Страх темноты у ребенка 5 лет. Ребенок боится темноты

​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

Страх темноты - распространенная проблема. Многие взрослые боятся ее, что уж говорить о детях. По статистике 8 из 10 детей в возрасте от 3 до 10 лет испытывают страх перед темной комнатой. У 10% из них он сохраняется на всю жизнь. А у 2% из них он перерастет в настоящую болезнь - никтофобию. Откуда берется эта фобия и как с ней грамотно бороться, рассмотрим в этой статье.

Почему появляется такая фобия

Как только начинает смеркаться, образуется недостаток зрительного восприятия окружающей обстановки. Страх возникает не перед отсутствием света, а перед тем неизвестным, что может скрываться в темной комнате. А по причине того, что зрение не может послать сигнал мозгу о безопасности обстановки, возникает неопределенность. В этот момент другие органы чувств ребенка пытаются компенсировать этот недостаток (слух, обоняние, осязание), а богатая детская фантазия «дорисовывает картинку». Именно из-за быстро развивающегося богатого воображения страх перед темнотой у детей встречается чаще, чем у взрослых.

Но богатая фантазия является не единственной причиной возникновения такой боязни. Так, из-за повышенной эмоциональности восприятия, запоминания, воспроизведения образов и событий, а также бурного воображения и образного мышления детская психика становится очень чувствительной к различным «провокациям», которые приводят к обострению страха темноты.

К таким «провокациям» относятся:

  • Фильмы ужасов и страшные истории . Если ребенку позволяют смотреть недетские фильмы или рассказывают жуткие истории, то он быстро запоминает такие эмоционально окрашенные «картинки». И потом, оказавшись в комнате в темноте, его мозг начинает эти «картинки» воспроизводить.
  • Выпуски новостных телепередач . Такие телепрограммы предназначены для взрослых. Если ребенок в ней увидит сцену насилия, стихийного бедствия или еще какого-либо чрезвычайного происшествия, то это тоже может стать причиной боязни темноты.
  • Устрашающие высказывания взрослых , которые произносятся ими с целью воспитательного воздействия. Взрослые часто для сдерживания нежелательного поведения ребенка позволяют себе его запугивать путем подобных фраз: «будешь себя плохо вести, отдам бабе Яге», «будешь кричать, бабая позову», «плохих детей бармалей ночью забирает», «не лезь в этот шкаф, там бабайка живет» и тому подобное. После этого в темноте малыш может вспомнить эти слова и поверить в их реальность.
  • Сон в одиночестве . Чаще темноты боятся те дети, которые спят одни в комнате.
  • Большое количество запретов .
  • Конфликты в семье .
  • Встреча с незнакомыми людьми , которые пробуждают негативные ассоциации.

Боязнь темноты может перерасти в настоящую болезнь - никтофобию.

Что делать родителям

Чтобы помочь ребенку побороть страх, нужно серьезно отнестись к его чувству и быть искренним. Дети это чувствуют. Далее можно предпринять ряд действий, которые помогут ребенку преодолеть эту фобию.

Поговорить и объяснить, что бояться нечего

Необходимо серьезно, без иронии, поговорить с малышом о его чувствах. Необходимо выяснить, что его пугает и почему, узнать кто живет в с ним в комнате ночью и куда он исчезает днем, зачем пришел и как может ему навредить. Так, появится возможность выяснить, что именно стало «провокацией» появления этого страха. Опираясь на полученную от ребенка информацию, нужно объяснить ему, что бояться нечего, что вы всегда рядом и сможете ему помочь в любой ситуации.

Вместе исследовать комнату

После разговора важно вместе с малышом проверить комнату на наличие пугающих образов. Включив ночник, исследуйте каждый уголок. Возможно появится необходимость переставить или убрать какие-то предметы, тени которых создают неприятные образы в фантазиях ребенка.

Подарить талисман

Проведя проверку в комнате в присутствии родителей, ребенок часто успокаивается и соглашается, что бояться нечего. Но стоить взрослым выйти из нее и выключить свет, как страх темноты снова появляется. Поэтому можно попробовать подарить ему талисман, который способен защитить и прогнать вымышленных монстров. Это может быть, например, динозавр или особенный ночник. Главное, чтобы малыш поверил, что этот предмет защитит и с ним ничего не страшно. Для усиления эффекта можно рассказать сказку, в которой этот талисман побеждает «предмет» страха.

Чего нельзя делать

Неправильное поведение родителей в такой ситуации может лишь усугубить ее :

  • Высмеивать и критиковать . Если ребенок признается вам в своих страхах, это значит, что он вам доверяет и надеется на вашу помощь, защиту. Нельзя в этот момент высмеивать его, иронизировать по поводу страхов или называть трусом. Это лишь подорвет его доверие к взрослому, а боязнь темноты никуда не исчезнет.
  • Заставлять преодолеть фобию самостоятельно . Если ребенок боится, что в шкафу кто-то есть, то не нужно заставлять его самостоятельно идти к нему и открывать, чтобы убедить в том, что там никого нет. Или закрывать его в темной комнате для осознания того, что поводов для страха нет. Это лишь ухудшит ситуацию, ребенок переживет самый настоящий ужас, что может привести к развитию более серьезной фобии.
  • Поддерживать страхи . Если малыш сообщает о том, что в шкафу живет монстр, то не нужно заглядывать в него и сообщать, что это действительно так. Особенно не стоит говорить, что, если он будет плохо есть кашу, то чудище выскочит и утащит к себе. Такое поведение только подкрепит веру ребенка в существование монстров и усилит его боязнь.

Когда малыш рассказывает о своем страхе темноты, то это не капризы и вранье. Он действительно верит в него. Для него он реален. Поэтому игнорирование, уличение ребенка во лжи или пустая злость не помогут ему справиться с боязнью. Он просто поймет, что взрослый ему не верит и не может помочь в сложной ситуации.

Боязнь спать в темноте

Часто из-за этой фобии ребенок боится один спать в комнате. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, можно воспользоваться следующими советами:

В этом возрасте родители, как правило, помогают развитию самостоятельности своего малыша. Например, прерывают совместный сон, если он был, и переселяют его в отдельную кровать либо вообще комнату. Часто в этой ситуации ребенок начинает бояться не столько темноты, сколько остаться в одиночестве. Поэтому нужно не отказывать ему в просьбах побыть с ним в комнате подольше и всегда откликаться на его зов, чтобы он был уверен в своей безопасности.

4-5 лет

Дети этого возраста являются более самостоятельными, часто большую часть дня они проводят в детском саду. Именно в этом возрасте происходит расцвет детской фантазии. Причинами страха часто становятся вместе с активным воображением пережитый стресс (ссора с близкими, наказание, конфликт с детьми), просмотренный страшный мультик, перевозбуждение в течение дня. Помочь в данной ситуации можно успокоив малыша: заключить в объятия, поговорить, погладить, поцеловать, дав тем самым поддержку и заботу.

7-10 лет

Обычно к этому возрасту дети перестают бояться монстров под кроватью. Они уже умеют рационально мыслить и объяснять окружающие явления (например, тень на стене). Но у некоторых страхи все еще присутствуют. Часто их причиной могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры близких. Будьте внимательны к ребенку, общайтесь с ним, не пускайте ситуацию на самотек. При необходимости стоит обратиться за помощью к врачу.

Рассмотрим, что советуют специалисты:

  • Необходимо помочь малышу справиться со страхом, самостоятельно это сделать у него не выйдет.
  • Постараться установить причину проблемы, тогда бороться с ней будет проще.
  • Если ребенок начал бояться темноты в возрасте 7-10 лет, необходимо проанализировать отношения в семье. Возможно причина лежит в конфликтной ситуации.
  • Обеспечить ребенку дополнительную физическую нагрузку (например, записать в спортивную секцию), чтобы на мысли о страхе сил просто не оставалось.
  • Личный пример преодоления фобии. Расскажите малышу свою историю победы над боязнью темноты.
  • Пусть порисует и выплеснет все свои страхи на листок. После этого мама может что-то добавить к рисунку, что позволит ему с юмором взглянуть на свои боязни и развеселит.
  • Существует такой прием борьбы со страхами, как графический тест. Необходимо предложить своему ребенку написать «мини-сочинение» о своих опасениях, обратив его внимание на то, что «страшные» слова - это всего лишь обычные слова.
  • В борьбе с такой проблемой спасут игры. Например, прятки. Поскольку прятаться нужно в темных местах, то в процессе игры малыш не успеет испугаться.

Многие дети боятся темноты. Главное серьезно отреагировать на эту проблему, не иронизируя и не игнорируя ее. Существует множество способов преодоления этой фобии. Главная задача взрослого - помочь своему ребенку.

Просмотров: 775 .

Темнота - один из самих распространенных детских страхов. Что уж скрывать, многие взрослые чувствуют себя некомфортно, сидя в кромешной тьме или проходя по ночной не освещенной улице. Чего боятся дети? - вы удивитесь, но зачастую малышам мерещатся различные животные, сказочные персонажи и реальные люди, которые отчего-то вызвали страх. В детском воображении редко рождаются кровавые монстры с топорами или злые маньяки. У детей постарше (после 7 лет) страх проявляется как ощущение: чье-то присутствие, внимательный взгляд, посторонние шорохи.

Причины боязни темноты

  • Телевизор, интернет. Даже взрослым бывает не по себе после просмотра фильмов ужасов, а что уж говорить о нестабильной детской психике. Случайно мелькнувший кадр, услышанная история - и пожалуйста, ребенок уже воображает, что жуть и нечисть поселилась в его комнате. Совет родителям: выбирайте программу для семейного просмотра осмотрительно, а ужастик успеете посмотреть пока чадо в садике или спит.
  • Запугивание от родителей. Смоделируем ситуацию: ребенок не хочет спать, а родители запланировали для себя спокойный вечер перед телевизором. Чадо отправляется в кровать, да еще и с угрозами вроде «непослушных забирает Бабай» или «не будешь спать, придет злой волк». Какой уж тут отдых? - после таких наставлений малыш и дышать, и перевернуться спиной к темноте боится. В сухом остатке имеем: панические атаки, истерики, ночные энурезы и прочие малоприятные вещи;
  • Сверстники. Наслушавшись страшилок про тех, кто живет «в темной-темной комнате» или «вызывая ведьм и чертей», дети попросту боятся спать! Нередко страх перед темнотой у ребенка появляется после посещения детского сада, лагеря или школы - чувствуется влияние сверстников;
  • Обстановка дома. Психологи называют детей «живыми барометрами», они как никто другой чувствуют, если в семье происходит что-то неладное.

    Возможно, причин конфликтов и ссор кроха еще не понимает, но страх перед неизвестностью формируется все отчетливее, а беспокойство приобретает форму фобии.

    Как помочь ребенку справиться со страхами?

    Интересные рассказы и сказки . Часто первое действие взрослых - прочитать длинную лекцию о том, что в комнате никого нет, бояться не надо, ведь ты уже взрослый. Однако средство это весьма сомнительное. Ребенку нужны более наглядные примеры: расскажите ему истории и животных или персонажах сказки: зайчишке-трусишке, Храброго льва и так далее. Расскажите, как герои смогли справиться со своими страхами и предложите взять помощника - любимую игрушку.

    Нарисуй и расскажи . Нехитрый, но действенный психологический прием - попросить ребенка нарисовать и потом описать существо, которого он боится. Вы можете подключиться к разговору, убеждая чадо, что этот зверь совсем не страшный: «смотри, какие у него смешные большие уши, нос картошкой, короткие лапы». Это совсем не Кошмар, а просто маленькое брошенное существо, с которым никто не хочет играть. Зато если ты перестанешь его бояться, зверек сможет найти себе друзей.

    Ночник . Если у ребенка перед выключением света начинается настоящая истерика, пойдите ему навстречу и купите ночник. Первое время не выключайте его даже ночью, чтобы кроха не проснулся в полной темноте, постепенно от ночника можно будет отказаться. Еще один вариант - неплотно прикрытые двери - в них будет проникать свет, а еще малыш будет знать, что родители рядом и в случае необходимости придут к нему.

    Негромкая музыка . Нередко дети боятся не самой темноты, а неожиданного шума. Чтобы отвлечь ребенка от посторонних звуков - топота соседей, шума дождя, шумящей листвы за окном, можно перед сном включать негромкую музыку.

    Оберегайте ребенка от переживаний . Статистика не лжет: дети из «проблемных» семей боятся темноты намного чаще тех, в чьем доме тишь да гладь. Не поднимайте руку на ребенка, меньше его ругайте, не выясняйте при нем отношения. Дайте понять, что вы его любите и всегда будете рядом - с такой поддержкой и спится крепче! Не делайте темную комнату мерой наказания за проступки - такие страхи самые сильные и остаются даже у взрослых. Не называйте малыша трусом: все, чего вы добьетесь - он просто перестанет вам доверять, но проблема не исчезнет, а превратится в фобию.

    Советуем обратиться к психологу, если боязнь не прошла к 8-9 летнему возрасту, у ребенка странные фантазии (его кто-то душит, разговаривает с ним и прочее), каждый вечер перед отходом ко сну он закатывает истерики. Также должен вас насторожить глобальный страх темноты - не зашторенных окон, открытой двери в кладовую, сумерек на улице и так далее.

Многие дети боятся темноты. По мнению ученых и психологов, в этом нет ничего сверхъестественного и ненормального – недаром некоторые вполне взрослые и здоровые люди также ощущают дискомфорт от пребывания в темном помещении. Но почему дети боятся темноты и как им могут помочь любящие родители? Давайте постараемся разобраться в причинах таких детских страхов.

Почему ребенок боится темноты?

Есть несколько основных версий, согласно которым дети могут бояться темноты.

Во-первых, согласно мнению ученых, маленькие дети привыкли оценивать ситуацию и обстановку, основываясь на всех своих чувствах: осязании, обонянии, слухе, зрении. Темная комната практически лишает малыша одного из важнейших чувств – зрения. Ребенок не видит всего происходящего, а потому начинает бояться. При этом, когда ребенок лишается возможности видеть все, что его окружает, он инстинктивно начинает прислушиваться, дабы иметь возможность почувствовать таким образом опасность. При этом, даже самые невинные и привычные звуки и шорохи, на которые при свете дня малыш не обратил бы и внимания, в ночной тьме приобретают совершенно иные смыслы.

Второй причиной страха темноты у детей является их бурная фантазия. Несмотря на то, что многие родители ограничивают просмотр своим чадом телепередач и фильмов, которые могут быть ему страшны и даже знают, какие мультики можно смотреть детям, ребенок может увидеть «страшного дядю» на картинке, рекламном щите, в телевизоре в торговом центре и прочих общественных местах. С наступлением темноты детское воображение превращает привычную комнату в совершенно иной мир, где все полуночные очертания оживают. Вспомните себя в детстве – разве вы не видели монстров в очертаниях стула или висящей на двери рубахе? Ту же шутку играет с вашим чадом и его воображение.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Первое и, пожалуй, основное правило, которое беспрекословно должны соблюдать заботливые родители, чьи детки боятся темноты – никогда не ругать их за свой страх! Многие психологи сходятся во мнении, что страх темноты – это отголосок инстинкта выживания, корни которого уходят глубоко в прошлое. Кроме того, страх свойственен каждому здравомыслящему взрослому – будь то страх высоты, темноты, или грабителей.

Прислушивайтесь к своему ребенку

В общении родителей и детей часто кроется ключ к преодолению самых различных страхов. Спрашивайте у ребенка, чего именно он боится в темной комнате – чудовищ и монстров, одиночества или просто замкнутого пространства.

Вымышленные детские страхи, как с ними бороться

Если выяснится, что ваш малыш боится именно выдуманных монстров, постарайтесь объяснить ему, что их просто-напросто не существуют. Также можно пойти на всяческие хитрости, включив собственное воображение. Расскажите о том, что вы оставили в кухне специальные благовония, которые не дадут чудовищам проникнуть в дом.

Не пугайте ребенка!

Многие родители в воспитательных целях нередко сами подталкивают свое чадо к страху. «Если ты не съешь этот суп, за тобой ночью придет Бабай!» - подобный воспитательный прием вреден. Не стоит пугать ребенка выдуманными персонажами, ведь это лишь разовьет его страх и, в будущем, недоеденная тарелка супа покажется вам мелочью, в сравнении с требованием ребенка спать с ним и другими проявлениями боязни темноты.

Ограничивайте просмотр телевизора

Современное телевидение мало думает о правильном составлении программы телепередач – ограничение на просмотр телевизора – забота исключительно родителей. Утром, днем или вечером ребенок легко может увидеть страшный фильм, рекламу или мультфильм, смотреть который детям отнюдь не полезно. Популярно о вреде телевизора для детей мы писали в одной из предыдущих статей.

Что делать, чтобы ребенок не боялся темноты?

Лучшим способом преодолеть страх темноты, как ни странно, становится обыкновенный ночник. Оставляйте ночник включенным на ночь, чтобы ребенок не «терял зрение» в собственной комнате и спокойно мог уснуть. Обратите внимание, что ночник не должен быть слишком ярким – это вредно для сна, однако очень тусклый свет нисколько не навредит организму крохи, но позволит забыть обо всех монстрах.

Не стоит также выключать ночник сразу после того, как ребенок уснет. За ночь детки просыпаются много раз и выключенный свет сможет напугать их.

Как ни странно, еле слышная спокойная музыка также очень благоприятно влияет на способность ребенка преодолевать страх темноты. Как мы уже писали, когда малыш лишается возможности видеть все вокруг, он инстинктивно начинает прислушиваться к любым шорохам, стукам, шагам. Спокойная «фоновая» музыка не позволит ему услышать ничего странного и позволит легко забыться сладким сном.

И помните, страх темноты для ребенка абсолютно нормален. Никогда не говорите ребенку, что он трус или нытик – это заставит его прятать свой страх внутри себя и станет толчком для развития самых различных комплексов. Не акцентируйте внимание на проблеме, и она уйдет сама собой со временем.

Страх темноты - самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты.

Почему дети боятся темноты - причины детских страхов

Большинство родителей на просьбу ребенка «не выключать свет в комнате» лишь усмехаются и небрежно успокаивают своего малыша: «Ничего страшного в темной комнате нет!». А ведь малыш боится не просто темной комнаты, а тех, кто в ней прячется. Буйная детская фантазия рисует картины одну страшней другой. Почему это происходит?

Детский мир полон всевозможных впечатлений и далеко не всегда они вызывают лишь положительные эмоции. За день происходит столько событий, многие из которых ребенок не может понять и объяснить. Они его пугают, и у него возникает безотчетный страх.

По мнению детских психологов есть 2 самые распространенные причины возникновения страха темноты у детей :

  1. Не всегда обдуманное влияние родителей (взрослых людей) на формирующееся сознание ребенка.
  2. Развитое детское самовнушение и богатая фантазия .

Приведем несколько примеров неправильного поведения взрослых, которое способствует развитию в ребенке разных страхов:

  • Воспитательница в детском саду, чтобы уложить малышей спать, рассказывает историю про злую ведьму, которая забирает непослушных детей, не желающих засыпать.
  • Старенькая бабушка своему любимому внуку, который не хочет кушать кашу, во всех красках расписывает страшного волка, спрятавшегося за шкафом. Этот волк просто обожает кашу и маленьких детей.
  • Даже самая привычная детская колыбельная со словами – «придет серенький волчок и утащит за бочок» может напугать малыша. В его воображении уже нарисовалась картинка, ему кажется, что стоит родителям уйти и выключить свет, из-под кровати выскочит волк и утащит его в лес.
  • Зачастую родители бессознательно в присутствии ребенка рассказывают страшные истории, увиденные по телевизору. В мире происходит много ужасного – катастрофы, взрывы, убийства и т. д. Дети видят, слышат, воспринимают большое количество ненужной им информации. Они впечатлительны и эмоциональны.

Важно знать!

Как правило, виновниками детских страхов становятся взрослые, окружающие ребенка. Результаты исследований многих психоаналитиков доказывают, что большинство взрослых комплексов и страхов родом из детства. Поэтому игнорировать детские страхи ни в коем случае нельзя . Нужно постараться найти причину и разобраться в ней. Фраза: «Не бойся» — сама по себе ничего не значит. Родители должны объяснить, почему ребенок не должен бояться. Вместе с родителями ему будет легче побороть свой страх и избавиться от любой фобии.

К ак помочь детям преодолеть страх перед темнотой?

Возраст ребенка Как помочь детям преодолеть страх перед темнотой?
3-4 года

В этот период жизни ребенка происходит довольно много значимых для него событий. Ребенок идет в садик, дома ему выделяют отдельную комнату, или заставляют спать в своей кроватке. У него появляются новые друзья в детском саду и на площадке, ссора с которыми может превратиться в настоящую драму. Ребенку разрешают смотреть . Его укладывают спать и выключают свет. Малышу становится одиноко и страшно.

В 3 года ребенок еще не сможет объяснить, что именно его пугает. Поэтому и расспрашивать его бесполезно. Лучше всего разрешить ему взять с собой в постель большую мягкую игрушку, с которой будет приятно засыпать. Не забыв при этом объяснить малышу, что например, пушистый мишка или смайлик эта не просто игрушка – это его верный друг и самый смелый защитник. С ним он может ничего не бояться.

А вот уже в 4 года ребенок может рассказать, что или кто его напугал. Родители должны внимательно выслушать малыша и помочь разобраться в сложившейся ситуации : поговорить со слишком строгой воспитательницей, объяснить, что означал сюжет той или иной сказки, рассказать, как лучше всего помириться с другом.

5-6 лет

Ребенок боится всего, что не понимает и не может увидеть. В темной комнате он не может рассмотреть, стоящие там предметы. Буйная детская фантазия подсказывает страшные варианты развития событий. Малыш чувствует себя беспомощным. У него начинается паника, темнота кажется ему агрессивной.

В этом возрасте ребенку уже можно объяснить простую истину: боишься – включи свет и посмотри. Родители должны вместе с малышом заглянуть во все самые затаенные уголки его комнаты. А еще лучше сделать вместе с ним перестановку в комнате. Тогда он лучше запомнит, где что стоит.

Можно рассказать историю про себя, как вы в детстве испугались любимого котенка, приняв его за страшного тигра. Рассказ должен быть забавный и смешной.

7-8 лет

В семь лет ребенок идет в школу. Большое количество новых людей, событий, обязанностей. Именно в это время у многих детей возвращается или появляется страх перед темнотой.

В темноте малыш остается наедине со своими сомнения, тревогами, проблемами и ему становится страшно.

Как правило, к восьми годам страх темноты проходит. Ребенок уже не боится оставаться в темной комнате один.

В это время родители должны быть особенно чуткими и внимательными. Этот период действительно очень сложный для ребенка. Отвечайте ему на все вопросы, интересуйтесь событиями прошедшего дня. Попросите ребенка нарисовать на бумаге его страхи, попытайтесь вместе с ним разобраться с нарисованными страшилками. , читайте на нашем сайте в другой статье. Добавьте в рисунок позитивных деталей. Постарайтесь сделать из страшного – смешное.

Купите красивый ночник (например, в виде глобуса или звездного неба), оставляйте его на некоторое время включенным. После того, как ребенок уснет, ночник можно выключить.

Если в восемь лет ребенок по-прежнему, испытывает страх перед темнотой, прибегает в вашу комнату, утверждая, что его кто-то пытается душить или наблюдает за ним из темноты — без помощи психолога уже не обойтись.

Старше 9 лет

В этом возрасте дети любят рассказывать друг другу страшилки, смотреть фильмы-ужасы, доказывая себе, насколько они смелые. Детская психика очень подвижна, яркие страшные образы в темноте могут оживать, сильно пугая «смельчаков». Как показывает практика, большую дозу пугающей информации дети получают при бесконтрольном просмотре телевизора.

В этом возрасте ребенка желательно проконсультировать у психолога. Лучше не у школьного, так как дети не хотят, чтобы об их проблемах догадывались одноклассники. Очень хорошо помогают избавиться от страха темноты домашние животные. Заведите собаку и разрешите ей спать в комнате ребенка. В этом возрасте дети уже способны сами выгуливать и кормить животное.

Кандидат психологических наук И. Костин:

Страх надо конкретизировать и вынести наружу. Малыш ведь боится не самой темноты, а чего-то, что прячется во мраке. Чего? Вот это и надо выяснить. Ненавязчиво выспросить, попросить нарисовать это чудовище (Бабу-ягу, огромную собаку, волка или привидение…), вылепить из пластилина. Когда образ материализовался, его можно слегка изменить: добавить чудовищу смешные, нелепые или очаровательные детальки. Так ли страшна эта собака, если ей одно ухо поднять вверх, другое загнуть, нарисовать кудрявую шерстку, хвост баранкой и улыбающуюся пасть?

Можно самому превратиться в монстра, который тебя пугает. Закричать, что есть силы, грозно зарычать, как рычит он. Вон как мама испугалась, значит, похоже. Превращение в монстра, «идентификация себя с агрессором», как назвали бы этот прием психологи, тоже помогает изжить страх. Этот защитный механизм впервые описала детский психоаналитик дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Разве будешь бояться кого-то, когда ты сам такой грозный и пугающий всех?

Материализованный страх легко уничтожить. Разорвать рисунок с чудовищем, смять его фигурку, вылепленную из пластилина, затопать ногами, закричать: «Уходи, я тебя не боюсь, тебя больше нет…» Только воевать с чудовищем лучше не перед сном, а днем. Зато вечером, собираясь ко сну, нелишне этот эпизод мимоходом припомнить: «Монстр-то больше не придет, мы его еще днем растоптали…»

Трусишку поддержит роль смельчака. Эту роль надо присваивать малышу в любых играх – он защитник и младших детей, и котят, и своих игрушечных зверушек, которые боятся спать одни и хотели бы подкатиться вечером к нему под бочок и спокойно заснуть в его кроватке. Надо при каждом удобном случае всем знакомым и родным рассказывать, какой у вас смелый ребенок: он спокойно прошел во дворе мимо большой собаки, он зашел в темную комнату, не испугался, взял, что было надо, и вернулся к маме.

Назначьте ребенка властелином света. Не надо принуждать его спать в темноте. Трех-четырехлетний малыш уже может сам включать-выключать ночник, настольную лампу или бра. Пусть погасит свет, если захочет, или оставит его гореть. Позвольте ребенку быть хозяином положения. Оставьте у его кроватки хотя бы фонарик.

Детский психолог Д. Селиванова:

Испытывать страх – это нормально. Ненормальным страх становится лишь тогда, когда он не проходит больше, чем 2-3 месяца, а только усугубляется, доставляя существенный дискомфорт вам и ребенку. Если ребенок боится темноты, но прекрасно спит с ночником, то такой страх со временем отступит. Если же он не просто боится темноты, но и отказывается спать в своей комнате, а дальше – боится сам выйти в темный коридор или в туалет, тогда стоит разобраться в причинах такого страха. Если не получается самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Психотерапевт Елена Кравец:

Ребенок, который только что родился, не боится темноты. Но постепенно малыш привыкает к свету и потихоньку отвыкает бодрствовать в темноте. Если посмотреть на темноту «глазами ребенка», то темная комната для него - это уже совсем не та комната, в которой еще недавно горел свет: очертания предметов меняются, помещение становится таинственным, а некоторые предметы приобретают зловещие очертания. И даже, если родители подводят малыша к шкафу и показывают, что там никого нет, то страх все равно не развеивается. Да и сам малыш не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится так называемого «мертвого пространства» - того, которое он не может «объять» взором. Например, место над шкафом. Мозг ребенка отмечает, что там имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

Особенно ярко боязнь темноты проявляется у детей, родители которых в качестве наказания закрывают ребенка в пустой комнате в одиночестве. Кроме того, малыш будет бояться спать «без света», если кто-то будет шуметь ночью и стучать, нарушая его сон. Ночные страхи часто мучают ребенка, если его ругают, наказывают, либо позволяют смотреть телевизионные передачи для взрослых и «ужастики». Поводом для появления страхов «из-за шкафа» может послужить даже неправильное питание, например, если ребенок ест перед сном мясную и жирную пищу.

Ребенок боится спать в темноте: что делать нельзя?

Чего не следует делать, если ребенок боится темноты?

  1. Ни в коем случае не следует игнорировать страхи ребенка. Отнеситесь к этой проблеме максимально серьезно.
  2. Высмеивать ребенка , говоря, что он уже взрослый, а все еще боится темноты. Ни в коем случае не называть его трусишкой и не требовать от него немедленного преодоления страха.
  3. Нельзя пытаться вышибать «клин клином» — запирать ребенка в темном помещении , заставлять одного идти в комнату с выключенным светом и ложиться спать. Ребенок сможет преодолеть страх темноты только в том случае, если рядом с ним будут находиться взрослые, добрые и смелые родители. Зайдите вместе с ребенком в темную комнату, включите свет, покажите ему, что в комнате никого нет. Уложите ребенка в постель, выключите свет и расскажите добрую сказку или веселую историю. Постойте немного на пороге его комнаты. Можно оставить дверь открытой, чтобы ребенок чувствовал, что вы рядом.
  4. Не нужно потакать капризам и забирать ребенка к себе в постель. Не нужно оставлять большой свет в комнате, так как потом ребенка будет значительно сложнее отучить от этой привычки.
  5. Не концентрируйте постоянно внимание окружающих на страхах ребенка. Воспитывайте в нем уверенность в своих силах. Занимайтесь с ним спортом, плаванием, бегом и т.д.
  6. Не разрешайте ребенку часами просиживать у телевизора. Отслеживайте, какие фильмы, телевизионные передачи он смотрит.
  7. Если ребенок решил рассказать вам о том, что его пугает, не отмахивайтесь от него. Внимательно выслушайте и попытайтесь развеять его страхи.
  8. Не оставляйте ребенка надолго у родственников и знакомых, к которым он по неизвестным вам причинам не хочет идти.
  9. Не ставьте в пример соседнего ребенка, который якобы смелый и не боится темноты. Ваш малыш может замкнуться и, пересиливая себя, делать вид, что он перестал бояться темноты. Но страх в нем останется. Решаемая проблема может перейти в манию.
  10. Старайтесь не кричать и не ругаться в присутствии детей.
  11. Любите своего малыша, будьте внимательны к нему, не забывайте хвалить и поощрять его за самостоятельность.

Каждый из нас чего-то боялся в детстве. Вспомните, как вы в тот момент нуждались в родительской поддержке. Сейчас ваш малыш столкнулся с боязнью темноты и ждет от вас помощи в решении этой непростой проблемы. Будьте рядом, вселите в него уверенность в собственных силах. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами.

Loading...Loading...