Советы психолога родителям пятилетних малышей. Контактная информация

Елена Владимировна Лакеева
Возрастные психологические особенности детей 4–5 лет

Возраст от четырех до пяти лет называют» периодом относительного

затишья». Ребенок вышел из кризиса трех лет, а значит, что он стал более

самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят

снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее

подверженным перепадам.

У детей резко возрастает интерес ко всему ,что его окружает. В этом возрасте

дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребенка

появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.

Четырехлетки очень любознательны. Они задают много вопросов обо всем

Что видят. Но у их еще недостаточно развито произвольное внимание.

Поэтому их трудно заставить заниматься тем,что им не интересно.

Активно развивается воображение. Ребенок живет в мире мечты, фантазии,сказок.

В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя

недостаточно защищенным от внешнего мира, часто ребенок испытывает

различные страхи.

У детей от 4 до 5 лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно

В этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что –то

неправильно сделал.

На что следует обратить внимание родителей четырехлеток.

Определите ваши семейные законы и правила,которые ребенок обязан

соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь

большое количество ограничений ребенок этого возраста просто не в

состоянии соблюсти.

Запреты порождают в ребенке злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что либо,предложите ребенку альтернативу. Например,некоторые

родители,дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Веревка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на

изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в

рулон и лежит на полу. А ее место занимает чистая часть обоев. Имея такое

место для творчества, дети,как правило,уже не рисуют на стенах.

По возможности,избегайте употребления слов «нельзя» и «нет» . Например,

Вместо того, чтобы сказать ребенку : «Нельзя рвать книги!» ,лучше было бы

сказать примерно так : «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо» .

Будьте примером для ребенка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребенку в компьютерные игры,а

сами в них играют, воспримет ли ребенок такой запрет родителей? Конечно нет. Не рассказывайте в присутсвии ребенка истории которые могут вызвать у него страхи. Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т. д.

если ребенок чего-то боится,то нельзя высмеивать или стыдить его за это.

Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах.

Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми. Чаще подчёркивайте то,что ребёнок сделал что-то сам,что он уже

многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности. Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте

повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.

Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка.

Ведь любое проявление неуважения со стороны взрослых к умозаключениям

ребёнка может отбить у него интерес к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей ,

а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных ,а не

Проявляйте заинтересованное,доброжелательное отношение к вопросам

ребёнка,даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз.

Ведь дети не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы,

начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания, по отношению к старшим. Обсуждайте с ребёнком на его

языке любые события и явления, интересующие его.

В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.

Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.

Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.

В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.

В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции - чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими - радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности - складывается система эмоциональных отношений.

В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д. В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.

Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей - музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии - он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Вам какродителяммалыша 4-5 лет важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее

Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов и проблем в поведении.

Возраст 4-5 лет считается не только самым интерактивным периодом в жизни ребенка. Период среднего детства отмечен рядом негативных проявлений:

  • строптивостью,
  • упрямством,
  • непослушанием.

Именно в возрасте 4-5 лет формируется процесс самоутверждения, перерастающий зачастую из позиции «Я сам знаю» и «Я сам» в классический нарциссизм — восхваление себя самого, что приводит к конфликтам с родителями, в которых ребенок может обозвать старшего и проявить достаточную степень агрессии.

Но этот же период характеризуется стремительным . Ребенку свойственно самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские и предметные игры.

Буду делать все, как взрослый

Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.

Многие родители пристально наблюдают за . Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.

Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.

Вспомнить все, что было до рождения

Копируя людей из внешнего круга: продавца соседней булочной, воспитателя из детского сада, охранника из офиса напротив, ребенок пытается вписать себя в окружающий мир. На данном этапе просыпается естественное стремление к общению со своими , и ребенок начинает окружать себя стремительно растущей ватагой таких же детей, как и он сам. Это период, когда «мышиная возня» в песочнице с бесконечной чередой ссор и обид, связанных с отобранными игрушками, заканчивается и наступает всеобщее перемирие, с общими играми в большой компании.


Ближе к пяти годам ребенок перестает путать понятия «вчера» и «завтра». Его память стремительно развивается и становится в достаточной мере цепкой. Он легко вычленяет лишний предмет из приведенной линейки аналогов. Пятилетнему ребенку не составляет труда выучить песенку, прочитать на память стихотворение. Ребенок с легкостью запоминает несколько иностранных слов и начинает применять их по смыслу.

Ребенка – особенный. В этот период проявляются зачатки лидера. В этом возрасте свои правила и роли, на которые каждого ребенка определяют сами дети его окружающие.

Революция в сознании: от бессознательного — к осознанному

С четырех до пяти лет происходит значительный скачок в осознании окружающего мира ребенком. За 365 дней мышление преодолевает массу метаморфоз.

От превалирующего эгоцентризма – восприятия окружающего пространства только со своей точки зрения и полного отсутствия восприятия чужого понимания. Как правило, ребенок в возрасте 4-х лет не улавливает связи между предметами.


Через синкретизм мышления, способности вычленять отдельные детали из общей массы факторов, но пока не способен связать их воедино. Этот период считается переходным к завершающей стадии формирования мышления к стадии анимизма – проецирования на окружающие предметы: реки, облака, машины.

Завершается этот отрезок фактически полной гармонизацией отношений ребенка и родителей. К пятилетнему возрасту ребенок ощущает привязанность к родителям, их любовь и нежность. Пытается сам платить той же монетой.

Пятилетний возраст ребенка считается критическим моментом для окончательного формирования чувств любви не только к родителям, но и распространение этого чувства на чужого человека.

  • В пятилетнем возрасте устанавливаются достаточно прочные взаимоотношения со сверстниками, и определяется характер отношений: лидерство – подчинение.
  • Также прогрессирует развитие практического мышления и, логики, а также усовершенствование способностей к собиранию мелких предметов, например, конструкторских игр.
  • Проявляются способности к музыке, рисованию, пению, танцам.
  • Пятилетний период считается высшей фазой проявления любознательности, а также воображения, развитию способности к абстрактному мышлению.
  • Также данный период относится к фаллической стадии, наступающего психо-сексуального развития ребенка, конечной фазой которого служит преодоление эдипова комплекса.

Как заключение можно отметить, что в период с 4-х до 5-ти лет формируется основной аспект психики человека – совесть, как цензора морального суждения.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

18 Мар 2012 223

Мышление.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.



В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Творчество.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Движения.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Взаимоотношения.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

II. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом психологических особенностей детей 4-5 лет.

Loading...Loading...