Как организовать правильный режим дня ребенка до года. Режим дня ребенка по месяцам

С того момента как будущая мама сделала тест на беременность, выносила малыша в течение девяти месяцев до первого полугодового юбилея ребенка прошло много месяцев.

Шесть месяцев – маленький, но значимый юбилей в жизни нового человека.

За эти шесть месяцев он прошел большой путь от крохотного свертка, который не умел даже держать головку, до маленького человека, умеющего улыбаться, смеяться, играть. В период от 0-6 месяцев младенец приобретает множество новых навыков как в физическом развитии, так и в психологическом. При этом стоит отметить, что развитие разных детей происходит не одинаково.

Если один в шесть месяцев уже может активно ползать и пытается сидеть, то другой еще только учится ползать. То же самое касается и психологического взросления. Кто-то из детей опережает сверстников, кто-то, наоборот, – немного отстает. Опытные мамы отмечают, что мальчик может в том или ином аспекте развиваться медленнее, чем девочка. Нормы развития детей достаточно условны, так как каждый маленький человек индивидуален и развивается в своем собственном темпе. Тем не менее, каждого родителя заботит вопрос о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Навыки детей в возрасте шести месяцев

В таком возрасте, малыш, как правило, проявляет множество способностей и навыков.

    • Он может произносить слоги и пытается имитировать звуки, которые слышит. Такая речь называется лепетом.
    • Внимательно вслушивается в речь людей, окружающих его.
    • Если в его присутствии смотреть видео, он непременно заинтересуется и повернет голову в сторону монитора или телевизора.
    • Может находить взглядом предметы, о которых говорит взрослый.
    • Хорошо знает свою маму и всех, кого видит достаточно часто. При этом малыш отрицательно реагирует на общение с незнакомыми людьми. Если незнакомый или малознакомый человек попытается поиграть с младенцем или взять его на руки, он будет очень недоволен, испуган, и даже может заплакать.
    • В возрасте шести месяцев он любит играть с хорошо знакомыми взрослыми, улыбается, смеется и получает явное удовольствие от оказываемого ему внимания.
    • Шестимесячный малыш проявляет сильную привязанность к матери и не отпускает ее от себя надолго, нуждаясь в практически неотлучном ее присутствии.

  • У многих детей в возрасте шести месяцев прорезаются первые зубы. Этот процесс может сопровождаться беспокойный поведением, повышенной плаксивостью, а иногда даже повышением температуры тела.
  • Малыш проявляет активный пищевой интерес. И именно в этом возрасте малышу вводят первый прикорм.
  • Также он интересуется игрушками и всеми окружающими его вещами. Он способен не только брать игрушки в руки, но и перекладывать их из одной руки в другую. Ему становится интересно перекладывать предметы из одной емкости в другую.
  • Малышу такого возраста интересно играть со взрослым. Например, он уже способен делать «ладушки».
  • Сам переворачивается на бок, на живот и обратно с живота на спину.
  • Предпринимает попытки сидеть.
  • Многие дети в возрасте шести месяцев уже начинают ползать и активно изучать окружающее пространство.
  • Если шестимесячного ребенка придерживать за корпус, он может стоять на ровной поверхности, уверено опираясь на ноги.


Развитие детей в шесть месяцев по Комаровскому

Разные педиатры составляют свои таблицы развития детей по месяцам. Самый известный российский педиатр Комаровский на своем сайте также приводит таблицу примерного развития детей 5-6 месяцев. В этой таблице приведены различные показатели. В целом развитие каждого конкретного малыша оценивается в баллах. Оптимальной оценкой считается 30 баллов.

Оценка 27-29 баллов расценивается как вариант нормы. Более низкие оценки по этой таблице могут свидетельствовать как о легкой задержке развития, так и о более сильном отставании. Оценивая общее развитие по Комаровскому, также необходимо учитывать все факторы жизни: воспитание, режим, настроение ребенка, условия, в которых проживает малыш.

Развитие недоношенных детей

Ребенок, который родился до 37 недели беременности, считается недоношенным. Родителям недоношенных детей особенно важно следить за развитием малыша, чтобы вовремя выявить отставание и принять меры для устранения такого отставания. Поэтому средние темпы развития недоношенных детей это то, что должен знать каждый родитель такого малыша. В целом развитие недоношенного младенца протекает медленнее, чем у малыша, родившегося в срок.

Также эти нормы отличаются в зависимости от веса новорожденного. Дети с более высоким весом при рождении, как правило, развиваются быстрее, чем совсем маловесные дети. Как правило, к возрасту шести месяцев недоношенные дети догоняют своих сверстников, родившихся в срок, и могут делать практически все то, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, родившийся доношенным.

К этому возрасту масса тела малыша утраивается по сравнению с массой при рождении. Он пытается переворачиваться со спины на живот. Малыш узнает свою маму и своих родных. При появлении знакомого взрослого в поле зрения, он проявляет комплекс оживления: гулит, машет ручками и ножками, улыбается и смотрит в глаза взрослому.

Появляются первые лепетные звуки и слоги. Недоношенный ребенок в этом возрасте начинает интересоваться игрушками, пытается брать их в руки и тянуть в рот. В целом развитие недоношенных детей к полугоду жизни практически сравнивается с развитием обычных детей. Спустя полгода после рождения для родителей наступает время активного общения с малышом.


6 месяцев – время активного познания окружающего мира

В возрасте полугода маленький человек активно познает окружающее пространство. Он уже способен передвигаться – малыш может доползти до интересующего его предмета, потрогать этот предмет. Но как правило, он изучает интересующие предметы всеми органами чувств: не только рассматривает и трогает их, но и тянет в рот. Так малыш познает окружающий мир. Этот способ познания мира у некоторых детей сохраняется и в 1 год. А некоторые малыши тянут предметы в рот и в 2 года.

Журнал > Правила прикорма искусственникам (Мне весьма понравилась статья)

Правила прикорма искусственникам

Наступает момент, в то время, когда неестественные смеси, заменяющие грудное молоко, уже не в состоянии обеспечить малыша всеми нужными питательными веществами. Пора увеличить рацион ребенка. К тому же знакомство с новой пищей содействует созреванию ферментативного аппарата желудочно-кишечного тракта малыша. К 4-6 месяцам ваш кроха очень с радостью открывает ротик при виде ложки с едой. С его стороны это есть знаком о том, что пришла пора вводить прикорм. Сохраняем надежду, и мама к этому готова? Тогда за дело!

ПРАВИЛА ПРИКОРМА:

  1. Прикорм вводится лишь здоровым детям.
  2. Не гонитесь за числом. Первое знакомство с пюре либо кашкой – добрая половина чайной ложечки, только неспешно количество пищи доводят до рекомендуемого.
  3. Каждое кормление начинайте с прикорма, а позже допоите малыша смесью. Проделывать это нужно в одно и также время.
  4. Первое и последнее кормление должны быть неизменно свободны от прикормов.
  5. Пристально следите за отношением крохи к новому продукту. Попытайтесь не пропустить такие тревожные симптомы, как нередкий жидкий стул, покраснения на коже либо появление сыпи. В случае если это случилось, отмените прикорм и начните все сперва спустя пара дней. В случае если при повторном введении продукта симптомы непереносимости возобновятся, направляться отказаться от данного вида продукта и заменить его на другой (яблочное пюре, к примеру, на грушевое).
  6. Введение любой новой пищи начинайте с одного продукта. К примеру, пускай кроха попытается сперва сок из одного вида плодов, а после этого переходите к смешанным (к примеру, морковно-яблочному, яблочно-тыквенному). Те же правила относятся к фруктовым пюре, злакам, и овощным пюре.

СОКИ

Отечественные диетологи советуют в качестве первого прикорма фруктовый, а правильнее, яблочный сок. Но не следует спешить, предлагая новинку крохе, которому не исполнилось 3 месяцев. Из-за аналогичной поспешности и появляются иногда аллергические реакции, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

В случае если знакомство с яблочным соком прошло удачно, на очереди – грушевый, сливовый, персиковый, позднее – вишневый, черносмородиновый и др. Что касается соков из цитрусовых, малины, клубники либо каких-либо экзотических фруктов, с ними необходимо быть осмотрительнее из-за возможности развития аллергических реакций, и вводить их не ранее 6 месяцев. Из овощных соков применяют морковный и тыквенный. При склонности ребенка к запорам лучше дать предпочтение абрикосовому и сливовому соку, при неустойчивом стуле – грушевому.

Кроха уже привык к сокам? Тогда через 2 недели по окончании их введения дайте ему на пробу фруктовое пюре, применяя уже привычные плоды. Ассортимент и очередность в этом случае те же самые, что были при введении соков.

ПЮРЕ

С 4,5-5,5 месяцев пора вводить более густую пищу. Начните с одного вида овощей: картофеля либо кабачка. После этого неспешно расширяйте ассортимент за счет цветной капусты, моркови, белокочанной капусты, патиссона.

Томаты возможно попытаться не раньше, чем в возрасте полугода, а зеленый горошек – в 7 месяцев.

КАШКИ

Спустя 3-4 недели по окончании того, как кроха познакомится с овощным пюре, в его рационе появятся каши. В случае если кроха отстает от средних показателей массы тела, то лучше не придерживаться предложенной очередности и первым ввести злаковое, а не овощное пюре. Что возможно вкуснее каши? Лишь каша! Но какую предпочесть? Сухие инстантные злаковые и злаково-молочные каши обогащены витаминами, железом и кальцием. Дополнительное поступление этих веществ в организм есть профилактикой анемии и нарушения кальциевого обмена. Начать лучше с тех круп, каковые не содержат глютен (клейковину пшеницы). Это гречиха, кукуруза либо рис (особенно при неустойчивом стуле). Раннее введение каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной, ячменной), может вызвать у детей нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. У некоторых деток аллергическая реакция бывает и на молоко. При таких условиях применяйте готовые безмолочные каши.

С 5-6 месяцев порадуйте ребенка смесью рисовой и гречневой круп. Каши с цитрусовыми наполнителями либо медом (при отсутствии аллергических реакций у ребенка) возможно давать по окончании шести месяцев, а с какао – с девяти.

МЯСО

Мясо есть единственным продуктом, содержащим геминное железо. А это, как мы знаем, наилучшая защита от анемии. И все-таки раньше седьмого месяца крохе не нужно давать мясо. Но и через чур затягивать с введением мясного прикорма также запрещено. Обычно ребенок, определив вкус для того чтобы полезного продукта по окончании года, попросту отказывается от него.

Первый мясной прикорм – это шепетильно измельченное пюре из говядины, свинины, курицы либо индейки. С 8 месяцев кроха уже пробует жевать и может проглатывать более плотную пищу. Значит, пришла пора угостить его мясным пюре. По консистенции их подразделяют на гомогенизированные, пюреобразные и крупноизмельченные. Начиная с гомогенизированного продукта, детей неспешно переводят на пюреобразный. Возможно предложить крохе мясные консервы с добавлением круп и овощей, что повышает пищевую ценность продукта.

РЫБА

Особенной пищевой ценностью владеет рыба. Она есть источником витаминов РР, группы В, и фосфора. Но одновременно с этим за рыбой закрепилась слава высокоаллергенного продукта, исходя из этого предлагать его нужно не раньше 8-9 месяцев. Рыба должна быть хорошо проварена. Ее готовность легко выяснить, проколов вилкой: должен появиться прозрачный и бесцветный сок. Возможно применять рыбные консервы для детского питания.

КЕФИРЧИК

Данный нужный кисломолочный продукт вводят в рацион 7,5-8-месячного ребенка. Применять кефир в питании детей более раннего возраста отечественные диетологи не рекомендуют: это имело возможность бы оказать дополнительную нагрузку на почки. Кефир конечно же самый популярный представитель кисломолочных продуктов. И когда кроха дорастет до него, возможно определяться с выбором: предпочесть Кефир детский либо Кефир бифи.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВВЕДЕНИЯ БЛЮД ПРИКОРМА ПРИ НЕЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ МАЛЫШЕЙ

Наименование продуктов и блюд Возраст, месяцев 3 4 5 6 7 8 9-12 Молочная смесь, мл 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400 Фруктовый сок, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Фруктовое пюре, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Овощное пюре, г — 10-100 150 150 170 180 180-200 Молочная каша, г — — 50-150 150 170 180 180-200 Творог, г — — — 20-40 40 40 40-50 Желток, шт — — — 0,25 0,5 0,5 0,5 Мясное пюре, г — — — 5-30 50 50 60-70 Рыбное пюре, г — — — — — 5-30 30-60 Кефир и другие кисломолочные продукты, мл — — — 200 200 200-400* 200-400* Цельное молоко*, мл — 100 200 200 200 200 200 Сухари, печенье, г — — 3-5 5 5 10 10-15 Хлеб пшеничный в/с, г — — — — 5 5 10 Растительное масло**, г3 — 1-3 3 3 5 5 6 Сливочное масло**, г3 — — 1-4 4 5 5 6

* В зависимости от объема адаптированной либо последующей смеси, которую получает сейчас ребенок.
** Для изготовление блюд прикорма (овощного пюре, каши и пр.).

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.

Любому организму легче жить по режиму. Это значит, что все составляющие дня чередуются в определенной последовательности. А детей это касается в первую очередь. Ведь не зря в детских дошкольных учреждениях налажен четкий режим дня, который дети, его посещающие, часто соблюдают и на выходных. Точнее, его придерживаются их мудрые родители.

Итак, узнаем о четком распорядке ежедневной жизни малышей до года, особенностях их приучения к режиму.

Примерный режим дня ребенка: Комаровский

Известный сегодня педиатр уверен в том, что до полугода режим питания крохи должен быть свободным. Евгений Олегович не рекомендует мамам, как это было раньше, выдерживать интервалы между кормлениями ни в два, ни в три часа. Такие перебои могут лишь навредить ребенку и его маме, сбить грудное вскармливание. Поэтому педиатр рекомендует до 6 месяцев придерживаться свободного графика грудного вскармливания, если дитя пребывает на нем. Соответственно, говорить о четком режиме дня при этом не приходится. Ведь почти всегда дитя засыпает у груди, а просыпается голодным.

Уже с полугода (у некоторых с 5, у других с 7 месяцев) постепенно вырисовывается приблизительный график жизни мамы и малыша, в котором есть два периода дневного сна. Это дообеденный отдых ребенка, и послеобеденный по полтора-два часа. Педиатр акцентирует на приблизительности, поскольку есть дети, которые могут спать и по три часа днем, а есть такие, у которых сохраняется 4-5-разовый сон по 40 минут или по часу. При этом они совершенно здоровые. Что касается питания детей от 6 до 12 месяцев, то оно уже тоже должно наладиться. Обязательным является завтрак, обед, ужин плюс два прикорма. Их называют вторым завтраком и полдником.

Потребность во сне малышей до 12 месяцев составляет 10-12 часов. Но это касается только детей здоровых, а если дитя больное, переутомленное, то спать оно может и дольше. В этом возрасте педиатр советует гулять с ребенком дважды в день. Это утренние часы, до обеда, также за час-два перед сном.

Режим дня ребенка по часам: таблица

Для ребенка до трех месяцев

Для ребенка до шести месяцев

Для детей в 12 месяцев

Режим дня ребенка по месяцам

Режим дня новорожденного и годовалого малыша очень отличаются между собой. Ведь новорожденный спит почти 20 часов в сутки. До возраста один месяц даже и не стоит пытаться приучать малыша к режиму, потому что он адаптируется к совершенно другой среде, воздуху, питанию.

До трехмесячного возраста уже можно говорить о формировании режима. В этом возрасте малыш спит 16-17 часов. Из них 10 приходится на сон ночью, а остальное - на 3-4 периода сна днем. Обычно они длятся по полтора часа. Кормления уже тоже становятся периодическими, и разрыв между ними составляет 3 часа. При этом кроха может один или два раза просыпаться ночью для кормления.

Детки до 6 месяцев спят еще меньше - 13-15 часов в сутки за счет уменьшения периода ночного сна. Между кормлениями время увеличивается. Обычно это пятиразовое питание днем и один раз кормление ночью. Полугодовалый малыш спит ночью без пробуждения 6-7 часов. И маме уже легче. Дневной сон может быть и двухразовым, и трехразовым. Обычно в 6 месяцев сохраняется два периода дневного сна.

С 6 до 9 месяцев дитя может легко бодрствовать на протяжении 3 часов, его дневной сон двухразовый продолжительностью час-два. Количество кормлений в этот возрастной период составляет 4-5 с интервалом 4 часа. Многие детки этого возраста уже отказываются от ночного кормления и спокойно спят всю ночь. Но некоторым мамам такого приходится еще ждать и все-таки один раз кормить малыша в ночное время.

В 9-12 месяцев ребенок почти взрослый. Он спит дважды в день (некоторые обходятся длительным одноразовым послеобеденным сном). Период его дневной активности может составлять 3,5 часа, а если ему что-то интересно, то и 4. Режим питания до года 4-5-разовый.

Педиатры акцентируют на том, что гулять с детьми до года следует всегда. Температура –10 градусов Цельсия считается вполне нормальной для прогулок. Ведь сегодня коляски оборудуются так, что ветер, снег, сквозняки и холод детям не грозят. До трехмесячного возраста малыш должен находиться на свежем воздухе как минимум час в сутки. Лучший сон - это сон на улице, на свежем воздухе. И не стоит молодым мамам переживать по поводу того, что дитя много спит днем на улице. Это совсем не значит, что малыш не будет спать ночью. Наоборот, количество свежего воздуха благоприятно влияет и на ночной сон.

Как наладить режим дня годовалого ребенка

Психологи констатируют: если родители живут по режиму, то такие же склонности будет проявлять и ребенок. Поэтому организованным папе и маме переживать о приучении первенца к режиму не стоит.

Уже в два месяца кроха будет просить есть, укладываться отдыхать в одно время. Мамочке будет нужно лишь поддержать такие стремления малыша и закрепить их. Нужно проявить чуткость и внимание к «сигналам» ребенка. Если видите, что он трет глазки либо поворачивает головку на бочок, посасывает, то умейте распознать эти знаки и не оставляйте их без внимания. Приучайте малыша к колыбельной, покачивайте его (хотя это вопрос спорный). Избегайте шума и лишних хлопот вблизи ребенка, который засыпает.

Если говорить о годовалом малыше, то бывает так, что в один день кроха отказывается жить по-старому, он не хочет спать дважды, кушать так же часто, как раньше. Порой детки этого возраста в положенное вечернее время вообще не проявляют признаков сна. Все это нервирует маму, сбивает ее планы. Это говорит о том, что малыш взрослеет, и он перерастает старый режим, если таковой был. Что ж, это тоже сигнал родителям к перестройке. Но она должна быть мягкой, без нажима и силы. Нужно искать индивидуальный и общеприемлемый график, который позволит малышу выспаться, быть бодрым и здоровым.

Один период дневного сна - это вариант, более близкий к садиковскому, и таким образом вы сможете скорее адаптировать своего малыша к социуму. Но учтите, что тогда вам придется класть спать ребенка раньше, а дневной сон уже не ограничится часом-полтора. Он должен составлять как минимум два часа. Общий период сна для малыша в один год составляет 12-13 часов. Приучая его к новому, более взрослому графику, нужно подсчитывать количество часов отдыха. Ведь от этого во многом зависит здоровье нервной системы вашего крохи.

Евгений Комаровский является сторонником четкого режима дня годовалого ребенка. Но в его практике встречаются семьи, где у детей существует так называемый перевернутый режим : днем малыш отсыпается, а до полуночи, а порой до двух часов ночи он активен, его невозможно уложить спать . Такие ситуации специалист называет социальной хворью семьи. Печальность подобной ситуации в том, что педиатры не имеют в своем арсенале никаких таблеток, помогающих наладить режим жизни такой крохи. В этом случае нужно применять только психотерапию для родителей. Она состоит в анализе причин перевернутого графика жизни, подчинении своих интересов здоровью малыша. Это заключается в контроле над обстановкой детской спальни (влажность, температура, спокойствие), увеличении энергозатрат малыша (прогулки, игры, гимнастика). Папа и мама должны стараться так построить свой режим дня, чтобы не делать частых исключений в укладывании ребенка спать. Стоит раз-два пойти на поводу, и тем более о спокойствии ночного сна можно забыть.

Здоровье и спокойствие малышей должно быть для родителей приоритетом всегда.

Специально для - Диана Руденко

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание - прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки - это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка - зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет "гулить", подражая китайскому языку, кубинец - испанскому, американец - английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".
Развитие координации
"Птички полетели"
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу "доску для игр"
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

Loading...Loading...