: академическая успеваемость не является ключевым фактором успеха.

Отбор молодых сотрудников по рейтингу оценок не позволял вылавливать самых способных: отличники редко становятся лидерами корпораций. Сами по себе академические знания, безусловно, полезные, не позволяют менеджерам принимать верные решения. В кризисных условиях отличники всегда рекомендуют немедленно сокращать расходы и персонал. Они проводят целые дни, вникая в особенности работы уборщиков, водителей, секретарей. Потом начинают формализовать работу менеджеров, формировать объемы их полномочий и придумывать показатели успешности, критерии эффективности. Начинают вводить аттестации, увольнять. Напряжение в коллективе возрастает. Люди перестают думать о своих делах, они курят и пьют кофе в преддверии увольнения, беспрерывно шушукаются в коридорах и кабинетах на тему, кто следующий, начинают интриговать и сплетничать. Моральный климат в таком подразделении безвозвратно загублен. На содержательные вопросы стратегии и развития ни у кого времени нет. Сокращенные издержки подрывают перспективы.

Лет десять назад корпорации при отборе кадров стали обращать внимание на так называемый эмоциональный интеллект, способность работать в команде, быть лидером коллектива. Учебники и спецкурсы но лидерству вошли в обязательные программы всех университетов. Это был, безусловно, шаг вперед. Люди проводили вместе часы досуга, играли в гольф, ездили на семинары и в круизы. Атмосфера в корпорациях улучшилась. Веселая компанейская молодежь из бизнес-школ легко вписывалась в коллектив. Но это также не вело автоматически к успеху.

И тогда появилось новое измерение, новый параметр оценки выпускника престижного университета, который стал интересовать крупные корпорации. Имя ему - практический интеллект. В отличие от академического интеллекта практический интеллект трудно поддается формализации по 100-балльной системе. Он выявляется при помощи качественных тестов. Например, вопросов типа: идет сильнейший снегопад, ураган, Вы - за рулем машины. Ваши действия:

  • 1) Вы продолжаете движение;
  • 2) Вы остаетесь в машине и пережидаете стихию;
  • 3) Вы покидаете машину и ищете пристанище.

Выяснилось, что именно практический интеллект лежит в основе успеха самых знаменитых руководителей корпоративной Америки.

"Мне, - пишет К. Ремчуков, - довелось весьма плотно общаться с большинством крупнейших предпринимателей нашей страны, включая тех, кого называли олигархами. Я уже знал об этом исследовании и попытался применить описанную методику к анализу их управленческих и деловых способностей. Результаты оценки по 10-балльной системе оказались любопытными. Академический интеллект - 5-8, эмоциональный интеллект - 2-3 (на редкость вредные характеры), практический интеллект - 10! Между возникающей проблемой и способом ее решения эти люди всегда находили кратчайший путь".

Социальный интеллект как личностная характеристика относится к категории общих и отчасти специальных умений и является необходимым условием возникновения лидерства в открытых динамических системах. Социальный интеллект способствует более тонкому пониманию других людей и социальных групп (социальная нерцептивность), а также изменению своего поведения с учетом новых задач и новых требований (поведенческая гибкость).

Социальный интеллект - это способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

На рис. 19.2. приведены краткие характеристики психологических свойств, оцениваемых традиционным способом.

Лидеры с высоким уровнем социального интеллекта лучше других разбираются в ситуациях, своевременно принимают адекватные решения и гораздо эффективнее претворяют их в жизнь.

Эмоциональный интеллект. Внимание к этой форме неакадемического интеллекта во многом стимулировано работами Д. Гоулмана, который считает, что эмоциональная задача для лидера является первичной и первостепенной. Лидер обязан направлять коллективные эмоции в нужное русло, создавать атмосферу дружелюбия и умело бороться с негативными настроениями. Ключ к развитию эмоционального лидерства - в развитии эмоционального интеллекта.

Работая с лидерами, Гоулман установил, что на потенциал успеха личности гораздо большее влияние оказывает не академический интеллект, а эмоциональный. Соотношение этого влияния составляет 15:85. Иными словами, успех лидера на 85% зависит от умения управлять своими и чужими эмоциями и лишь на 15% - от умственных способностей.

Эмоциональный интеллект - это способность осознавать смысл собственных эмоций и использовать полученные при этом знания для управления собой и отношениями с другими людьми.

Эмоциональный интеллект формируется самосознанием, самоконтролем, социальной чуткостью и социальным опытом (управлением отношениями).

Рис. 19.2.

Самосознание - это понимание характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. Наделенные самосознанием лидеры обладают прекрасной интуицией, а потому знают, куда держат курс и почему. Они прозорливы и проницательны, склонны обдумывать происходящее, а не реагировать на ситуацию импульсивно. Исходя из эмоционального состояния, они могут проявить жесткость и отклонить заманчивое предложение, если оно противоречит принципам или долгосрочным планам. Поскольку решения лидеров с развитым самосознанием согласуются с их человеческими ценностями, они, как правило, увлечены своей работой.

Из самосознания вытекает самоконтроль - элемент эмоционального интеллекта, который спасает от воздействия разрушительных эмоций. Именно он придает ясность уму, наделяет лидера энергией, оптимизмом, настраивает на позитив. Функция самоконтроля - первейшая задача лидера, потому что если он не научится справляться со своими эмоциями, как же сможет эффективно управлять эмоциями других? Значима роль самоконтроля в конкурентной борьбе: лидеры, которые приручили свои эмоции, лучше других приспосабливаются к новым веяниям и адаптируются к новым порядкам.

Для лидерства, основанного на эмоциональном интеллекте, чрезвычайно важна социальная чуткость, или умение переживать. Такая эмоциональная подстройка дает возможность лидеру распознать коллективные ценности и приоритеты группы, ориентироваться в событиях организационной жизни, создавать структуры для выработки решений. У социальной осведомленности есть еще одна особенность - сервисная ориентация, т.е. способность осознавать потребности клиентов и вовремя их удовлетворять.

Социальный опыт , или управление отношениями, можно определить как доброжелательное воздействие для достижения определенной цели: подвигнуть людей в нужном направлении. Включает наиболее явные элементы лидерства: умение убеждать, способность принимать правильные решения в ситуации кризиса. Если лидеры поступают в соответствии с собственным видением и ценностями, уверены в себе, понимают окружающих, тогда навыки управления отношениями вызовут у людей положительный отклик.

Эмоциональные лидеры, исходя из собственных ценностей, способны нарисовать подчиненным привлекательный и правдивый образ будущего, зажечь их и повести за собой. Благодаря эмоциональным лидерам деятельность команды обретает смысл, а у членов команды повышается мотивация. Разделенное чувство общей миссии помогает эмоциональным лидерам проявлять твердость в руководстве подчиненными.

Приемы эффективного лидерства

Эффективный лидер в кризисной ситуации демонстрирует сохранение и упрочение своей власти за счет знания и продуманного использования психологических механизмов. К примеру, он может воспользоваться такими приемами, как "власть информации". Обладая некой важной информацией, можно усилить ощущение надежности, идущее от лидера. Именно поэтому руководитель должен участвовать и в поездках глав региона, сопровождать премьер-министра или президента.

Аналогично работает психологический механизм усиления властного потенциала лидера за счет еще одного приема - "власть компетенции". Этот прием реализуется при условии наращивания собственного профессионализма, компетентности. Демонстрировать этот прием можно самостоятельно - на различных форумах и встречах, а также привлекая к бизнесу новых компетентных советников.

В ситуации кризиса имидж менеджера-лидера может быть усилен за счет использования в качестве субъектов управления (воздействия) лидеров общественного мнения. Происходит это, как правило, в ходе неформального общения. Внутри компании руководитель также может применить прием "нейтрализации неконструктивных тенденций". С его помощью лидер, формируя негативный образ "чудаков", "людей со странностями" или, наоборот, приближая к себе "критиков", не допускает того, чтобы паникеры, нытики, капитулянты влияли на коллектив и ситуацию.

Экология жизни: Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит...

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?»

Подтверждений этому много. Например, будущий миллиардер Пол Орфала в начальных классах не мог даже выучить алфавит и был отчислен из четырех школ. Его табель пестрил двойками и единицами. Школу юноша окончил кое-как – восьмым с конца в списке успеваемости (из книги «Копируй это») .

Известного всем Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий - он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой» (из книги «iKoна. Стив Джобс» Джеффри С. Янга, Уильяма Л. Саймона).

Эмоциональное лидерство

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте . У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ. Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Понятие «эмоциональный интеллект» многозначное и сложное. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» пишет, что он складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются:

  • в высоком уровне понимания себя,
  • в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение,
  • контролировать свои и чужие эмоции,
  • в умении принимать правильные решения,
  • способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Одно из важных проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.

Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство».

Гоулман выявил четыре составляющие эмоционального интеллекта . Высокие результаты в этих категориях гарантируют лидерам достижение максимально комфортных и гармоничных отношений с окружающими, уважение и доверие своих сотрудников, а значит - неизменный успех в управлении и руководстве.

1. Самовосприятие

Это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей. Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе.

2. Управление собой

Объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов. Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу.

3. Социальная восприимчивость

Понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур.

4. Управление отношениями

Это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения. Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.

Марина Мелия добавляет еще и 5-ю составляющую эмоционального интеллекта:

5. Умение принимать решения

В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Мелина Мелия обозначает пять ключевых слов, которые отличают людей эффективных, то есть умеющих принимать решения, от неэффективных.

Эти слова – осознание, реальность, критерий, ответственность и безальтернативность .

Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Эффективный человек способен увидеть максимально объективную картину, «посмотреть правде в глаза».

Эффективный человек всегда осознает, на основании чего (на основании каких критериев) он принимает решение в конкретной ситуации.

Эффективный человек никогда не перекладывает ответственность на чужие плечи.

И наконец, эффективный человек не возвращается на полпути к другим вариантам. Приняв решение, он твердо действует в выбранном направлении.

И еще один важный момент. Если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни . И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

По материалам книг Дэниела Гоулмана "Эмоциональное лидерство" и Марины Мелия "Бизнес - это психология"

Эмоциональная компетентность важна для людей любого возраста и рода занятий. Она позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять родные ценности, добиваться поставленных целей. имеет прямую связь с уровнем личной эффективности. Такой навык не даётся с рождением, он является результатом усердной работы над собой и своими привычками.

  • Содержание:

Понятие эмоциональный интеллект

Само понятие появилось в конце 20 века благодаря Дж. Мейеру и П. Сэловею, определявшими его как осознание и управление собственными эмоциями , а также эмоциями других людей. Это один из ментальных навыков, находящийся в ряду прочих личностных качеств человека.

В широком понимании — это умение обрабатывать поступающую информацию, которая содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации. Он является составной частью общего понятия социальный интеллект .

Основные составляющие

Управление собой и другими можно представить в виде пирамиды, в фундаменте которой лежит осознание себя, а на вершине — владение общей ситуацией, умение повернуть её в нужное русло. Поступательное движение к вершине и есть личностный рост человека.

Самосознание

Самосознание необходимо для анализа собственных эмоций. Нужно учиться выявлять взаимосвязь между проявлением своих настроений и последствиями, каким образом то или иное поведение влияет на окружающих. Понимание себя это первый шаг к пониманию окружающих и база для управления собой.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Наше внутреннее состояние напрямую влияет на восприятие окружающего мира, формируя соответствующий образ мыслей. Сообразно мыслям мы начинаем действовать. Поддерживая высокий эмоциональный фон, можно легко и быстро решать вопросы, заряжая окружающих позитивной энергией. С негативными ощущениями также надо уметь работать, прорабатывать их и отпускать, иначе запущенные отрицательные мысли могут стать причиной болезней.

Самомотивация

Начать движение по целям помогает особый настрой. Верно установленные ценности не требуют дополнительной мотивации, вас несёт в потоке событий в нужном направлении. При возникновении трудностей необходим самоконтроль, умение отказать себе в сиюминутных удовольствиях ради большой цели. Формула «Плохо сейчас, хорошо потом» не позволит отступить от намеченного плана. Если цели родные, в большей степени нужна самодисциплина, нежели мотивация. Таким образом развивается воля к действию .

Распознавание эмоций окружающих

Кто умеет контролировать себя и имеет желание действовать, получает доступ к следующей ступени — возможности улавливать социальные сигналы, несущие в себе информацию о настроении и переживаниях окружающих людей. Зная свои слабости и способы их преодоления, человек тонко чувствует настроения окружающих. Один из показателей общего уровня интеллекта — умение распознать эмоциональное состояние собеседника. В этом случае можно выбрать модель поведения и взять ситуацию в свои руки.

  • распознавание эмоций окружающих + воля к действию = управление ситуацией

Управление отношениями

Через работу над собой зарождаются лидерские качества. На вершине эмоциональной осознанности приходит понимание законов человеческих отношений. Уверенный в себе, спокойный, проницательный, волевой — всё это характеристики сильного лидера. Каждый руководитель обязан продолжать саморазвитие в области эмоционального интеллекта, применяя новые знания на практике. Иначе он рискует попасть под влияние более сильной личности и утратить нити управления. Переворот может произойти как внутри руководимой им группы, так и путём поглощения со стороны.

Темп жизни постоянно ускоряется, возрастает частота и интенсивность нагрузок на нервную систему. Тревожность, тоска, беспомощность, стрессовые реакции - все эти негативные симптомы являются результатом низкого уровня эмоциональной культуры . Увеличивается число людей, у которых проявляется непринятие собственной личности, непонимание и отвержение окружающих.

Если вас что-то не устраивает в других, проще изменить собственное отношение к ситуации, чем пытаться всех переделать. Вместо предъявления требований к окружающим, следует для начала повысить требования к себе. Хороший руководитель это эмоционально компетентный человек. Эффективное управление коллективом возможно тогда, когда вы в ладу с самим собой.

  • путь к управлению другими лежит через умение управлять собой

Можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект или записаться на специальные тренинги. Это должны быть в основном практические занятия в той последовательности, о которой мы написали выше. То есть начать движение от понимания себя и развития своей воли. Принимайте участие в командных играх, станьте судьёй в игровом виде спорта, организуйте мероприятие, найдите возможность выступить перед аудиторией. это мощный инструмент управления вниманием и настроением окружающих.

Тренировка эмоционального интеллекта важна в той же степени, как и физическая подготовка. Людям свойственно ослаблять усилия, погружаясь в зону комфорта. В запущенных стадиях это приводит к потере уверенности в себе и снижению качества жизни. Покидать зону комфорта надо для выхода на новый уровень или возвращения прежней формы. Как и в спорте, набирать ход надо размеренно, постепенно повышая нагрузку. Фокус должен быть направлен на приобретение трёх групп навыков.

  • ЭИ = ЭН + КН + ПН

I. Эмоциональные навыки направлены внутрь своей личности:

  • определение настроений;
  • выражение эмоций;
  • определение интенсивности эмоций;
  • владение своими и управление чужими состояниями;
  • понимание того, когда действия основаны на эмоциональных импульсах;
  • умение контролировать импульсы;
  • умение направить эмоции для достижения определенных целей, воздержавшись от сиюминутных удовольствий.

II. Когнитивные навыки дают представление о себе в окружающем мире:

  • осознание настоящего момента, мысли о прошлом и будущем уместны только тогда, когда в этом есть польза;
  • умение ставить цели, предвидение последствий и поиск альтернативных путей;
  • усвоение поведенческих норм;
  • уважение чужого мнения и отличных точек зрения;
  • направление мыслей на решение проблем, исключая пустые переживания;
  • установление своей роли в обществе;
  • позитивная настроенность к себе, жизни и окружающим.

III. Поведенческие навыки направлены на совершение действий во внешнем мире:

  • умение вести себя сдержанно в любой ситуации;
  • совершенствование речевых навыков;
  • внутренний самоконтроль тела во избежание неосознанных движений;
  • придерживание здорового образа жизни.

Считается, что в деловой сфере нельзя полагаться на эмоции и они не должны влиять на результат. Однако в действительности эмоциональное взаимодействие в бизнесе очень важно, поскольку позволяет выработать эффективные решения и обеспечить их выполнение.

Надо правильно разграничивать понятия эмоциональный интеллект и эмоциональность . Последняя обнаруживает себя в нестандартном проявлении настроений, имеющем яркий и эксцентричный характер. Высокая интенсивность эмоций становится препятствием для принятия взвешенных решений, ими невозможно управлять, поэтому они идут во вред общему делу. Эмоции умеренной интенсивности содержат большой объём полезной информации.

Перемены настроения присущи всем без исключения людям, и часто определяют их поведение. Нобелевскую премию по экономике в 2002 году получил Даниэль Канеман. Он доказал, что эмоциональные факторы влияют на принятие важных экономических решений.

Связь лидерства и эмоционального интеллекта

В каждой общности есть человек, который стремится занять лидирующую позицию. Успеха достигает тот, кто имеет развитый эмоциональный интеллект . Это не всегда самый начитанный представитель коллектива, но тот, кто на деле не боится взять в свои руки ответственность за себя и остальных. Именно совокупность практических навыков и воля к действию определяют успех.

  • сильный лидер — эмоционально зрелая личность

Высокий уровень эмоционального интеллекта избавляет от пустых страхов и сомнений, делает понятными чужие мотивы, позволяет наладить эффективное взаимодействие с окружающими. Умение окружить себя профессионалами намного целесообразнее, чем делать всё самостоятельно. Сильный лидер умеет ставить чёткие цели, обладает высокой степенью самоактуализации, уверен в себе, умеет признавать свои промахи и ошибки. Иными словами, он способен проявлять эмоциональную зрелость.

Примеры успеха в развитии эмоциональной компетентности

Об эмоциональном интеллекте говорят уже давно, но не во всех странах ему уделяют одинаковое внимание. На Западе его преподают в школах и институтах, как основу успеха в трудоустройстве и личной жизни. Программы MBA делают упор на управление эмоциями и лидерство .

Зарубежный пример

Компания American Express с выводом на рынок нового продукта «Страхование жизни» столкнулась с огромным сопротивлением. Негативное отношение наблюдалось и у клиентов, и сотрудников, ведь данная услуга наводила на мысли о смерти. Агрессивный стиль продаж не сработал, нужно было срочно предпринимать эффективные меры. Тогда в American Express всех сотрудников отправили на обучение по развитию эмоционального интеллекта . В результате продажи резко увеличились.

Отечественный пример

В России концепция не так популярна, но в последнее время к ней стали относиться с повышенным интересом. Всё больше и больше компаний целенаправленно способствуют развитию эмоционального интеллекта своих сотрудников. Хорошим примером являются компании «СИБУР», «Сбербанк». Этот навык имеет хороший отклик в производственной сфере, где результат внедрений виден практически сразу.

Многие люди обладают талантами, умом и сообразительностью, но это не делает их состоятельными. Они часто находятся в одном шаге (знании) от полноценного преуспевания. Возможно, для вас это недостаточный уровень эмоционального интеллекта?

Не секрет, что качество нашей жизни определяется качеством взаимоотношений. Каждому человеку хочется чувствовать себя наполненным, а значит любить, а также быть значимым для других, то есть быть любимым другими. Лидер – это тот человек, от которого зависит климат в коллективе и готовность каждого гореть, но не сгорать на работе. Задача лидера — быть сфокусированным на взаимоотношениях, чувствовать поле группы и слабые места. Когда в команде все получается, задача лидера — выделить тех людей, благодаря которым команда добилась успеха. Когда что-то идет не так, задача лидера — взять на себя ответственность за ситуацию, проанализировать полученный опыт и поддержать других в их готовности исправлять ошибки. Чтобы не бояться, лидеру необходимо постоянно повышать уровень своей осознанности, работать над собой и знать: Внешние процессы в коллективе – это частичное отражение внутренних процессов лидера. Разрешая свои внутренние противоречия, лидер влияет на эффективность бизнеса в целом. Поэтому, развивая свой эмоциональный интеллект* с помощью повышения уровня своей осознанности, лидер дает возможность развиваться бизнесу. Сейчас я докажу Вам это.

«До сегодняшнего дня учёные предполагали, что чувства и мысли связанны только с головным мозгом. По мнению исследователя стрессовых ситуаций, американского учёного из Калифорнии Дока Чайлдре , такая позиция не отвечает последним научным результатам. Док Чайлдре выдвигает новую концепцию: «Сердце обладает собственной нервной системой. Сердце способно самостоятельно чувствовать, учиться, вспоминать, принимать решения — и всё это независимо от головного мозга». Док Чайлдре называет этот феномен “The Intelligent Heart” – “Разумное Сердце”. Именно оно является самым мощным оружием человека против стрессовых ситуаций. По словам другого учёного Дэвида Сервана-Шрайбера , изучающего мозговую деятельность, «при правильном сердечном ритме головной мозг может противостоять стрессовым атакам путём удержания сознания от страхов, и придачи всем органам тела необходимых сильных импульсов для борьбы со стрессом». (http://lebendige-ethik.net/4-Razum_serdza.html)
__________________________________________________
* Эмоциональный интеллект — по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Развитие эмоционального интеллекта – это:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций и управление эмоциями (Материал из Википедии - свободной энциклопедии www.wikipedia.com)

Сердце подает сигналы в мозг, в котором формируется восприятие ситуации. От восприятия ситуации зависит поведение. Последствия любой ситуации это есть следствие реакции человека. Она может быть конструктивной, а может быть деструктивной. От настроя и поведения лидера зависят не только общая атмосфера в коллективе, но и качество тех управленческих решений, которые он принимает.

Решения можно принимать из чувства неполноценности, обиды, страха и тогда все, что возникает из этого состояния негармонично по своей природе, не приносит ни значимости, ни наполненности, как самому лидеру, так и тем людям, которые его окружают. В таком случае трудно говорить о работе с душой, полной самоотдаче и самореализации тех, кто рядом. Упущенная выгода налицо.

Лидеру важно иметь ясное видение, куда он ведет команду. Подлинное видение не связано с рациональными факторами. Известно, что за ясновидение отвечает правое полушарие нашего мозга. Оно еще отвечает за творчество и интуицию. От уровня развития нашего правого полушария на 85% зависит успех любого дела (исследования Дэниела Големана).

Чтобы сформировать видение, нужно дать картинке сложиться. У талантливых людей это происходит спонтанно. Не складывалась, не складывалась и вдруг … появилась ясность. Многим руководителям кажется, что им лично не зачем учиться, что лишние знания только рождают внутренний шум, так как они работают «на приходах». С одной стороны они где-то правы, важнее чувствовать момент, нежели следовать чьим-то теориям.

Однако иногда очень полезно выйти за пределы привычного образа мысли, замедлиться, остановить свой внутренний диалог, чтобы ясно услышать себя и увидеть новые возможности для развития бизнеса. Работа над собой может сделать процесс формирования видения не спонтанным, а управляемым. Такую возможность дают тренинги личной эффективности. Они скорее не учат чему-то новому, а позволяют понять, как мы принимаем свои решения, что нам мешает в достижении успеха, что хочет наше сердце на самом деле.

Многие бояться этого. Кажется: «Вот услышу голос своего сердца и все брошу». Это не так. Вы сможете услышать правду. Любой рост начинается с понимания того, где вы есть на самом деле, а не от того, куда вы хотите прийти. Если вы занимаетесь не своим делом и делаете что-то не так, лучше вовремя это понять и перестроиться, чем терять время.

Лидер — это роль в коллективе. Через того, кто отождествляется с этой ролью проходит сила. Если предназначение лидера совпадает с тем, что он делает, например – помогать людям, то работа дает силы. Если нет – то возникает внутренний конфликт, который лишает сил. Развивая эмоциональный интеллект, лидер развивает доверие к себе, миру, окружающим, в результате более рационально использует имеющиеся ресурсы.

Приведу конкретный пример из практики. Два учредителя в компании, два лидера, решили разделить между собой роли согласно своим чертам характера. Один стал играть роль «хорошего» полицейского, а другой – «плохого». Такой расклад не плохо работал первые десять лет, хотя быть хорошим явно более приятно, чем наоборот. Эти отношения с одной стороны давали обоим чувство равновесия, с другой стороны – он были гармоничны, так как в них присутствовала зависть. Один руководитель стал заложником своего образа «хорошего» и когда возникали проблемные ситуации, где можно было потерять своего лицо, он просто избегал проявлять себя в невыгодном свете. Другой же, взрывался вспышками гнева, за которыми следовали вина и желание изолироваться от общения. В коллективе ходили слухи, что руководители «сидят очень высоко, очень далеко». Люди в анонимных опросах жаловались, что им не хватает лидера, а работают они в этой компании из-за того, что страшно потерять работу». Все бы ничего, до кризиса товар продавал сам себя, от людей много не требовалось. В условиях кризиса, когда конкуренция возрастает и от людей требуется энергия и инициатива, такой расклад стал выражаться в финансовых потерях.

Что значило для каждого из этих руководителей развитие эмоционального интеллекта, Такого абстрактного слова на фоне всеобщего развала производства? Для руководителей понимание внутренних конфликтов стало возможностью вернуть себе ту энергию, которая постоянно уходила на внутренние конфликты, а значит возможностью дать людям недостающей энергии и вдохновения. Для первого руководителя дверью в новые возможности стала, прежде всего, внутренняя готовность быть «плохим», отойти от привычного образа «интеллигента». Для второго – дверью в новые возможности стала готовность выйти из тени, взять ответственность за независимую часть бизнеса и стать там лидером в полный рост.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта для этих руководителей проявилась в умении осознавать свои чувства и управлять ими, а также готовность соприкасаться с чувствами других людей. Когда порог напряжения очень высокий, то это сделать очень трудно. Но никакой буфер в виде тренера, менеджера по персоналу не сделает за лидера его работу. Конечно, поздно пить боржоми, когда печень разрушена. Иногда проще расстаться с чем-то и начать что-то новое. Однако важно, чтобы нечто новое начиналось из полной осознанности и переосмысления полученного опыта. Иначе, все повторится вновь.

Итак, лидер должен принимать решения из точки наблюдателя, в спокойном состоянии. Если вы заметили свое не спокойствие – возьмите тайм-аут для саморегуляции.

Ниже привожу практику для умиротворения, которую полезно делать в конце рабочего дня, чтобы тренировать свою способность к осознанию.

  1. Сделайте пять глубоких вдохов через рот и выдохов через нос.
  2. Сказать себе: «я разрешаю себе чувствовать все, что я чувствую».
  3. Сфокусироваться на ощущениях в теле, мыслях, проживании болезненных ситуаций, не убегать от них, позволить им проявиться. Когда мы позволяем себе чувствовать, то наша внутренняя мудрость, наш эмоциональный интеллект, с помощью которого мы воспринимаем мир целостно, помогает нам найти верный курс, как выйти из проблемной ситуации.
  4. Скажите себе: «Правда не в других. Правда не во мне, правда в том, что есть». Эта фраза переключит вас с детской позиции обвинителя, на наблюдателя.
  5. Осознайте, чего же Вы хотите на самом деле.

Эмоциональный интеллект – это чувственно-образное восприятие действительности, способствующее расширению сознания, выхода за пределы проблемы.

Только если вы сможете посмотреть на ситуацию со стороны, только тогда можно найти правильное решение.
Вот еще один способ, как можно самостоятельно тренировать свой эмоциональный интеллект, заодно увидеть, как ваша внутренняя работа сказывается на ваших поступках, а в конечном счете – на внешних обстоятельствах.

Если у вас отсутствует ясность, что делать дальше, начните с трансформации своего настроения. Для этого сравните ваше душевное состояние с внешним явлением. Представьте себя режиссером, которому нужно в динамике показать душевное переживание на экране. Будет еще лучше, если Вы сможете озвучить свое кино, придумать запах и вкус вашему переживанию. Итак, вы режиссер, поэтому в ваших силах развернуть сюжет так, чтобы неприятный образ превратился в жизнерадостный и ободряющий. Представьте себе, как происходит эта метаморфоза. Например, ваше душевное состояние можно сравнить с тяжелой, давящей тучей. Достаточно впустить в эту картинку движение, как вы увидите, что налетел теплый ветер, прошел дождь, вышло солнце и перед вами окрылись просторы, умытые и напитанные влагой.

В связи с этой практикой хочу напомнить вам притчу.

В одном из селений вот уже полгода не было дождя. Люди мучились из-за засухи. Когда им стало совсем плохо, они решили пригласить к себе мастера, который умел вызывать дождь.
Это человек пришел, сел и просидел три дня, прежде чем дождь случился. Когда жители стали спрашивать мастера, как ему удалось вызвать дождь, тот ответил: «Когда я пришел к вам, я почувствовал в своем сердце сухость. Я не мог с ней справиться целых три дня, когда же мне это удалось, я смог увидеть дождь и после этого он пролился».

Как же работает эта практика? Суть техники в том, чтобы переключиться с кинестетического канала чувств на визуальный канал образов и трансформировать «внутреннюю картинку»: убрать рамку, добавить цвета и движения, расширить горизонты.

Все лидеры – мастера от бога, даже если не знают до конца об этом. Они способны влиять на других, занимаясь саморегуляцией.

Итак, помните:

  1. Части одной системы взаимосвязаны и влияют друг на друга, даже если физически не соприкасаются между собой. Поэтому, если вы сможете расширить область своей осознанности, то автоматически повлияете на уровень осознанности в вашей системе.**
  2. Любые процессы развиваются в геометрической прогрессии, т.е. в начале приложенные действия не столь ощутимы, но наступает критический момент, когда за 20% времени случается 80% событий (принцип Парето) Поэтому, прикладывая усилия, не ждите от себя и других слишком многого сразу же.
  3. Развивайтесь вместе со своей командой (7 плюс или минут два человека). Пусть у вас будет поддерживающая и питающая среда для роста. Со временем возникнет критическая масса осознанных и мотивированных людей, которая повлияет на всех остальных в компании.

Ждем ваших отзывов, где вы поделитесь с нами вашими достижениями.
_______________________________________________________________________________
**Пример исследований В.Г. Ванярхо в области устойчивого развития и взаимосвязи систем (http://www.newscience.ru/konferencia/konfer2004/vanyarkho):
В двух пробирках, большой и маленькой, одновременно запускается одинаковая химическая реакция. Пробирки не связаны между собой, как сообщающиеся сосуды. Они находятся на значительном расстоянии друг от друга. При этом устойчиво прослеживается следующая взаимосвязь: процессы в маленькой пробирке начинают протекать медленнее, а в большой – быстрее по сравнению с экспериментом, когда такая же химическая реакция производилась по отдельности в каждой из пробирок.

Подобное явление о взаимосвязи процессов в коллективном сознании описывают духовные мастера Востока и Запада. Кто, как не эти люди, являются примером осознанности. Они говорят, что если 64 000 людей на Земле достигнут определенного уровня осознанности, или другими словами просветления, то это положительно скажется на всем человечестве. Подобное может происходить и в вашем коллективе. Нужна небольшая критическая масса тех людей, которые работают над собой и действуют осознанно. Это приведет к глобальным изменениям на уровне компании.

Я сама на своем опыте убедилась, как это работает на своем тренерском опыте. Проводить тренинг в очень большой группе, легче, чем в маленькой. С одной стороны, такой зал труднее раскачать, зато, если несколько человек в зале включились в процесс, то они автоматически включают всю группу.

Приглашаем вас на

Понятие "эмоциональный интеллект" относится к той области исследований, в которой неоднократно совершается попытка научными средствами ответить на вопрос: "Что детерминирует успех жизнедеятельности человека?".

Современное общество рационально, поэтому ставка на интеллектуальное развитие очень велика. Такое восприятие внутреннего мира человека, при котором акцент делается на разум, а не на чувства, приводит к тому, что чувства и эмоции "уходят" из сознания, а это в свою очередь приводит к внутренней напряжённости, скованности и, зачастую, к болезням. Новый научный подход к эмоциональной сфере позволяет сузить область, в которой находятся ответы на вопросы о том, как быть успешным.

Эмоции связаны с потребностями человека, они выполняют функции адаптации, оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект .

Эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения . В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью . Конечный продукт эмоционального интеллекта – принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл . В конечном счете эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции. При этом все психологи, занимающиеся проблемой эмоционального интеллекта считают, что управление эмоциями – это навык, который можно нарабатывать и развивать.

Весь двадцатый век прошел под эгидой "обычного" интеллекта. Именно на основании умственных и технических способностей, используя IQ, оценивали перспективы человека на успех в жизни. Однако, как отмечает М. Кетс де Врис, некоторые исследователи умственного развития человека говорят, что высокий IQ составляет только 20% успеха человека в жизни . Дэниэль Гоулман представил аналогичные данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Ярким примером исследования ограничений IQ может служить 40-летнее лонгитюдное исследование 450 мальчиков из Соммервиля (Масачусес). Две трети мальчиков были из благополучных семей, у одной трети интеллект был ниже 90. Однако IQ мало повлиял на качество выполнения ими работы. Наибольшие отличия были между теми людьми, которые в детстве хорошо справлялись с чувством неудовлетворённости, могли контролировать эмоции и обходиться без других людей .

Джек Блок провел сравнение двух теоретически чистых типов: людей с высоким коэффициентом умственного развития и людей с ярко выраженными эмоциональными способностями. Мужчин с высоким коэффициентом умственного развития отличает широкий круг интеллектуальных запросов и способностей. Он честолюбив и продуктивен, предсказуем и упорен и не обременен заботами о себе. Еще он склонен к критике, ведет себя покровительственно, требователен и сдержан, испытывает неловкость от проявлений сексуальности и чувственных переживаний, невыразителен, держится особняком, эмоционально уравновешен. Напротив, люди с высоким эмоциональным интеллектом в социальном отношении уравновешенны, дружелюбны и пребывают в отличном настроении, не подвержены страху и не склонны к тревожным размышлениям. Они обязательны в отношении людей и начатых дел, охотно берут на себя ответственность и придерживаются этических принципов, в общении с другими они доброжелательны и заботливы. Их эмоциональная жизнь богата событиями, но в надлежащих пределах. Они пребывают в согласии с самими собой, с другими и с обществом, в котором живут. Женщины с высоким коэффициентом умственного развития уверены в своем интеллекте, они свободно выражают свои мысли, хорошо разбираются в интеллектуальных проблемах и отличаются широким кругом интеллектуальных и эстетических потребностей. В них явно угадывается стремление к самоанализу, они часто впадают в тревогу, мучаются сознанием вины, склонны к долгим размышлениям и обычно не решаются открыто проявить свой гнев (но выражают раздражение непрямым путем). Женщины с эмоциональным интеллектом, наоборот, чрезмерно напористы, откровенны в выражении своих чувств и всегда довольны собой. Жизнь для них полна смысла. Подобно мужчинам, они дружелюбны и общительны, выражают свои чувства надлежащим образом (не в бурных взрывах), они хорошо справляются со стрессом. Их умение держаться в обществе позволяет им легко сходиться с новыми людьми; они довольны собой, а потому веселы, непосредственны и легко поддаются чувственным переживаниям. В отличие от женщин с высоким коэффициентом умственного развития они не страдают от тревоги и сознания вины и не склонны погружаться в глубокие раздумья . Исследования Гиту Орме от 2003 года показали, что различия в уровне эмоционального интеллекта у мужчин и у женщин отсутствуют, зато они есть в степени развития различных компонент эмоционального интеллекта. У женщин преобладают показатели межличностные (эмоциональность, межличностные отношения, социальная ответственность), а у мужчин – внутриличностные (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом и адаптации .

Вместе с тем Майер Дж. обращает внимание на то, что высокий показатель эмоционального интеллекта – это не абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни. По мнению ученого показатель эмоционального интеллекта – EQ – может хорошо предсказать какие-то определенные, важные результаты жизни на уровне других важных переменных – 2–25 % объяснимого различия. .Такие предсказания, как считает Майер, полезны практически и внушительны теоретически. Мнения же, высказываемые в популярной литературе, – что люди с высоким коэффициентом эмоционального интеллекта обладают абсолютным преимуществом в жизни – чрезмерно преувеличены и научно необоснованны. В подтверждение этих слов, Андреева И.Н. приводит примеры того, что эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с проблемным поведением, таким как агрессия и употребление наркотиков, с высоким уровнем личностной тревожности у подростков, и положительно – с организаторскими способностями .

Бар-Он Р., исследовав с коллегами за несколько лет более 22 тысяч человек в различных странах мира с помощью авторского теста EQ-i, отмечает, что эти исследования проливают свет на многие прогнозирующие возможности эмоционального интеллекта в области межличностных взаимоотношений (39–69%, Северная Америка), профессиональной работы (51–55%, боевые солдаты израильских вооруженных сил), учебой в вузе (41–45%, студенты ЮАР, Канады, США), а также в области общего самочувствия (49%, взрослые), физического здоровья (37%, новички израильских вооруженных сил), психологического здоровья (39%, израильские вооруженные силы), самоактуализации (64%, южноафриканские студенты) и субъективного благосостония (76%). Исследования вероятностного процента влияния эмоционального интеллекта на самоактуализацию в Голландии, Израиле и США показали соответственно 78, 75 и 80%. Исследование влияния умственных способностей (IQ), показали в этих же группах исследований для голландцев и израильтян соответственно 0,8 и 0,2% и не были статистически достоверными. Обширные же исследования Вангера в 1997 году, как указывает Бар-Он, предсказывают успешность в работе в пределах 7%. . Полученные результаты, по мнению Бар-Она, предполагают, что люди высоким эмоциональным интеллектом: a) способны к осознанию и принятию своего Я; б) знают чувства, проблемы и потребности других; в) способны управлять эмоциями; г) способны быть реалистичными; д) способны быть позитивно настроенными.. Анализ этих результатов дает основания полагать, эмоциональный интеллект действительно в состоянии предсказать различные аспекты человеческой деятельности.

В организационной психологии также долгое время превалировала когнитивная ориентация, для которой характерно игнорирование эмоций или рассмотрение чувств как негативно влияющих на рациональность и на процесс принятия решений. Однако в последнее десятилетие в психологии менеджмента отмечается необходимость эмоционально-волевой регуляции управленческой деятельности. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты (Бандурка А.М, Кудряшова Л.Д., Мангутов И.С., Уманский Л.И.). К ним относятся: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сензитивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п. . Петровской А.С. в 2007 г. была установлена и экспериментально подтверждена закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. Данная взаимосвязь выражена в положительном коэффициенте корреляции между коэффициентом эмоционального интеллекта и степенью эффективности управленческой деятельности .

Рассматривая связь эмоционального интеллекта и лидерства, Гоулман Д., Бояцис Р. и Макки Э. ввели понятие "эмоциональное лидерство". В своей одноименной книге они уверенно подчеркивают, что в способностях, отличающих выдающихся лидеров от середнячков, 80–90% – а иногда и больше – составляют навыки эмоционального интеллекта. При этом авторы замечают, что в какой-то степени исключительную успешность лидера определяет именно его интеллект, причем особенно важными являются когнитивные навыки – широкий умственный кругозор и способность к предвидению . Рассматривая лидерские способности в контексте своей модели эмоционального интеллекта, Гоулман Д. конкретизирует эту модель именно для лидеров. Компоненты эмоционального интеллекта и лидерские способности по Гоулману Д. взаимосвязаны следующим образом.

Личностные навыки:

Самосознание

Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.

Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств.

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне группы.

Самоконтроль

Обуздание эмоций. Лидеры, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является лидер, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса - он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.

Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость - искреннее выражение своих чувств и убеждений - способствует честным отношениям. Такие лидеры открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.

Воля к победе. Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию - повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т.е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности - или сами их создают, - а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой лидер, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего.

Оптимизм. Лидер, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Taкой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению (для них, как известно, "стакан наполовину полон") они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Социальные навыки:

Социальная чуткость

Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие лидеры участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

Деловая осведомленность. Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации и какие руководящие ценности и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.

Предупредительность. Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое. Сами они тоже всегда готовы общаться со всеми желающими.

Управление отношениями

Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда лидеры, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны. Помощь в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, - видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники.

Содействие изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути. Урегулирование конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить все. Они выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.

В сборнике "Действенное лидерство" Гарвардской школы бизнеса, эти же авторы, отмечая исключительную роль настроения лидера для подчиненных, оговариваются, что настроение по-настоящему эффективных лидеров, как правило, соответствует состоянию дел, но при этом содержит дополнительную дозу оптимизма. Такие лидеры с уважением относятся к эмоциям (пусть даже отрицательным) других людей и в то же время стараются разрядить ситуацию с помощью юмора. Подобное соответствие Д. Гоулман с соавторами называют резонансом. Чтобы достичь резонанса, руководитель должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, а значит, уделять внимание четырем его основным компонентам.

Самоанализ – умение разбираться в собственных эмоциях, пожалуй, самый важный компонент эмоционального интеллекта. Он помогает человеку определить собственные сильные и слабые стороны, почувствовать уверенность в своих возможностях. Резонирующие лидеры с помощью самоанализа точно оценивают свое настроение, кроме того, они понимают, как это настроение влияет на окружающих.

Самоконтроль – способность управлять своими эмоциями, трезво оценивать обстановку и действовать последовательно, адаптируясь к ситуации. Резонирующий лидер не позволяет своим эмоциям серьезно влиять на работу. Он оставляет свое плохое настроение за пределами офиса, в крайнем случае разумно и понятно объясняет сотрудникам причину срыва, чтобы тем не приходилось гадать, чем вызвана и сколько может продлиться "буря".

Социальный анализ – интуитивное понимание настроений в коллективе и способность к сопереживанию. Руководитель, обладающий этой способностью, не просто чувствует чужие эмоции, но показывает, что они ему небезразличны. Кроме того, он хорошо разбирается в служебных интригах и, как правило, знает, как его слова и поступки повлияют на события и настроения в коллективе. Видя, что это влияние принимает нежелательный характер, лидер должен успеть скорректировать свои действия.

Управление отношениями – умение ясно и убедительно доводить идеи до окружающих, улаживать конфликты и выстраивать прочные социальные связи. Резонирующие лидеры искусно управляют отношениями в коллективе, устраняя возникающие разногласия и передавая остальным собственный оптимизм и энтузиазм. Они владеют такими мощными инструментами управления, как юмор и доброта.

В отличие от Дениэла Гоулмена, Манфред Кетс де Врис выделяет не четыре, а три основных компонента эмоционального потенциала лидера:

1. Понять свои собственные чувства.

2. Научиться управлять ими.

3. Научиться распознавать эмоции других и управлять ими .

"Познание самого себя – первый шаг к эмоциональному развитию, – отмечает Кетс де Врис, – многие годы подчинения корпоративным правилам стирают различия людей между их собственными чувствами и теми чувствами, которые от них ожидают. Если побеждают последние, верх берет "ложное я", карикатура "хорошего служащего". Так как настоящий человек пропадает, когда побеждает "ложное я", одной из целей является попытка помочь этому человеку устранить когнитивные и эмоциональные искажения, освободиться от привычки объяснять мир аккуратно и понять сои собственные чувства (и эффективно их использовать) – короче говоря, повысить его эмоциональный интеллект. "Познай себя" – красной нитью проходит через семинары Кетс де Вриса по лидерству. Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта – научиться управлять своими эмоциями, т.е. научиться признавать целый спектр чувств, которые есть у нас (даже если нам не нравится, что некоторые чувства рассказывают о нас), и обращаться с ними. Если мы будем контролировать этот процесс, то сможем использовать эмоции для достижения поставленной цели, другими словами, мы сможем мотивировать самих себя. Следующий этап в развитии эмоционального интеллекта – научиться распознавать эмоции других людей и справляться с ними. Искусству сопереживания, т.е. понимания чувств другого, можно научиться. Овладев этим навыком, лидеры могут управлять чувствами людей, эмоционально влияя на сотрудников .

Помимо основных компонентов эмоционального потенциала, по мнению Кетс де Вриса есть еще три важных вспомогательных навыка, которые формируют эмоциональный потенциал:

1) способность активно слушать:

2) понимать невербальную коммуникацию;

3) адаптироваться к широкому спектру эмоций .

  • находятся в большей гармонии с самими собой;
  • строят более устойчивые межличностные отношения;
  • лучше могут мотивировать себя и других;
  • более активные, новаторские и творческие;
  • лучше работают в условиях стресса;
  • лучше справляются с переменами;
  • более эффективные лидеры .

Многопланово изучалась связь эмоционального (эмоционально-социального) интеллекта с лидерством Ревеном Бар-Оном: в одном исследовании – среди номинантов на руководящую должность, в другом – среди проходивших тренинг офисных чиновников в сравнении с не проходившими, в третьем – среди обучающихся в Центре креативного лидерства в США. Результаты показали, что существует зависимость – от умеренной до более высокой – между эмоционально-социальным интеллектом и лидерскими качествами, в различных группах с достоверностью в 39, 49 и 82%. Третье исследование показывает, что успешное лидерство базируется преимущественно на эмоционально-социальном интеллекте .

Итак, основные особенности эмоционального интеллекта заключаются в следующем:

– развитие эмоционального интеллекта способствует повышению адаптивных способностей и гармоничному взаимодействию личности с социумом,

– развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному личностному развитию, позволяя создавать дополнительные мотивирующие факторы;

– эмоциональный интеллект признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех в некоторых его проявлениях более существенным, нежели общий интеллект;

– от уровня развития эмоционального интеллекта в большой степени зависит успешность и эффективность лидерства .

Loading...Loading...