Тесты интеллекта или горечь самопознания. Письмо сухомлинскому тесты интеллекта

Еще один тест с подвохом

Отвечать нужно быстро и вслух

1. Повторите слово кровь десять раз вслух!
2. Что течет по венам?
3. Что бежит когда порежешь палец?
4. Что перекачивает сердце?
5. На какой цвет светофора нужно переходить улицу?

<< Правильный ответ на вопрос >>

Интеллектуальный хитрый тест

1. Сколько дней рождения у среднестатистического мужчины?

<< Правильный ответ на вопрос >>

2. Что может опускаться и подниматься, и в то же время не двигаться с места?

<< Правильный ответ на вопрос >>

3. Стоит дом, в котором 4 стены. Каждая стена выходит на юг. У одного из окон гуляет медведь. Какого он цвета?

<< Правильный ответ на вопрос >>

4. Створки окна в комнате открываются внутрь. Там на полу - куски разбитого стекла. Там же разлита вода. Вы нашли Слоппи лежащей мёртвой на полу. Кто эта Слоппи? Почему она умерла?

<< Правильный ответ на вопрос >>

5. Есть одно слово в русском языке, которое всегда произносится неправильно. Что это за слово?

<< Правильный ответ на вопрос >>

6. Почему мужчина, живущий в Тамбове, не может быть похоронен к востоку от реки Енисей?

<< Правильный ответ на вопрос >>

7. Два мальчика играли в шашки. Каждый из них сыграл пять партий, и каждый выиграл такое же количество игр. Как такое могло произойти?

<< Правильный ответ на вопрос >>

8. Разделите 30 на 1/2, добавьте 10. Сколько получилось?

<< Правильный ответ на вопрос >>

9. Если вы возьмёте два яблока из трёх, что у вас останется?

<< Правильный ответ на вопрос >>

10. Сколько животных взял Моисей на свой ковчег?

<< Правильный ответ на вопрос >>

11. Разрешено ли в России мужчине жениться на сестре своей вдовы?

<< Правильный ответ на вопрос >>

12. Если у вас только одна спичка, и вы вошли в комнату, в которой есть керосиновая лампа, свечка и дровяная печь, что нужно зажечь в первую очередь?

<< Правильный ответ на вопрос >>

13. Если врач прописал вам три таблетки и велел принимать их каждые полчаса, сколько времени продлится процедура?

<< Правильный ответ на вопрос >>

14. У фермера было 17 овец. Все, кроме девяти, умерли. Сколько овец осталось у фермера?

<< Правильный ответ на вопрос >>

15. Сколько девяток в промежутке от 1 до 100?

<< Правильный ответ на вопрос >>

16. Семь свечей горит, три погасло. Сколько свечей осталось?

<< Правильный ответ на вопрос >>

17. Один кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

<< Правильный ответ на вопрос >>

18. Археолог заявил, что нашёл монету, датированную 35 г. до н.э. Может ли это быть на самом деле?

<< Правильный ответ на вопрос >>

19. Сколько раз надо отрезать, чтобы разделить палку на 12 частей?

<< Правильный ответ на вопрос >>

20. Мальчик лег спать в 8 часов вечера, а свой любимый механический будильник поставил на 9 часов утра. Сколько часов будет спать мальчик?

<< Правильный ответ на вопрос >>

21. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА, ИЛИ ГОРЕЧЬ САМОПОЗНАНИЯ

Д.В. УШАКОВ

Ушаков Дмитрий Викторович - заместитель главного редактора журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», редактор раздела «Специальная тема выпуска», заведующий лабораторией Института психологии РАН, первый вицепрезидент Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей). Защитил докторскую диссертацию по теме «Структура и динамика интеллектуальных способностей».

Контакты: [email protected]

Приводятся факты, подтверждающие высокую прогностическую валидность тестов интеллекта, их предсказательную силу относительно успеха

в обучении и профессиональной деятельности, а также социального статуса.

С точки зрения развиваемой автором структурно-динамической теории

интеллекта предлагается объяснение феномену высокой прогностичности интеллектуальных тестов и обозначаются пределы, за которыми эта прогностичность может исчезнуть. Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллекта не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. Предлагаются пути разработки праксиологии тестирования, то есть науки о практическом применении тестов.

Идея этой статьи заключается в том, что причина споров о психологических тестах не в их слабостях, а в их силе. Чем более сильными, прогностичными и надежными становятся тесты, тем большее сопротивление они вызывают. Тесты интеллекта являются самым мощным из инструментов, которыми владеет современная психология, поэтому они постоянно находятся в центре дебатов.

Обсуждая тесты, мы должны двигаться в двух плоскостях: во-первых, давая на основании фактов оценку их эффективности; во-вторых, оценивая то, что происходит вокруг тестов, чему и кому служит их применение, а также - кто и почему не хочет его допустить.

Статья основывается на этой констатации. В первой ее части обсуждаются добытые десятилетиями исследований факты о том, что могут

и что не могут предсказать тесты интеллекта. Во второй речь идет о том, нужна ли на практике та истина, порой горькая, которую мы узнаем в результате применения тестов.

Что измеряют тесты интеллекта?

Исследования роли интеллекта

в реальных жизненных достижениях

в обилии осуществлены американскими психологами. У нас в стране их единицы. Общий взгляд на панораму полученных результатов приводит к однозначному выводу об огромной прогностической валидности тестов интеллекта.

Интеллект и обучение

Роль психометрического интеллекта в обучении велика и бесспорна. Успешность обучения в школе коррелирует с тестами интеллекта на уровне порядка r = 0,5. Так, корреляция теста Равена со школьными баллами на Западе колеблется от 0,3 до 0,72 (Дружинин, 2001). В России результаты оказываются сходными. Э.А. Голубева, С.А. Изюмова и М.К. Кабардов (см.: Дружинин, 2001) сообщают о корреляции между усредненной школьной оценкой и вербальной шкалой теста Векслера на уровне r = 0,5. Для невербальной шкалы эта корреляция составляет r = 0,4, для общего балла - r = 0,49.

За этими сухими цифрами, однако, стоит драматическая реальность. Человеческие различия в обучаемости очень велики. Проведенные среди американских военнослужащих исследования показали, что обучение людей, находящихся между 10-м и 30-м процентилями по тестам умст-

венного развития, займет от одного года до двух там, где обучение людей, чьи показатели выше 30-го процентиля, закончится за три месяца (Vineberg, Taylor, 1972). Разница в скорости составляет от 4 до 8 раз! И это еще не для крайних групп, а для соседей по оси умственного развития. Разница в скорости обучения - это на практике миллиарды долларов. Кроме того, совместное обучение людей с разными уровнями способностей снижает мотивацию и самых блестящих, и отстающих.

Люди, которым учиться легко, имеют тенденцию получать более существенное образование и лучше проходить через сито академического отбора. Поэтому неудивительно, что в странах Запада обнаруживается корреляция интеллекта (примерно r = 0,55) с продолжительностью обучения. Аналогичная тенденция существует, по-видимому, и у нас в стране. Коэффициент интеллекта студентов, которые обычно составляют основной контингент испытуемых в психологических экспериментах, достигает в среднем примерно 110 баллов.

Интеллект и профессиональный успех

В американской психологии существуют даже не сотни, а тысячи исследований связи уровня интеллекта с успешностью в работе. Эти исследования проводились как в гражданской, так и в военной сферах. Результат всегда один и тот же: интеллект - мощный предиктор профессиональных успехов. Перечислять отдельные исследования при таком их изобилии не имеет смысла.

Д.В. Ушаков

Мы остановимся на работах обоб-

Во-вторых, тест интеллекта оказыва-

щающего характера, суммирующих

ется валиден для успешности не толь-

многочисленные данные. Дж. Хан-

ко умственного труда, но и труда,

тер провел метаанализ 515 исследо-

традиционно понимаемого как физи-

ваний, посвященных предсказатель-

ческий. В-третьих, предсказательная

валидности

Тестовой батареи

сила тестов тем выше, чем более

общих способностей (GATB) Служ-

сложной является профессия. В-чет-

бы трудоустройства США. Эти ис-

вертых, обучение различным профес-

следования охватили в общей слож-

сиям оказывается практически в рав-

ности более 38 тысяч человек, заня-

ной мере зависимым от интеллекта.

тых в 515 видах профессиональной

Еще один показательный резуль-

деятельности (Hunter, 1986). Все ви-

тат, который получен в других иссле-

профессий

разделены

дованиях: корреляция тестов интел-

лекта всегда выше с объективными

сятся к профессиям общего типа и

показателями успешности труда, чем

различаются уровнем сложности ра-

с оценками коллег или начальников

боты с данными. Кроме того, выделе-

(Gottfredson, 2003).

ны две группы рабочих профессий.

Характеристику полученных ре-

Результаты представлены в таблице 1.

зультатов в целом дает один из наи-

Таблица 1

более крупных совре-

Предсказательная валидность интеллекта в профессиях

менных специалистов

по проблеме

разного уровня сложности

лекта Э. Хант, кото-

пишет: «Иссле-

Успешность работы

Обучение

дования психометри-

Профессии общего типа

ческих тестов в инду-

Высокой сложности

стрии и военных от-

раслях вновь и вновь

Средней сложности

показывают

ную и социально зна-

Низкой сложности

предсказа-

Рабочие профессии

тельную силу в отно-

успешности

Высокоточные

Психометрические

Вспомогательные

тесты часто являют-

ся лучшими предик-

Примечание. Цифры означают корреляцию между показателями те-

успеха как

стов интеллекта и достигнутыми успехами в работе и обучении.

в школе, так и в про-

фессиональной дея-

В этих данных примечательны не-

тельности. Аргумент, что поведе-

сколько моментов. Во-первых, оче-

ние, стоящее за психометрическими

видна высокая предсказательная ва-

тестами, не имеет

лидность теста интеллекта для всех

человеческой компетентностью,

исключения

профессий.

неприемлем. Боучард (имеется в ви-

ду статья: Bouchard, 1997. - Д.У.) совершенно прав, утверждая, что исследования, на основании которых делается подобный вывод, были проведены некорректно. Эта ремарка безусловно относится ко всем известным мне исследованиям» (Hunt, 1997, p. 539).

Выводы исследований вполне согласуются с практикой. В США законом запрещен прием на работу

в армию лиц, коэффициент интеллекта которых ниже 80 баллов. Закон позволяет снижать планку лишь

в ситуациях, когда страна находится

в состоянии объявленной войны.

Интеллект как наиболее важный предиктор успешности профессиональной деятельности, известный психологии

В психологии накоплена информация, касающаяся не только интеллекта, но и других психологических свойств, которые могут служить предикторами успешности профессиональной деятельности. Ни одно из этих качеств не может соперничать с интеллектом по своей важности на всем множестве профессий, хотя в отдельных случаях их роль существенна. Так, для малоквалифицированного ручного труда психомоторные способности в некоторых случаях оказываются более значимыми, чем интеллект, однако роль этих способностей для сложной профессиональной деятельности падает до нуля (Gottfredson, 1986; Hunter, Hunter, 1984).

Д. Макклелланд серьезно исследовал проблему связи мотивации достижения с успехом деятельности. Так, на материале организации ма-

лых предприятий в Индии он показал, что успех деятельности предпринимателя зависит от мотивации достижения, измеренной годом раньше. Из работ Д. Макклелланда следует, что мотивация (наряду с интеллектом) в значительной мере определяет успех в бизнесе (McClelland, 1961), однако не влияет на творческие достижения в науках (McClelland, 1964в).

Е.Р. Торренс предпринял попытку обосновать прогностическую валидность своего теста креативности для предсказания реальных творческих достижений. Он основывался на двух основных лонгитюдных исследованиях. В одном из них ученики младших классов были протестированы в 1958 г., а затем их достижения оценены через 22 года. В другом старшеклассники, прошедшие тест в 1959 г., затем были оценены через 7 и 12 лет. Корреляция творческих достижений в жизни с тестовой оригинальностью оказалась на уровне r = 0,4 и была соизмерима с корреляцией этих же достижений с тестовым интеллектом (Torrence, 1988). Последующие исследования, однако, привели к более прохладному отношению к тестам креативности как на основании эмпирических данных, так и по теоретическим мотивам (Sternberg, 1997).

Достаточно существенным предиктором успеха профессиональной деятельности в некоторых случаях является опыт, однако с повышением сложности профессии его роль падает. Опыт важнее всего в не очень сложных видах деятельности, которые, как правило, осваиваются не благодаря обучению, а в самом процессе труда. Кроме того, роль опыта

Д.В. Ушаков

сходит на нет при сравнении групп достаточно опытных работников.

О роли личностных свойств и интересов достаточно красноречиво свидетельствует еще одно огромное исследование - так называемый Армейский проект А, выполненный в США (McHenry, Hough, Toquam, Hanson, Ashworth, 1990). Результаты представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что обращение с техникой и общие успехи по службе предсказываются почти исключительно психометрическим интеллектом. В то же время лидерство, дисциплина и спортивные успехи связаны также с темпераментом. Получается, что интеллект влияет на все исследованные стороны службы американского военного, в то время как личностные особенности добавляют свой вклад только в некоторые из них.

Достижения и интеллектуальный диапазон

Хотя корреляционные связи психометрического интеллекта с реальными достижениями в жизни многократно подтверждались, они далеки от значения r = 1,0. Существуют неудачники с высоким интеллектом. Соотношение между психометрическим интеллектом и реальными достижениями можно оценить более точно, чем с помощью одной только цифры корреляционной зависимости.

Согласно довольно популярной теории «интеллектуального порога», для овладения некоторой профессией человек должен обладать определенным минимальным уровнем интеллекта (Дружинин, 2001). Этот минимум для различных профессий разный. Если человек не дотягивает до этого интеллектуального миниму-

Таблица 2

Предикторы успешности различных аспектов службы в рамках

Армейского проекта А в США

Общая когнитивная способность

Общая когнитивная способность плюс пространственная способность

Общая когнитивная способность плюс зрительно-моторная способность

Общая когнитивная способность плюс темперамент и личность

Общая когнитивная

способность плюс профессиональный интерес

Общая когнитивная способность плюс мотивация

Обращение с техникой

Общие успехи по службе

Прилежность и лидерство

Личная дисциплина

Спортивные успехи и выправка

Примечание. Цифровые данные соответствуют множественному коэффициенту детерминации линейной регрессии (R2 ).

ма, то успеха в профессии ему добиться не удастся. Если же он превосходит минимум, то успехи определяются уже не интеллектом, а другими факторами, например, мотивацией.

В.Н. Дружинин (2001) дополнил эту идею, предложив модель «интеллектуального диапазона», согласно которой индивидуальная продуктивность ограничена интеллектом субъекта. У людей с равным интеллектом продуктивность определяется мотивацией и «приобщенностью к задаче». Дружинин говорит о «пиле» достижений одаренных детей в разных сферах деятельности. «У одаренных индивидов диапазон возможных достижений шире, чем у прочих. Поэтому, при независимости достижений в разных областях, в среднем, для группы одаренных разница показателей по отдельным тестам, задачам и т. д. будет больше, чем по генеральной совокупности» (Дружинин, 2001, с. 56).

Интеллект представителей разных профессий

Все приведенные до сих пор данные говорили о роли интеллекта у представителей одной профессии. Однако внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала бы еще более впечатляющая картина. К счастью, этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не вы-

1 Тест интеллекта из 50 задач, который часто применяется работодателями США при наборе кадров.

Д.В. Ушаков

люди весьма дорожат своим временем, а доступ к ним непрост. Тем не менее известно по крайней мере одно систематическое исследование психологических особенностей крупных ученых, проведенное в начале 1950-х гг. Э. Ро (Roe, 1952, 1953). Э. Ро провела исчерпывающее интервьюирование и тестирование 64 виднейших американских ученых в области физики, биологии, психологии и антропологии. Характерной особенностью ученых оказался чрезвычайно высокий психометрический интеллект. Э. Ро использовала три шкалы интеллекта - вербальную, пространственную и математическую. Медианное значение показателей выдающихся ученых по первой из них составило 137 баллов, по последней - 166, результаты по пространственному интеллекту были промежуточными. Индивидуальные значения варьировали от 121 до 194 баллов. Учитывая, что IQ более 136 баллов демонстрирует 1% населения, а значений в 166 баллов достигают сотые доли процента, показатели ученых следует расценить как сверхвысокие.

Также очень высокие показатели, превышающие 140 баллов, зафиксировал по Терменовскому тесту понятийного интеллекта (Termen Concept Mastery Test) Ф. Бэрон в своем исследовании писателей (Baron, 1963).

Таким образом, исследования приводят к заключению, что выдающиеся в творческом отношении люди показывают очень высокие результаты по тестам интеллекта.

Интеллект и социальный статус

В современном обществе социальный статус в наибольшей степени оп-

ределяется образованием, престижной профессией, а в дальнейшем - профессиональными достижениями. Поэтому логично ожидать, что тесты интеллекта способны предсказывать социальный статус человека.

Первое исследование по поводу соответствия психометрического интеллекта реальным достижениям было начато еще в 1921 г. В лонгитюде, проведенном с американским размахом, создатель теста Стэнфорд-Бине Л. Термен и его сотрудники отобрали из более чем 150 тысяч школьников около полутора тысяч детей, показавших наиболее высокие результаты по тестам интеллекта (IQ более 136). Затем через 6–7, 11–19, 30–31 и 60 лет были проведены контрольные исследования жизненных успехов, которых добились высокоинтеллектуальные дети.

Выяснилось, что практически все члены выборки Термена добились высокого социального статуса. Все они закончили школу, а две трети - университет. По числу докторов наук, опубликованных книг и патентов группа Термена в 30 раз превысила уровень контрольной выборки. Кстати, доход среди членов группы был в четыре раза выше среднего по США.

Любопытное обстоятельство, однако, заключается в следующем. Ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, что можно было бы рассматривать как вклад в мировую культуру. В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требовавшихся в исследовании Термена 136 баллов IQ, однако в последующей жизни достиг того, что не удалось

никому из избранных, - стал лауреатом Нобелевской премии. Это примечательное обстоятельство еще раз напоминает, что нет резкой черты, отделяющей сверхвысокий интеллект от просто высокого: с ростом интеллекта просто повышается вероятность выдающихся достижений.

Более поздние исследования повторяют результаты Л. Термена. Корреляции между коэффициентом интеллекта ребенка и его статусом во взрослом возрасте могут составлять до r = 0,8, хотя более типичный показатель - r = 0,5 (Rutter, 1989). При этом социальная мобильность (переход из одного класса в другой)

в западных странах также зависит от интеллекта. Так, в США и Шотландии переход в вышестоящий класс на 40 % определяется психометрическим интеллектом, причем в Шотландии этот процесс происходит быстрее, чем в США (Равен, Курт, Равен, 1996). В США прирост одного балла коэффициента интеллекта приводит

в среднем к повышению годового дохода на 1000 долларов (Storfer, 1990).

Для уточнения результатов Л. Термена и других западных авторов необходимо подчеркнуть, что характер связи способностей с успехом в обществе обусловлен устройством самого общества. Мудрый Конфуций в свое время сказал, что в хорошо устроенном обществе стыдно быть бедным, а в плохо устроенном - стыдно быть богатым. Перефразируя, можно получить весьма актуальное для современной психологии изречение: «В хорошо устроенном обществе умным быть полезно, а в плохо устроенном - вредно».

Известный социолог В. Парето развил теорию «кругооборота элит»,

согласно которой устойчивым может быть только то общество, которое позволяет своим наиболее способным членам проникать из низших слоев в высшие. В противном случае, т. е. в обществе с кастовыми перегородками, в низших слоях создается чрезмерное давление, создаваемое деятельностью наиболее талантливых людей, после чего следует социальный взрыв.

Конечно, и при отсутствии кастовых перегородок движение наверх далеко не всегда определяется интеллектом. По-видимому, принципы кадрового движения в советской номенклатуре еще только ждут своих исследователей. Однако то отсутствие дееспособности советских руководителей, которое стало предметом анекдотов в конце 1970-х гг., говорит, скорее всего, о том, что выдвижение определялось качествами, слабо связанными с интеллектом. Талант не означает непременного успеха. Связь таланта и успеха определена устройством общества.

Рассмотренные выше исследования выполнены в США и Западной Европе, т. е. в странах с устоявшейся и достаточно эффективной системой выдвижения и поощрения членов общества, достигших наибольших успехов. В России наблюдаются те же закономерности в плане связи интеллекта с успеваемостью и возможностью поступления в вузы. Нет оснований ожидать и существенных различий в отношении успешности в работе.

В то же время в переходный период 1990-х гг. в России, по-видимому, многие люди с наиболее высоким уровнем образования и учеными степенями попали в низкооплачивае-

Д.В. Ушаков

Объективные данные, таким об-

исследования, проведенные В.В. Ко-

разом, показывают, что даже в быту

четковым и В.Н. Дружининым (2001)

интеллект, измеренный при помощи

в России в 1990-х гг., не выявили свя-

психологических тестов, оказывает-

зи между социально-экономически-

ся фактором огромной практической

ми характеристиками и интеллектом

важности.

детей и взрослых.

Когда излишний интеллект вреден

Интеллект в быту

Факты типа тех, что приведены

Несколько лет назад в США вы-

выше, составляют львиную долю ре-

зультатов в исследованиях внешней

Р. Хернстайна и К. Мюррея (Herrn-

stein, Murray, 1994). Между тем книга

ко для полноты картины необходи-

содержит много интересных фактов.

мо отметить другую сторону. Есть

В таблице 3 суммированы результа-

данные, которые говорят, что в неко-

ты некоторых из рассматриваемых в

возможно

исследований по

жизненным

от ума». Так, по данным исследова-

обстоятельствам

различного

ния добившихся успеха лидеров в

интеллектуального уровня в США.

США, получается, что для них суще-

Таблица 3

Интеллект и особенности поведения в быту

Коэффициент интеллекта

Вступили в брак до 30 лет

Безработица более 1 года

(для мужчин)

Разведены в первые 5 лет брака

% детей ниже 75 КИ

Имеют незаконнорожденных детей

(для женщин)

Живут в бедности

Получали пособие после рождения

первого ребенка

Когда-либо находились под арестом

Постоянно получают пособие

Исключались из школы

Примечание. Цифры означают процент людей определенного уровня интеллекта, для которых наблюдается соответствующее явление.

Тесты интеллекта, или горечь самопознания

ствует оптимальный уровень интел-

ют успех в реальных жизненных до-

лекта, несколько превышающий

стижениях даже в большей степени,

средний уровень группы, к которой

чем можно было бы предположить.

лидер обращается, но не очень дале-

Казалось бы, столь внушитель-

ко его превосходящий2 . При слиш-

ные данные должны раз и навсегда

ком высоком интеллекте лидер ста-

освободить нас от заботы по поводу

новится непонятен для «массы». Об

валидности тестов интеллекта. Одна-

этом говорят и результаты Д. Сай-

ко с точки зрения разрабатываемой

монтона, извлеченные им из ретро-

спективных оценок интеллекта

намической теории

интеллекта

Л. Терменом и К. Кокс выдающихся

(Ушаков, 2003) это не совсем так.

людей прошлого. У Д. Саймонтона

Представляется, что

существую-

получилась невысокая, но значимая

щие тесты интеллекта валидны для

отрицательная корреляция (r = –0,29)

большей части населения в той куль-

между оценкой интеллекта и извест-

турной среде, в рамках которой они

ностью среди военных, политичес-

сконструированы. В этой формуле

ких и религиозных деятелей про-

нужно сделать две оговорки: тесты

шлых веков (Simonton, 1976).

интеллекта могут быть не валидны

Означают ли эти данные, что тес-

вне европейской цивилизации, более

ты интеллекта не всегда валидны?

того, внутри европейской цивилиза-

Конечно же, нет. Они говорят о том,

ции может существовать более или

что связь умственных способностей с

менее серьезный процент (однако яв-

успехом в жизни не проста и не ли-

ное меньшинство) людей, способнос-

нейна. Показательно, что к выводам

ти которых тестами оцениваются не-

об отрицательной связи очень высо-

адекватно. Эти отклонения, однако,

кого интеллекта с социальным ли-

не замечаются исследователями, по-

дерством приводит не только приме-

скольку работа в западных странах

нение тестов, но и экспертные, «эко-

снимает первую оговорку, а числен-

логические» оценки, как в исследова-

ная незначительность отклоняющей-

нии Д. Саймонтона.

ся группы - вторую.

Здесь необходимо перейти с уров-

Ограничения валидности тестов

ня описания феноменов на уровень

интеллекта - структурно-

анализа причин. Тесты

интеллекта

динамический подход

предсказывают реальные достиже-

ния, это факт. Однако почему они их

В целом приведенные данные ос-

предсказывают? Обычный ответ на

тавляют недвусмысленное впечатле-

этот вопрос, наиболее естественный,

ние: тесты интеллекта предсказыва-

хотя не всегда формулируемый, за-

2 Нынешний президент США Джордж Буш младший при поступлении в колледж набрал по тесту SAT 566 баллов при среднем значении в 500 баллов и стандартном отклонении в 100 баллов, что в пересчете на коэффициент интеллекта составляет приблизительно 110 баллов, результат хотя и выше среднего, но далеко не блестящий (Sternberg, 2003). Этот результат означает, что каждый пятый взрослый американец превосходит своего президента по коэффициенту интеллекта.

Правильный выбор цели – большая часть успеха. Древние люди знали этот секрет. Они изображали на стенах пещер именно тех животных (цели), на которых собирались охотиться, а потом символически побеждали их. Когда вы ищете подходящие картинки, вы начинаете лучше осознавать свои истинные желания , отделять свои "хочу" от чужих "надо". Ведь вы обращаете внимание только на те образы, которые вам особенно приятны, эмоционально близки, задевают вас за живое, вызывают радостные чувства. Это и есть ваши истинные желания, вы этим сможете наслаждаться, а не нуждаться.

Например, вы хотите дом. На сознательном уровне вы подбираете то, что соответствует вашим сегодняшним финансовым возможностям, удобно расположено по отношению к нынешней работе и так далее. Но когда вы легко и непринужденно, совершенно играючи листаете журналы для создания карты сокровищ, в дело вступает ваше подсознание. И оно подает сигнал о том доме, в котором вы действительно будете счастливы, который вам нравится и больше всего подходит не только сегодня, но и через год. Вырезав эту картинку и приклеив на карту сокровищ рядом со своей фотографией , вы говорите этому объекту "Да!" . Вы впускаете его в свою жизнь, вы принимаете его, вы даете четкий образный заказ Вселенной, и она подарит вам именно то, что вы очень хотите . Исполняются только самые заветные желания и мечты, то, что вы хотите для радости и счастья, а не то, в чем вы нуждаетесь для убегания от несчастий.

Наглядность картинок на карте тоже играет важную роль. Если вы на словах говорите: "Хочу новый дом (или машину)", то это весьма туманный заказ. Какой дом? Какой площади? Сколько этажей? Где расположен? Как выглядит? Машина какой марки, цвета, года выпуска? Вам ведь это не все равно. Вот картинки на карте и вносят конкретику в ваш заказ! Теперь Вселенная точно знает, что именно вы хотите. И вы обязательно получите это, так как сделали главное: определили свои желания. Это просто только на первый взгляд. А вот представьте, что прямо сейчас перед вами появляется из лампы джинн, и вам нужно назвать только три желания. Вы готовы сразу это сделать? Или надо немного подумать, рассортировать, выбрать: что важнее, а что подождет? Процесс выбора не быстр и не прост. Кроме того, желания должны быть окончательными, а не являться условиями для выполнения последующих желаний. Например, если вам нужны деньги на машину, то лучше сразу просить не деньги, а саму машину. Каким честным образом она к вам попадет – высшим силам виднее. У вас может увеличиться доход, и вы сумеете ее купить, или вас повысят в должности, и вы получите служебный автомобиль, или другие приятные варианты. Карта сокровищ – это семя ваших будущих успехов.

После составления карты сокровищ ваши желания чаще будут у вас на виду (на планшете или в блокноте). Вы сможете лучше концентрировать внимание на главных целях, а не распылять время и энергию на тысячи мелочей. Рассматривать свою карту сокровищ с удовольствием и благодарностью по утрам и вечерам – это прекрасно и полезно, но и делом заняться нужно. Лучший результат вы получите, если тем целям, что обозначены на карте, вы будете уделять восемьдесят процентов своего времени (реальные дела + визуализация), а всем другим повседневным задачам – двадцать процентов. Эта пропорция дает желаемый результат в кратчайшие сроки при минимальных затратах ресурсов.

Если вам нравится наука гармоничной жизни фэн-шуй, то карту сокровищ можно составить на основе магического квадрата Багуа, разместив нужные картинки в соответствующие квадратики:

Так все сферы жизни (здоровье, счастье, семья, богатство, успех) будут охвачены вашим вниманием, и вы избежите перекосов, когда одна цель достигается за счет максимума ресурсов, а другие сферы страдают. Так часто бывает в погоне только за богатством или любовью. Поэтому лучше сразу выбрать мечты и цели в основных сферах и не оставлять без внимания все , что для вас важно. Только относитесь к этому приему как к игре , тогда все получится легко, как в детстве. О лучшем месте для размещения Вашей карты сокровищ Вы узнаете в моей новой книге и тренингах. Информация на моей странице в Facebook.

Итоги. Главный секрет "карты сокровищ" – это процесс определения ваших истинных желаний и придания им визуальных образов. А дальше добрые силы Вселенной помогут и позаботятся о вас. Наше дело – слушать идеи, использовать возможности и радоваться жизни! Вот так все красиво и легко, как в природе. Красиво всходит солнце, легко расцветают цветы, красиво порхают бабочки и созревают фрукты. Так и в нашей жизни все может происходить красиво, просто и легко, ведь мы тоже часть природы, жизни и любви!

Послесловие
Возможно…

Напоследок хочу напомнить вам изящную и мудрую восточную притчу. У одного человека пропала лошадь. Все соседи сокрушаются: "Как не повезло!" А человек с невозмутимым видом отвечает: "Возможно…" Через несколько дней лошадь вернулась домой и привела с собой еще несколько диких лошадей. Все вокруг поздравляют: "Надо же, как тебе повезло!" А мудрый мужчина с тем же невозмутимым видом отвечает: "Возможно…" Его сын начал объезжать одну из диких лошадей, упал и сломал ногу. Сбежались сочувствующие: "Как не повезло!" И услышали все тот же ответ: "Возможно…" Через несколько дней в той древней стране началась война, всем молодым мужчинам пришлось идти воевать, а парню с переломом позволили остаться дома. Снова все бегут к его отцу: "Как же тебе все-таки повезло!!!" А он все так же спокойно и мудро отвечает: "Возможно…"

При всей своей простоте эта притча имеет глубокий и поучительный смысл. На разных этапах своей жизни и в разных ситуациях мы ее понимаем по-разному, каждый чувствует в ней что-то свое. А общее для всех – это мудрость неопределенности и уверенность, что все возможно, и все всегда к лучшему . Если на своем пути к заветной цели вы встретите временные препятствия, это не повод ни для смены цели, ни для огорчений, разочарований и обид. Это просто дорожный знак, предостережение, указатель необходимости продумать лучше свои планы и найти более простое и оптимальное решение. Не останавливайтесь, не пугайтесь и не огорчайтесь, только настойчивое и уверенное продвижение вперед сделает вас победителем и даст приглашение на праздник жизни. А на праздник, счастье и успех вы имеете полное право, ваша задача – воспользоваться этим правом во благо себе и людям. Чем больше пользы вы приносите другим, тем более высокого уровня успеха достигаете. Чем больше хорошего отдаете, тем больше получаете.

В ваших руках все три ключа к успеху. Все успешные люди пользуются ими, только не говорят об этом. Теперь и для вас все возможно – все , чего вы хотите, все , о чем мечтаете, все , к чему стремитесь! Только используйте эти ключи все вместе, в полную силу, для своего и всеобщего блага! О своих успехах (и только успехах) сообщайте мне, пожалуйста,

Если у вас возник вопрос: "Чем платить за помощь высших сил на пути к успеху?", то вы на верном пути. Закон сохранения энергии универсален, и просто так помощь и энергия для реализации ваших планов не придет. Многие авторы утверждают, что за помощь мы уже платим энергией своих желаний и размышлений, стремлений и намерений. Спорить не берусь, но самый надежный способ оплаты – это добрые дела. И чем выше наши цели, тем масштабнее должны быть добрые дела. Добрые дела должны соответствовать основным заповедям, то есть содержать в себе любовь к Богу, любовь к себе и к другим людям. Именно добром нужно платить, чтобы не пришлось расплачиваться… Главный же секрет в том, что добрые дела нужно делать не после, а до исполнения ваших желаний, до достижения ваших целей, до прихода успеха. Вселенная – не супермаркет, где сначала вы взяли товар в руки, рассмотрели, в корзинку положили, а потом в кассе расплатились. В жизни все иначе: радуйтесь наперед, благодарите заранее и добрые дела делайте до получения чего-либо.

Только так у вас все всегда будет получаться!!!

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно изменить свою жизнь !

Три ключа – гармония с собой, временем и пространством – помогут вам достичь успехов, получая удовольствие в пути.

Превратите золото своего ума в золото сердца и золото успеха!

Счастья вам, радости, успехов!

Благодарю вас, верю в вас и люблю вас всех,

Ваша Римма Хоум

Примечания

1

2

Чопра Д. Семь духовных законов успеха. Киев: София, 2009.

3

См. книги Г. Н. Сытина, выпущенные ИГ "Весь".

4

См. книги Клауса Джоула, изданные в ИГ "Весь": "Посланник", "Деньги – это любовь" и так далее.

Письмо В.А.Сухомлинскому (пятое)
"Тесты интеллекта, или горечь разочарования"

Василий Александрович!

Вновь появилось желание обратиться к человеку, который услышит.
В одной из своих книг вы утверждаете: «Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе». Согласна. Воспитаннику надо понять и осознать слово «должен», «долженствование». Слова «вы должны…», «ты должен…» и сегодня каждый день миллионы раз повторяются в школах. Понимание и чувствование «долженствования» - краеугольный камень образованности. Во внутренней убежденности «я должен» заключается тесная связь теории морали и этической практики. Тогда в идеале стилем мышления человеческих отношений станет стиль служения обществу и Отечеству. Воспитанник по окончании школы получал в Ваше время Аттестат зрелости. Сегодня выпускнику вручается Аттестат о среднем образовании. Вдумайтесь, какая пропасть между этими документами?! И дело не только в их названии.

Автором идеи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России стал Владимир Филиппoв, министр образoвания (1998-2004). С него началась масштабная реформа отечественного образования, а именно присоединение России к Болонскому процессу и создание новых образовательных стандартов (впоследствии - ФГОС). Стандартная пятибалльная система проверки знаний учащихся «ушла в прошлое», чиновниками от образования была выбрана «форма в виде тестов, с которой работает беспристрастная машина».

Жесткая форма ЕГЭ не соответствует природе педагогических отношений, главным субъектом которых является обучающийся. «Каждый человек слишком уникален для оценивания уровня результатов его обучения, развития и воспитания исключительно в стандартизированной форме». Быть может, в понятие ЕГЭ, кроме тестирования по учебным предметам, можно/нужно включить тесты на креативность и систему портфолио, включающую в себя нестандартные формы оценивания умений, знаний и компетенций?

Почему меня сегодня волнует этот вопрос? Наверное, потому, что я стала свидетелем подростковой психологической травмы и по-человечески не могу оставаться равнодушной.
Российские учёные, рассуждая о психологическом влиянии тестирования, опираются до сих пор на «выкладки» американских исследователей, несмотря на уже «постоянную прописку ЕГЭ» в России. Роберт Стернберг утверждает, что практический интеллект «не только психологически отличается от научного интеллекта, а также от склада личности и мыслительных навыков». Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллекта не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. (Книга «Практический интеллект»).

Российский учёный Д.В. Ушаков в статье "Тесты интеллекта, или горечь самопознания" заключает следующее: «…причина споров о психологических тестах не в их слабостях, а в их силе. Чем более сильными и надежными становятся тесты, тем большее сопротивление они вызывают». Если тесты вызывают «психологическое сопротивление» учащегося и его родителей, зачем тогда настаивать именно на этой форме проверки знаний личности?! Далее он приводит факты, опирается на цифры. Однако за сухими цифрами стоит драматическая реальность.

Об этой «реальности» мне и хочется рассказать. Приведу пример владения этим «мощным инструментом» специалистами - психологами от высшего образования. В этом году мой выпускник класса казачьей направленности подал документы в военный институт войск национальной гвардии РФ. Юноша награждён Золотым значком ГТО, имеет отличные способности к учёбе (одна четвёрка по химии, прошёл все проф тестирования райвоенкомата).
Вот выдержка из школьной характеристики: «…Является участником трёх Всекубанских Слётов Православной Молодёжи края. В военно-прикладных, военно-патриотических и историко-литературных конкурсах и предметных олимпиадах занимает призовые командные и личные места. Принимает активное участие в военно-полевых сборах Таманского казачьего отдела, Кубанского казачьего войска в составе дивизиона казаков от … РКО. За достигнутые успехи имеет поощрения от атаманов города и района.
Член школьной команды КВН, призёр муниципального и краевого творческих Конкурсов, победитель муниципального этапа краевого конкурса «Моя православная вера». По характеру спокойный, уравновешенный, дисциплинированный. На критику реагирует адекватно. Со старшими тактичен, вежлив». Этому юноше в приёмной комиссии сказали, что он не принят в высшее учебное заведение по «профнепригодности». Так показало тестирование. Вот вам и результат «научного проамериканского подхода» - тестирования!

Что «измеряют» тесты интеллекта?! Юноши-выпускники рассказывают, что тесты неравнозначные. У одного спрашивают название планеты, на которой мы живём, а второго просят охарактеризовать седьмую планету солнечной системы. А время засекают у обоих.
Хочется спросить такую приёмную комиссию и разработчиков тестов: «Скажите, а кто тогда профпригоден, если не этот юноша, с детства мечтавший о военной службе и готовивший себя к ней? Можем ли мы говорить об эффективности и справедливости тестов? Чему и кому служит их применение? Кто и почему хочет или не хочет их (тесты) допустить в армии, в образовании?!» Мысли позаимствованы мною из книги Р.Стернберга.

На одном из сайтов военного вуза я прочла: «Профотбор в военный институт как мероприятие включает в себя многое. Это и проверка общеобразовательного уровня (вступительные испытания) и проверка физической подготовленности, и медицинская комиссия и, конечно же, социально-психологическое изучение кандидатов, психофизиологическое и психологическое обследование кандидатов на обучение». И вот ответ-комментарий: «По образованию военный психолог. Прошел тест очень плохо. Вероятно, был обманут. Хочу попробовать проверить себя снова».

Многие родители выпускников считают, что профпригодными институтская комиссия посчитала тех абитуриентов, кто сумел заплатить за поступление. К сожалению, данный случай типичен в нашем сегодняшнем обществе, несмотря на все уверения в реформировании образования министра Ольги Васильевой. Скажите, пожалуйста, а кто будет защищать границы РФ?! С какой целью в нашей стране используется американская методология тестирования, если менталитет русского человека прямо противоположен западному учению?

Если бы уважаемые российские учёные анализировали бы не только результаты американских исследователей, но и факты того, ЧТО могут и ЧТО не могут предсказать тесты российского интеллекта?! И вообще, готово ли наше общество на практике принять истину, «порой горькую», о которой мы узнаем в результате применения тестов?!

Василий Александрович, спасибо, что выслушали. Возможно, кто-то из читателей предложит обсудить этот вопрос на Педсовете.
С уважением, классный руководитель выпускного класса 2017 года

Loading...Loading...