Проблема современного детства и воспитания. Современное детство: какое оно

Муниципальное образовательное учреждение

«Дом детского творчества №1»

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА»

Выполнили:

члены научного общества

Руководитель:

Педагог

дополнительного образования

Обоснование значимости проекта

Проблемы социального сиротства, детского и семейного насилия, проблемы правовой неграмотности подрастающего поколения все чаще поднимаются в средствах массовой информации , являются объектом внимания властных структур и общественных организаций. Это неслучайно, поскольку будущее России – ее молодежь и дети. «В каждом ребенке заложено большинство качеств взрослого человека. И если внимательно присмотреться к ребенку, то можно предсказать, каким он станет человеком», - пишет известный детский писатель Ю. Яковлев в своей книге «Ваши права, дети»

И эти маленькие взрослые зачастую в силу социальной, экономической и других причин оказываются в трудной жизненной ситуации, нуждаются в поддержке и внимании. Особо «ошибкоопасным» считается подростковый возраст.

Подростковый возраст – сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни. «Человек делает свой выбор: с кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, а где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться». . Психологи, в частности, известный в научных кругах исследователь возрастной психологии А. Петровский, утверждают, что этот период неслучайно называют «трудным», «критическим», так как подростковый возраст является временем перехода к новой эпохе жизни – взрослости: «переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального» .


В современном обществе случается так, что подростку приходится принимать взрослые решения. Здесь свою роль может сыграть не только чувствительность и резкость, но и страх, беспричинная жестокость.

Жестокость в отношении детей, насилие в семье стали повседневными темами новостных выпусков, в том числе и в Забайкальском крае. Вот лишь некоторые примеры: «В поселке Шерловая Гора Борзинского района тридцатилетний мужчина нанес тяжкие повреждения двум несовершеннолетним девочкам» («Вести-Чита», 01.04.2009); «За последние десять месяцев в Забайкалье зафиксировано более 150 случаев жестокого обращения с детьми со стороны родителей. Одно из последних событий потрясло даже милиционеров и врачей: отец жестоко избил сына, которому всего полтора года» («Вести-Чита», 31.10.2007); «В посёлке Агинское молодая женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, била свою десятилетнюю дочь, не выпускала её из дома, заставляя пропускать школьные занятия. Подобный случай был выявлен и в Чите, где нетрезвый отец избил свою 16-летнюю дочь» (Информагентство «Забмедиа», 21.04.2010).

О росте фактов жестокого обращения сообщает и краевое Министерство социальной защиты населения. Такие данные приводятся на информационном портале «Забайкалье. Ру» (www. zabaikalye. ru) 7 мая 2010 года (по информации российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации): «В 2009 году зарегистрировано 105,8 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних. 67,7 тыс. детей пострадали от преступных посягательств насильственного характера, причем 4 тыс. совершены взрослыми в отношении собственных сыновей и дочерей. Кроме того, в прошлом году в отношении родителей или иных законных представителей было составлено 471,3 тыс. административных протоколов, возбуждено почти 9 тыс. уголовных дел».

Согласно данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. В 1989 году было зарегистрировано 87 тысяч сирот. По данным на 2008 год, в России насчитывается около 800 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. И «…ведь за любой единичкой в этих огромных числах - вполне конкретная живая судьба маленького человека. С его острой болью, физической и душевной, с неимоверными страданиями, с горем, которое никакими цифрами не измерить…» (А. Лиханов).

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному накануне Дня защиты детей в 2009 году, наиболее страшной проблемой современного мира детства взрослые считают алкоголизм и наркоманию (45%). «На втором месте по значимости - детская и подростковая преступность (38%). Далее следуют беспризорность (21%), низкий уровень жизни в семьях, имеющих детей (20%), проблемы детского досуга (18%). 11% полагают, что в фокусе общественного внимания должно оказаться насилие в отношении детей, 10% наиболее острой проблемой считают проблемы воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях» . Кроме того, ВЦИОМ отмечает, что за прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться Россиянам более острыми. Среди них – детский досуг, преступность, насилие в отношении детей и др. Это еще раз подтверждает, что в обществе все больше назревают актуальные темы, связанные с проблемами современного детства.


На первый взгляд может показаться, что названные проблемы – результат низкого материального уровня жизни российских семей, что многие родители отказываются от детей, потому что не имеют средств для их воспитания или имеют проблемы со здоровьем, что малолетние идут на преступления из-за бедности и бессилия что-либо сделать в этом положении. Однако, на самом деле, в годы войн и революций – то есть во время крупных социальных катаклизмов детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, было намного меньше. На наш взгляд, дело не только в низком достатке многих Россиян, а в нравственном и моральном аспекте, в неумении молодых граждан отстаивать свои права и искать защиты. Об этом говорят частые случаи отказа от детей в благополучных семьях, невнимательность взрослых к проблемам детей и многое другое.

В современном обществе ребенок часто остается со своими проблемами один на один: педагоги говорят, что в семье плохо воспитывают, родители в свою очередь не оценивают работы учителей. «Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности» .

Чтобы воспитать достойного человека с высокими моральными устоями, необходимо тесное взаимодействие образования, института семьи и других, самых разных сфер общества. Мы считаем, что в этом поможет и наш проект. Он затрагивает самые актуальные проблемы современного детства: рост безнадзорности и беспризорности, бедность населения, как следствие – алкоголизм и наркомания, подростковая преступность; отсутствие внимания к нуждам и потребностям детей со стороны взрослых; неумение ребенка использовать правовые знания в отстаивании своих интересов; привлечение внимания к детям, оказавшимся в зонах вооруженных конфликтов и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Проект начал реализовываться на базе седьмого класса средней общеобразовательной школы № 33 г. Читы Забайкальского края.

Данный проект реализуется в течение нескольких лет и является логичным продолжением проекта «Древо жизни», который был создан командой учеников школы № 33, их классного руководителя Альвины Кивлевой и родителей. Он был призван объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения, а также привить детям и родителям навыки совместного творчества, решения проблем, научить их идти на компромисс, слушать и слышать друг друга.

Цель проекта:

· сформировать потребность у школьников в определении своего места и роли в социуме.

Задачи:

· Организовать изучение Конституционных законов, направленное на формирование активной жизненной позиции в современном мире;

· Способствовать развитию умений и навыков адаптации в обществе;

· Воспитывать нравственные качества, направленные на формирование коллективизма и личностно ориентированного человека

Методы:

1. Изучение нормативных документов: «Конституция детства - Конвенция ООН о правах ребёнка», направленных на правовое обеспечение жизнедеятельности.

2. Чтение и обсуждение произведений о проблемах детей в годы Великой Отечественной войны и современной действительности.

3. Презентация книг «Побег» и «Маленькое сердце».

4. Интерпретация художественных произведений, посвященных изображению мира детства.

5. Обсуждение публикаций в детских журналах и СМИ о проблемах современных детей.

6. Участие в различных конкурсах, формирование умений обсуждать актуальные проблемы.

7. Совместная работа с Краевым детским фондом и Краевой детской библиотекой по пропаганде здорового образа жизни.

8. Проведение совместных мероприятий с родителями, способствующих единению детей и взрослых.

9. Публикация творческих работ на страницах газеты «Забайкальский рабочий» и журнала «Юная галактика».

10. Продолжение сотрудничества с Всероссийским детским фондом, его председателем.

11. Проведение совместных мероприятий со студентами ЗабГГПУ в защиту прав детей.

12. Объединение и активизация усилий государства, общества, родителей и школьников в решении детских проблем России.

Проект рассчитан на семь лет.

Наши результаты работы над проблемой в течение учебы в 5-7 классах (прилагаются).

Гудкова Александра.

Формы работы «Всероссийского фонда по решению проблем детства».

1. Духовная защита.

2. Осуществление прав.

3. Воссоединение семьи.

4. Защита прав на личную жизнь.

5. Здоровье и здравоохранение.

6. Защита ребёнка без родителей.

7. Образование.

8. Отдых, досуг, культурные мероприятия.

10. Помощь детям, находящимся в зонах межнациональных конфликтов.

11. Помощь детям Чернобыля.

12. Борьба с детской смертностью.

13. Помощь инвалидам.

14. Забота о брошенных детях.

Гудкова Александра. Проблемы современных детей.

1. Детская преступность.

2. Дети без родителей.

3. Беспризорники.

4. Разлучение с родителями.

5. Употребление наркотиков.

6. Употребление алкоголя.

7. Курение.

8. Различные серьёзные болезни.

9. Брошенные дети.

10. Терроризм в местах пребывания детей.

11. Различные проблемы из-за вражды разных стран (война).

12. Физическое насилие.

13. Психологическое насилие.

14. Социальное обеспечение.

Заключение

В рамках проекта «Решение проблем современного детства» уже было немало сделано. Были проведены уроки-дискуссии на указанные выше темы, написаны десятки сочинений по проблемам детства, опубликовано несколько статей в газетах и журналах краевого и федерального уровня. С помощью студентов ЗабГГПУ им. и сотрудников Краевой детской библиотеки проведена работа по изучению основ правовой грамотности ребенка, уроки по Конституции детства. Рисунки и сочинения, посвященные Конституции детства, были отправлены в краевое отделение Российского детского фонда, опубликованы в краевой газете «Забайкальский рабочий».

В рамках проекта состоялась презентация книги забайкальского автора Виктора Лавринайтиса «Побег», в которой приняли участие родственники писателя, ученики и учителя других образовательных учреждений. На презентации обсуждалась проблема сиротства, и в частности, пути решения проблемы социального сиротства. Участники дискуссии пришли к выводу, что эту актуальную проблему возможно решить лишь консолидацией усилий общества, государства и каждого отдельного человека.

Был проведен социологический опрос, в ходе которого школьникам были заданы такие вопросы: «Какие семейные проблемы мешают жить ребенку?», «Какими бывают школьные проблемы и как их избежать?», «Какие проблемы возникают у детей во дворе и как их устранить?», «Какие проблемы встречаются на территорий нашего поселка (района, города)?», «Что необходимо сделать для организации свободного времени школьников?». В ходе опроса были выявлены мнения детей по указанным вопросам. Они отметили среди основных проблем, с которыми сталкивается ребенок, - алкоголизм, наркомания и т. п. в семье, уход детей из дома, чтобы стать «самостоятельными», непонимание, недоверие, неравенство в семье и детской среде, конфликты с учителями и одноклассниками, неорганизованность досуга. Данный опрос показал, что подростков точно так же волнуют проблемы, которые пытаются решить взрослые, а значит, консолидация усилий для преодоления трудностей, поддержка со стороны взрослых крайне важна для них.

В творческих работах, написанных в рамках проекта, ребята описали свое отношение к телепрограммам о жестоком обращении с детьми. Школьники, проанализировав трагические случаи, известные им от тележурналистов, резко осудили родителей, которые бросают своих детей, издеваются над ними, подвергают их насилию. Кроме того, ребята отметили, что подобные программы лучше не показывать, так как они могут навредить хрупкой детской психике благополучных ребятишек. Но говорить о том, что такая проблема существует, необходимо, однако показывать кровавые сюжеты в прайм-тайм – не выход, считают дети.

С наступлением нового учебного года школьники, студенты, педагоги, родители и представители общественности продолжили реализацию проекта. Они изучают свои права в семье, учебном заведении, при трудоустройстве и т. д., узнают о том, какая ответственность им грозит в случае нарушения прав других людей. Ребята познакомились с основами безопасного поведения в квартире и на улице, с основами оказания первой медицинской помощи. Одним из важнейших направлений реализации проекта стало изучение «Кодекса здоровья».

Продолжаются также совместные акции с Российским детским фондом, со студентами ЗабГГПУ, сотрудниками краевой детской библиотеки. Особое внимание уделяется вопросам гражданственности и нравственности. Кроме того, в рамках проекта предусмотрена работа с одаренными детьми: участие в различных конкурсах и конференциях регионального и всероссийского уровней. В летнее время школьники заняты в проведении профильных смен в детских оздоровительных лагерях.

Все мероприятия в рамках проекта являются более актуальными в свете участия города Читы в 2010 году во Всероссийском конкурсе «Город без жестокости к детям», который проводился Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Литература

1. Андрюхин, А. Лучше ее убить, чем отдать в детдом//Дитя человеческое, № 5, 2009. - С. 19-21.

3. Горошникова, Г. Г. В поисках произведений о современных подростках [Электронный ресурс]. – «Литература», №, URL: http://lit.1september. ru

4. Как защитить детство? // ВЦИОМ. Пресс-выпуск от 1.06.2009.

5. Кивлева, пятиклассников о древе жизни// Дитя человеческое, № 5, 2008. - С. 16-20.

6. Лиханов, А. А. За! Малых сих. Письма в защиту детства. – Изд-во «Детство. Отрочество. Юность», 2007. – 546 с.

7. Яковлев, Ю. Ваши права, дети. – М.: Международные отношения, 1992. – 128 с.

ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Сегодня сайт рассказывает о том, чем же отличаются современные дети от детей предыдущих поколении.

Гиперопека и недостаток внимания

Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие.

Сегодня женщины озабочены карьерой наравне с мужчинами и, едва родив, прибегают к помощи няни или гувернантки. Конкурс на рынке труда огромен, поэтому женщины предпочитают сознательно сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровья ребенка, малыш совсем не видит свою маму.

Из-за обостренного желания добиться внимания родителей, ребенок может много капризничать , вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.

Проблемы современных детей

Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.

Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.

В потоке информации

На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. А. Бесчасная

ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается феномен детства с точки зрения социологии. Детство выступает в качестве динамично развивающегося явления жизни общества, а семья как необходимое условие эюизни ребенка. Сравнительный анализ современных и традиционных представлений о детстве и семье раскрывает причины трансформаций и характеристики современного образа детства и семьи.

Стремительное развитие современного мира изменяет во времени и пространстве те атрибуты человеческой жизни, которые в предыдущие эпохи казались постоянными и придавали в общественном сознании стабильность и вечность существованию человеческого рода. XIX и XX века привнесли трансформации не только в материально-технические сферы, но и в социально-культурные компоненты общества. Взаимопроникновение культур, трансформации в религиозном сознании, изменение системы ценностей, социальных ролей, самосознания индивида, функций семьи - это лишь немногии перечень явлений, отличающихся динамизмом. В этот список можно добавить и детство. Детство представляется как период жизни человека, характер которого определяется устройством общества и особенностями его развития.

Мы привыкли думать, что детство - самый беззаботный и счастливый период жизни человека. В детстве человека окружают нежностью, лаской, ребенку рассказывают сказки о «добре и зле», учат «уму-разуму», помогают «встать на ноги», а затем еще долгое время патронируют «великовозрастное дитя», комментируя при этом свою опеку: «Для меня ты все равно ребенок». И часто положение ребенка у «ребенка» самого заканчивается в глубоко зрелом возрасте. Современное отношение к детям и потомству со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимое! и каждой детской души.

Но всегда ли было так? Всегда ли дети были центром мироздания и «мир вращался» вокруг детей? И всегда ли ребенок и детство имели тот смысл, который мы вкладываем в них сегодня? С полной уверенностью нельзя ответить ни

«да», ни «нет». „о „

На основе изучения этнографических материалов российскии ученый

Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкалывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение возраста детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.

По мнению Д. Б. Эльконина, заявлявшего о существовании парадоксов в развитии детей, необходим исторический подход к пониманию этих парадоксов и детства в целом. Парадоксы заключаются в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, по организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - это наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы и человеческого развития, который предопределяет историю детства.

Как свидетельствуют многочисленные исследования антропологов и археологов, этнографов и культурологов2 у первобытного человека и у современных людей отсутствуют отличия биологического характера. Анатомоморфологическое сходство, естественно, присутствует и между младенцами. азличия в жизни древних и современных людей наблюдаются на социальном уровне. В ходе истории непрерывно росло богатство материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. оэтому эти количественные изменения никак не могли не сказаться на содержании понятия и феномена детства в различные эпохи у разных наро-3X0 П6РИ0Д ЖИЗШ человека’ продолжающийся от рождения до на-122 м^7°ТОг П0Л0В0Г° С°3реВаНЙЯ’ Фазирования мировоззрения и по-подвепженнпй гя-м СТ6 вьшолнения общественно необходимой деятельности,

И социальной- При продолжительность детства

к31“щ;сГэтГости яегс™в эпоху средаве-етоль же подвержены юменеяшо""Ги шсящ^ет „адР0ДУКТ ИСТ0РШ’ И 0НИ

Возникновение современного образа детства, отличного от «традиционных» представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.

Завоевание женщиной, а следом за ней и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса, а мужчина ввиду сложившихся исторических условий добровольно передает женщине инициативу, права и обязанности нести ответственность за семью, саму женщину и детей. Итогом подобных исторических коллизий явились проблемы, которые сформировали рискогенное для существования человеческого общества положение детей. Это, например, культы самодостаточности существования отдельной личности, бездетности, безбрачия, однодетных семей, распространение неполных семей, социальных детей-сирот, возникновение и нарастающее омоложение детской преступности, проституции, бродяжничества и других девиаций.

Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. В отношении детей это проявилось в возникновении целого ряда правовых документов о защите прав ребенка, согласно которым дети провозглашаются «полноправными участниками общественной жизни». В результате утверждения и использования на практике подобного рода документов родители и другие взрослые, которые в силу социальных и профессиональных обязанностей выражают неравнодушие к действиям и мыслям детей, в современной юриспруденции трактуются как потенциальные носители разного рода злоупотреблений в отношении к детям. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Вмешательство государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения. Дети и молодое поколение восстают не только против родителей, но и против государства. Это проявляется в детском бандитизме, формировании политических организаций антиобщественной направленности (тоталитарные секты, группировки скинхедов, политические движения националистического и экстремистского толка, привлечение и психолого-идеологическая обработка в террористических группировках), перекладывании забот о престарелых родителях на плечи государства.

Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Вследствие социокультурных сдвигов происходит падение значения семьи как транслятора традиций в обществе и расширение круга и усиление роли институтов вторичной социализации, большинству из которых свойственен спонтанный характер. К ним принадлежат группы сверстников, а также средства массовой информации и коммуникации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.

Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства, как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение и т. д. Например, трехлетний: ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с большинством 65летних людей. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.

Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержение ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, нацией и обществом. Эта идеология формирует в молодом поколении мотивы соревнования, независимости, индивидуализации образа жизни и образа мысли. Поэтому современные дети отличаются нестандартными (нетрадиционными) взглядами, решениями, свободой действий и мыслей. Они руководствуются собственными представлениями о мире, каким он должен быть.

Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Если раньше основой семьи было рождение детей и вокруг этого предназначения строились последующие сексуальные и эмоциональные отношения членов семьи, то в настоящее время эмоциональные связи внутри семьи являются основой для всех остальных аспектов жизнедеятельности и отношений внутри семьи. Фундаментом благополучных отношений и между супругами, и между родителями и детьми, и между самими детьми выступает благополучный эмоциональный контакт между равноправными партнерами. При таких отношениях родители и дети уважают друг друга и желают друг другу самого лучшего. Беседа, диалог или договор - это основа, на которой эти отношения реализуются. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников.

В результате распространения идей гуманизма, демократии, равноправия, индивидуализма и попытки заглянуть в душу ребенка, современное общество крайне негативно относится к физическому воздействию на ребенка, т. е. к физиИ воздайсгвшм" “Д*®0 Воспроизведение общественных от-сГп^^Г1™ стандаРтн№! Н°Р«. контроля и регуляции «отюганяющих-ШэТом™™лНИЯ нев03м°“° без санкций и воздействий на о&ь-ческое насилие нятт п ^онтроль за повеДением детей и легальное прежде физи-глаз - во внутоентптл еНК0М ПеРеШЛ0 в плоскость невидимую и скрытую для насилие пеоешло в пп-л психологическУю- Следовательно, внешнее (физическое)

поХ даже“^е пГСТЬ ШЧНОстаого (психологического), которое бывает подчас даже тяжелее. Последнее сопровождается глубокими психотравмами и

стойкими негативными переживаниями у детей, что нередко сопровождается выходом из неразрешимой ситуации через суицидальное поведение. Таким образом, общество и взрослые инфантицид, бытовавший в прошлом как способ разрешения собственного бессилия в отношении обстоятельств жизни, переложили на плечи и ответственность детей в виде детского суицида.

Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс часто создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей. Современное и каждое последующее поколение рождается и в последующем под воздействием экологической обстановки и образовательных нагрузок становится все более ослабленным, чем предыдущее. Дети лишены полноценного общения и развития на лоне чистой, неиспорченной человеческим вторжением природы. Усугубление неблагоприятной экологической обстановки является одной из причин ухудшения здоровья детей. Следует отметить, что о замедлении развития детей, даже о децелерации ученые разных стран начали говорить в конце 80-х годов прошлого века. В качестве причин ослабления физического и психического здоровья детей ученые определили совокупный социальноэкономический статус родителей (чем он выше и престижнее, тем лучше показатели здоровья детей) и неблагоприятную экологическую обстановку4.

Последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. В процессе взаимопроникновения культур, взаимодействия людей, народов, обществ и государств формируется единое культурное пространство и человеческое сообщество, которое функционирует согласно одинаковым принципам и которому характерны одинаковые способы жизнедеятельности. Западная цивилизация распространяется по всему миру, переплетается в симбиозе с восточными и азиатскими культурами, что в целом формирует единый общий образ детства для большинства государств и обществ с небольшими региональными особенностями. К примеру, мальчики в Таиланде, подобно своим английским сверстникам, вовлечены в движение бойскаутов5, или, например, традиции японской педагогики свободного воспитания до 5 лет получили распространение в большинстве педагогических систем западного мира, а современная система высшего образования в рамках Болонских договоренностей позволяет детям обучаться в различных зарубежных странах по единой сквозной программе образования.

Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций. С одной стороны, условия современной жизни требуют от современных детей большей открытости, произвольности, свободы действия, с другой стороны, в силу усложнения социально-экономических условий жизни и удлинения периода социализации, дети длительное время вынуждены находиться в зависимом положении и подчиняться традиционному образу жизни. Таким образом, ребенок испытывает на себе большую нагрузку и череду внутриличностных кризисов6, так как взрослые одновременно предъявляют ребенку требования действовать согласно своим традиционным представлениям как залог стабильности отношений, и проявлять (желательно как можно раньше) себя как личность, способную показывать свои успехи, быть не похожей на окружающих, нестандартно мыслить. Ребенок как бы сочетает в себе прошлое и будущее, что естественно вызывает внутриличностый конфликт и

недоверие ко взрослым. Разные дети из этой ситуации выходят по-разному. Кто-то выбирает путь подчинения общественным, еще раз подчеркну, противоречивым требованиям, кто-то отказывается вообще подчиняться чему-либо и уходит в девиантное поведение, где-то родители затевают равноправные договорные отношения со своими отпрысками. Но, так или иначе, ребенок, благодаря пошатнувшемуся традиционному укладу жизни, трансформирующейся традиционной семье и отношению к детям, довольно часто оказывается в ситуации выбора между зависимостью и самостоятельностью, в ситуации выбора ответственности за свой жизненный путь. Современный окружающий мир для ребенка открыт и закрыт одновременно. Открыт, так как можно формировать жизнь согласно своему свободному выбору, а закрыт, так как в свободном от традиций мире отсутствуют незыблемые ориентиры организации совместной жизни с другими людьми. Поэтому дети в современном мире, в каком бы обществе или государстве они ни проживали, испытывают на себе весь груз успехов и ошибок, накопленных обществом. В социальном восприятии детства интегрированно отражаются экономические показатели, технические достижения, социальные характеристики, культурные ценности и идеологические представления, господствующие в обществе.

Примечания

1 См.: Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. - С. 5.

2 См.: Арутюнов С. А., Арьес Ф., Бреева Е. Б., Бронфенбреннер У., Кон И. С., Мид М., Плескачевская А. А., Сергеенко, М. Е., Тейлор Э., Щеглова С. Н.

Термины «традиции» и «традиционная» заключены нами в кавычки, т. к. представляют собой характеристики явлений, имеющие относительно длительные сроки существования во времени, следовательно, константные, но все-таки подверженные динамизму в историческом аспекте.

См.. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения - Т. М. Максимова. -М.: ПЕРСЭ, 2002.- С. 61-75; Орешкина, С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области) : автореф. дис.... канд. социол. наук / С. Г. Орешкина. - Улан-Удэ, 2004. - С. 5.

См.. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков ^ народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1988. - С. 79. десь, думается, детским психологам предстоит еще не раз обратиться к вопро-

н^мГ™ Критериев КРИЗИС0В в ста™ши личности ребенка в современ-целью уточнения периодизации жизни человека (и детского возраста).

Статусы, фото и картинки, посвященные советскому детству, вызывают у нынешних родителей ностальгию и горькое «А вот сейчас…». И дальше идет речитативом: соцсети, смартфоны, не читают, не любят природу, потерянное поколение, вот мы в их возрасте… Свалить все на растлевающее влияние прогресса – проще простого. Во времена нашего детства эту роль с блеском играла «плохая компания», помните? «Мой Петенька – золото, добрый и послушный. Это на него дружки так влияют, двоечники-бездельники», – причитали матери местных хулиганов. А значит и Петенька ни при чем, и ответственность с себя можно снять. Ну, что тут сделаешь?

Не надо идеала

С гаджетами зачастую то же самое: в наше время их не было, все сплошь ходили в библиотеки, играли в резиночки и собирали металлолом. А вот сейчас… И все – ситуация объявляется безнадежной, а мама уходит, заметьте, не в библиотеку или за металлоломом, а в соцсеть – лайкать картинки с советскими школьниками, играющими в классики.

А ведь для начала хорошо бы вспомнить свое собственное детство. Так, по-честному, без лубка и идеализации. Да, были резиночки и казаки-разбойники. Но были и карты, сигареты тайком и матные анекдоты, которые травили «взрослые» шести-семиклассники. И они, положа руку на сердце, не очень-то читали книги. Да, мы смотрели добрые мультфильмы про Карлсона и дядю Федора. А «Санту-Барбару» и «Просто Марию», когда они только появились – разве нет? Да, мы ценили друзей не за смартфоны – их не было. Но разве не мы же чуть позже собирались у одноклассника поиграть в невероятно крутые Денди и Сегу, просиживая часами за виртуальными битвами?

Всегда были те, кто строил скворечники и переводил бабушек, и те, кто мусорил в подъездах и бил лампочки. Как и сейчас множество детей занимаются спортом и танцуют, пишут рецензии и эссе, учат языки и помогают старшим. А проблемы – они не в современном мире, а внутри семьи, ребенка, школьного коллектива. И если начать с них, эффект будет куда лучше.

Профилактические меры

Но проблему компьютерной зависимости никто не отменял. Да, много школьников и подростков буквально живут в виртуальной реальности. Часто – в ущерб реальности обычной. Что можно сделать, чтобы это предотвратить?

1. Отсутствие проблем с общением и самореализацией

Психологи говорят, что часто в связке «не интересует реальный мир» и «сидит за компьютером сутками» родители путают причинно-следственную связь. Гаджет – не злобный маг и чародей, способный превратить умненького, активного общительного и веселого ребенка в бледного Кащея, чахнущего над смартфоном. Зависимость и нездоровое пристрастие начинается с проблем в реальном, не компьютерном мире. Нет интересов, не получается найти общий язык с ровесниками, одолевает чувство одиночества – и ребенок прибегает к самому простому и доступному средству занять себя. И начинать надо не с сейфа, где хранятся ноутбуки, а с разговора и решения внутренних проблем.

С малышами, которые цепляются за мамин телефон и требуют игрушку, зачастую то же самое: ребенка не учат играть, познавать мир, рисовать, а чтобы не мешал, занятая мама дает «на пять минуточек» такую интересную штуку с волшебным экранчиком. А потом, месяц-другой спустя, сокрушается: «Что делать? Как отучить?». Ответ – не просто не приучать, а показать альтернативу. Действительно интересную, а не «займись же чем-нибудь!».

2. Отсутствие запретного плода

Есть, есть такие дети – немного, но все-таки. Им из принципиальных соображений не покупают «эту пошлую Барби» или «эту ужасную кофточку со стразами», а потом – жестко ограждают от гаджетов. Телефон – чтобы звонить! Возьми старый папин и не возмущайся. Они не возмущаются и даже поддакивают: да, конечно, а вот Маше подарили айфон, и она им так гордится, было бы чем. Дети вообще часто говорят то, что мы хотим услышать. А на перемене хвостиком ходят за машей-сашей-пашей, в надежде, что им дадут поиграть.

Когда взрослый принципиально отказывается от перепотребления и модных вещей, это его выбор. Когда навязывает ребенку – это опять его, взрослого, выбор. И создание очередной детской мечты, запретной и сладкой. Вспомните, что чаще всего, получив самостоятельность, срываются именно домашние девочки, которым надо было дома быть «ровно в девять».

3. Последовательность

Посмотрите, что делают и говорят родители: «Прочитай 20 страниц, потом пущу за компьютер». «Будешь хорошо учиться – получишь планшет на окончание года». Чему здесь присвоен статус скучной обязаловки, а чему – статус награды?

И откуда говорит это большинство пап и мам? Из-за экрана монитора или уткнувшись в планшет. Мы говорим о том, как прекрасен мир вокруг, как хорошо ходить в гости и гулять, а сами заходим разве что на чьи-то странички. А ведь то, что ребенка учат не слова, а родительский пример – прописная истина.

Помогите чаду найти баланс между пользой и развлечением, между виртуальным и реальным – на собственном примере. Ведь новые технологии дают массу полезных и интересных возможностей: искать книги и фильмы, смотреть картины любой из мировых галерей, создавать свои фото. Перефразируя известный афоризм, тот, что про деньги, гаджеты – плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях – отличное средство.

Марина Беленькая

Loading...Loading...