Что такое комикс - определение, особенности, виды и интересные факты. История комиксов В каком году вышел первый комикс

Графические романы интригуют, удивляют и вдохновляют. Каждый просмотр экранизированного комикса заставляет задуматься о нравственности и ценностях. Это не просто смешные для развлечения. Это намного больше. Пора разобраться, что такое комикс на самом деле.

Значение слова

Слово "комикс" пришло в русскоязычный лексикон от английского comic, что в переводе означает смешной. Многие хотят узнать, что такое комикс и откуда появилось такое звучное название. В простонародье можно обозначить комикс графическим романом, где присутствует доля комизма и шуток. Визуальное искусство удачно совмещено с рассказами и историями. Несмотря на забавное поведение героев, оригинальные картинки и саркастические диалоги, комиксы бывают в абсолютно разных жанрах, начиная от детективов и триллеров, заканчивая историями о супергероях.

Истории в картинках, как правило, наполнены глубоким смыслом и моралью. Чтобы вся информация воспринималась как детьми, так и взрослыми, используют рисунки с вставками, которые отображают звуки и смех (например, BOOOM, HUH?!, POW! и HA-HA-HA). Иными словами, комикс - в карикатуре.

История комиксов

Первое упоминание о графических романах можно отследить в японской культуре. Тогда для развлечения создавали мультяшные рассказы, которые называются мангой. Такие комиксы существуют до сих пор и пользуются мировой популярностью. Японские комиксы стали прародителями традиционных восточных мультфильмов - аниме.

Позже, ближе к XVI веку, стали появляться европейские варианты графических романов. Именно в этот период в Барселоне и Валенсии стали распространяться религиозные брошюры, которые назывались "аллилуи". Более привычный вид комиксы обрели в конце 18-го века, когда журнал The San Francisco Examiner впервые опубликовал смешные комиксы для детей "Медвежата и тигр". Появление необычного повествования истории взорвало публику, и с этого момента началась великая эпоха графических романов.

Суть графических романов

Рисованные истории рассчитаны на то, чтобы заинтересовать читателя своей захватывающей историей. Опыт доказал, что приключенческие рассказы и детективы пользуются большой популярностью, если есть даже небольшие изображения. Как правило, не все хотят читать толстые книги. Комиксы захватывают с первой секунды, полностью погружая читателя в выдуманный мир или вселенную. Каждая графическая история имеет свой стиль прорисовки и текста.

Сейчас существуют тысячи комиксов, созданных как по мотивам литературных произведений, так и по уникальным приключенческим историям. Что такое комикс на самом деле и в чем его суть? Ученые и психологи из университета Ватерлоо доказали, что комиксы гораздо легче воспринимаются детьми и взрослыми, чем книги, фильмы и статьи. Главная суть графических романов - это создание интересной истории с помощью незамысловатых рисунков и глубоких текстов.

Как самому создать комикс

Формат комиксов уникален. Кто хоть раз читал графический роман рано или поздно задается вопросом «Как создать комикс самому?».

Для этого помогут советы профессиональных комиксистов:

    Какой комикс создается без сценария? Правильно, никакой. Написать уникальный и интересный сценарий - это первый шаг к созданию графического романа. Нужно прописать историю, характер героев и диалоги. Не злоупотребляйте описаниями, ведь ими являются рисунки комиксов, которые раскрывают все детали. Упор нужно делать на диалоги и динамичный сюжет. Основой для сценария может стать уже существующий рассказ или фильм. Главное - помните, что каждая история в картинках уникальна.

    Ни в коем случае нельзя приступать к рисованию комикса без раскадровки. Это вторичная версия графического романа, или черновик. Здесь делаются первые наброски. Истории в картинках должны быть связаны друг с другом, поэтому используют раскадровку. Для этого необходимо прописать каждый "квадратик" комикса, описать действия героев и их реплики. Иными словами, нужно описать будущие кадры.

    Для тех, кто хочет узнать, как создать комикс, нужно обратиться за помощью к уже готовым графическим романам. Следует уделить внимание стилю. Если это история о супергероях, то все картинки должны быть яркими, а диалоги сразу бросаться в глаза. При выборе сюжета с приключениями необходимо использовать теплые солнечные тона. Детектив и триллер должны бросать тень и интриговать читателя, поэтому применяются синие, серые и черные цвета.

    Внимательный читатель заметит, что у комиксов не бывает одинаковых кадров. Иногда какая-то сцена размещена на треть страницы, а другие 10 имеют маленький формат и умещаются на небольшом клочке бумаги. Такой стиль значительно облегчает чтение комиксов.

    Особый язык историй в картинках

    Отличительная черта комиксов в особом языке. Здесь не существует текстов, занимающих 99% страницы. Основные реплики героев состоят из небольших фраз, которые описывают ту или иную непонятную читателю ситуацию. Всю суть история передает с помощью очевидного сюжета, где детально прорисовываются герои и их способности.

    Так как сами комиксы пришли к нам из Европы и США, то все истории написаны на английском языке, но благодаря уникальным рисункам сюжет можно разобрать и без слов. Это и есть особый язык комиксов.

    DC vs Marvel

    Два популярных издательства комиксов вот уже более 50 лет соперничают друг с другом. Комиксисты всего мира разделились на два фронта. Комиксы DC и Marvel интенсивно обсуждаются в интернете, по ним создают приключенческие фильмы и саги, а поклонники слетаются с разных уголков планеты ради всемирного фестиваля комиксов Comic Con. Рассмотрим краткую историю каждого издательства.

    DC. Главный герой издательства - Бетмен из Готэм-сити, злодей - Джокер. Существует с 1934 года, а первая экранизация по мотивам графических романов вышла в 1969 году. DC встречает своих поклонников комиксами о Супермене, Чудо-Женщине, Джоне Хексе и Зеленом фонаре.

    Marvel. Создатель мультивселенной Marvel - Стэн Ли. Издательство пользуется большей популярностью, чем DC, благодаря таким графическим романам как "Люди Икс" и "Росомаха", "Капитан Америка" и "Железный человек", а также "Фантастическая четверка", "Тор", "Человек-муравей". Главная черта Marvel в том, что они отдают дань Стэну Ли, приглашая бодрого старика на съемки, и давая ему двухсекундную реплику. В отличие от DC, это издательство выпускает романы с глубоким смыслом и моралью, стараясь показать две стороны одной монеты (добро и зло). Все комиксы Marvel более серьезны и имеют нестандартный сюжет. Год основания - 1939, первые экранизация вышла в 1944 году ("Капитан Америка").

    Самые дорогие комиксы

    На дворе давно 21 век, а комиксы продолжают создавать, издавать и экранизировать. Это течение всегда будет пользоваться популярностью и уж точно никогда не погаснет. Несмотря на это, настоящие комиксисты любят не только читать графические романы, но и коллекционировать редкие и ограниченные выпуски. Так какой самый дорогой и ценный комикс в мире?

    Action Comics 1938 года, стоимость которого составляет 2 млн долларов. Оригинальной версии комикса с изображением Супермена по всему миру осталось не более 9 штук. Еще 80 лет назад мы могли купить Action Comics не более чем за 10 центов. Также пользуются спросом редкие карикатуры Курта Свона (автор историй о Бэтмене начиная с 1942 года). Одна его работа оценивается в 200.000 - 400.000 долларов.

    Приключенческие комиксы

    История о Микки Маусе и Дональде Даке - это не просто мультфильмы, на которых выросли целые поколения. Это истории, созданные по мотивам комиксов. Самое интересное в том, что и первые мультики создавались по тому же принципу, что и графические рисунки: также использовалась раскадровка, сюжетная линия и словесный пузырь с репликами. Главная особенность детских комиксов - приключенческий жанр. Комиксы приключения рассказывают о главных героях, которые сталкиваются с непредвиденными ситуациями и решают их на протяжении всего комикса.

    Как правильно читать комиксы

    Когда возникает вопрос "Что такое комикс и как его читать", то нужно обратить внимание на структуру графического рассказа. Классический комикс - это небольшой цветной журнал, состоящий из 10-30 страниц. Каждый лист разделен на несколько частей-рисунков, как правило, не более 10 штук (от формата страницы зависит количество "кадров"). Начинать читать нужно с самого первого квадрата, находящегося в левом верхнем углу. Порядок и расположение кадров слева направо. Некоторые комиксы читаются по змеевидной цепочке. Если какая-либо история состоит из цикла комиксов, то рекомендуется читать с самой первой части, чтобы понять увлекательную историю героев.

    Комиксы - это не просто рассказы о супергероях. Каждый читатель может найти свой любимый жанр. Все, что нужно, это окунуться в мультивселенную, познакомиться со всеми персонажами и изучить их характер. Это поможет открыть новый и удивительный мир графических романов 20 и 21 века!

Определяет комиксы, как «рассказы в картинках» .

В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак » Жана Жиро). Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса - приключения и карикатура . Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.

Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем .

По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно трёх) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.

Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией . Как отмечает всё тот же МакКлауд, «Фильм на плёнке - это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма» . В английском языке слово «cartoon» - «карикатура » может обозначать и комикс, и мультфильм . Очень многие японские мультфильмы «аниме » являются экранизацией японских же комиксов «манга».

Стандартный состав комикса

  • Обложка - передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников . Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
  • Фронтиспис - рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
  • Титульный лист - на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов , художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями .
  • Основная часть - страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
  • Pin-up page - дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.

История возникновения

Рассказы в картинках

Рисунки Родольфа Тепфера

Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку , когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр , отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas )» (от исп. jeu de l"oie ) .

«Аллилуи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии , Франции и Германии .

После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер заимствовал сюжет «Поливальщика » из таких альбомов с картинками .

Комиксы приходят в США

Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner » (редактор Уильям Рендолф Херст) . Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем, как и прессы его соперника Джозефа Пулитцера .

Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уинзор Маккей , который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста «Нью-Йорк Америкен» и в свободное время нарисовал мультфильм «Динозавр Герти ».

Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть «желтой прессой ».

Золотой век

В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения : боевики , детективы , ужасы , фантастика , истории о супергероях .

В 60-х на мировую арену также выходит компания «Марвел ». Небезызвестные Стэн Ли , Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка , Человек-Паук , Халк , Тор , Люди Икс , Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel , , Dark Horse и Image Comics .

Бронзовый век

Бронзовый век комиксов (англ. Bronze Age of Comic Books ) - название периода в истории американских комиксов, и хотя точных рамок данного периода не существует, принято считать, что он начался в 1973 и закончился в 1985 году. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков , алкоголизм и загрязнение окружающей среды .

Одним событием, которое чаще всего называют началом бронзового века, стала смерть Гвен Стейси , возлюбленной Человека-паука в The Amazing Spider-Man #121-122, выпущенных в 1973 году .

Современный век

Последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с 1986 года по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком , не существует. Кроме того существует несколько версий наименования периода. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.

В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва . Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).

В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд , Тодд Макфарлейн , Сэм Кит , Паоло Ривера , Грег Капулло , Умберто Рамос , Джузеппе Камунколи , Томм Мур и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.

Развитие индустрии комиксов в США

  • Март 1897 г. В газете «Нью-Йорк Америкен» было первое упоминание о комиксе. Это был художник Ричард Аутколт.
  • 1922 г. Журнал «Comic Monthly » начинает регулярно выделять колонку специально для комиксов.
  • C 1929 по 1933 гг. Джордж Делакот напечатал 36 выпусков комикса под названием «The Funnies» - это было первым цветным отдельным изданием комикса.
  • 1933 г. Эту идею подхватили работники нью-йоркской фирмы Eastern Colour Printing Company. Они напечатали тридцатидвухстраничный комикс «Funnies On Parade» тиражом 10 тысяч экземпляров, который вскоре вырос до четверти миллиона. Комиксы начали раскупать в считанные дни.
  • С 1933 по 1940 гг. Комиксы начали печататься регулярно в разных газетах и издаваться отдельными книжками. Начал выходить ежемесячный журнал «Famous Funnies», тираж которого был уже изначально большим (400 тысяч экземпляров).
  • 1938 г. Начало «Золотого века ». Появился ещё один журнал - «Action Comics » - основным героем которого был Супермен , а чуть позже появился мрачный герой - Бэтмен .
  • С 1944 по 1952 гг. обрушивается целый шквал новых суперкомиксов, таких как «Капитан Америка », «Удивительная женщина», сериал «Военных комиксов», «Полицейских комиксов» и целый набор героев мультфильмов: «Кролик Багз Банни», «Утенок Дональд», «Микки Маус», «Свинка Порки» и пр. Серии патриотических, антивоенных, антифашистских комиксов, первые появления комикс-ужастиков со злодеем Франкенштейном и многое другое.
  • 1953-1959 гг. Небольшой спад в продаже комиксов из-за относительно низкого их качества.
  • 1956 г. Конец «Золотого века», начало «Серебряного века ».
  • 1960-1970 гг. Снова подъём, и самым большим событием стало появление в августе 1962 года комикса с Человеком-пауком , его придумал писатель Стэн Ли , а нарисовал художник Стив Дитко .
  • 1970 г. Конец «Серебряного века», начало «Бронзового века ». Новый бум произвел комикс «Конан-варвар» по роману Роберта Говарда.
  • 1970-1980 гг. Начинается бешеная конкуренция в комикс-бизнесе между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвел» и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х - 50-х годов, а «Marvel Comics » отвечает на это серией оригинальных и занимательных приключений Человека-Паука.
  • 1977 г. За три месяца до выхода фильма «Звёздные войны » компания «Марвел Комикс» приступила к изданию серии комиксов по сценариям этого фильма. «Звёздные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агентство Warner Communications привлекало читателей персонажами Халк , Доктора Стренджа , Дика Трейси и Флеша Гордона . Впоследствии и по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы. Журнал «Heavy Metal » выпустил авангардную комикс-книгу лучших европейских художников.
  • 1980 - 1990 гг. Индустрия комиксов в полном расцвете.
  • 1984 г. Настоящую сенсацию произвели «Черепашки-ниндзя », которых выпустила в свет Mirage Studious , авторы сценария Кевин Истман и Питер Лэрд. Выпускается сериал комиксов, выходят одноимённые мультсериал (1987) и художественный фильм (1991).
  • 1985 г. Конец «Бронзового века», начало «Современного века ».
  • 1988 г. Компания Mirage Studious продаёт часть прав на Черепашек-ниндзя «Archie Comics ». Комиксы под её эгидой назывались «TMNT Adventures». Собственно с этой серии началось распространение комиксов о TMNT по другим странам. В Британии эти комиксы выпускала марка «Fleetway Publications». В России их издавало издательство «Махаон ».
  • 1989 год стал пятидесятой годовщиной Бэтмена. К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен », фильм стал самым кассовым в списке американского проката за всю историю кино в текущем году.
  • 1990 г. Выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дик », «Ворон », поэмы Эдгара По , «Большие надежды » Диккенса , «Алиса в Зазеркалье » Льюиса Кэррола .
  • 1993 г. Мэтт Грейнинг (автор комикса «Жизнь в Аду ») вместе с коллегами создаёт «Bongo Comics Group». Они выпускают множество комиксов на основе мультсериала «Симпсоны ».
  • 1997 г. Появились первые веб-комиксы , например, «Sluggy Freelance ».
  • 2000 г. Marvel Comics перезапускает самые популярные классические комиксы для современного поколения под общим названием Ultimate Marvel . Компания "Dark Horse " начинает печатать комиксы по мотивам фильмов, таких как «Чужой », «Хищник », «Терминатор ». В то время, когда комикс-компании соперничают между собой, «Walt Disney Company » занимается выпуском детских историй с Микки Маусом , Гуфи , Дональдом Даком , Плуто и другими своими персонажами.

Виды комиксов

Комиксы на основе исторических событий

Канадские мультипликаторы, номинанты на Оскар-2007, Мацек Щербовски и Крис Лавис вели в первом международном бесплатном молодёжном лайфстайл-журнале Vice Magazine популярный комикс «The Untold Tales of Yuri Gagarin» на протяжении 10 лет. Главным героем комикса был Юрий Гагарин .

Фантастические комиксы

Разновидность комиксов, основанных на фантастической тематике. Дмитрий Злотницкий в своей статье «Фантастические комиксы» в журнале «Мир фантастики » выделяет 5 направлений фантастических комиксов: комиксы по мотивам знаменитых сериалов, комиксы по мотивам литературных произведений, комиксы по мотивам игровых вселенных, комиксы по мотивам потерявших популярность сериалов (комиксы по мотивам приключений Индианы Джонса , комиксовая серия Зена, королева воинов , комиксы по мотивам Рыжей Сони , мини-серии по мотивам Конана , серия комиксов про Горца компании Dynamite Entertainment, комиксы по мотивам Robotech фирмы Wildstorm 2003 года, многочисленные комиксы по мотивам трансформеров компаний Marvel , DreamWave и IDW Publishing) и авторские оригинальные комиксы без связи с уже существующими фантастическими произведениями (Ричард и Венди Пини ElfQuest - «Сага о Лесных всадниках» 1978 года, мир Warlands компаний DreamWave и Image Comics , серия Sojourn компании Crossgen Comics, мир Soulfire, V for Vendetta и серия о городе меж миров GrimJack) .

Веб-комиксы

Комиксы в Империи, Союзе ССР и России

Плакат «Окон РОСТа», созданный Владимиром Маяковским в технике комикса

В советское время широкого распространения комикс не получил . Однако отдельные примеры всё же существовали.

Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах Окна сатиры РОСТА . В 1930-е годы в журнале «Ёж» регулярно печатались истории в картинках, такие как цикл «Умная Маша» (1934−1937). В 1937 году вышла детская книга-альбом «Рассказы в картинках » художника Николая Радлова .

В 1991-1994 годы выходил журнал «Муха ». Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА» в 1990-1998 годы издавало журналы комиксов, ориентированные в основном на патриотическое воспитание молодёжи , были там и просто развлекательные комиксы; журнал считается удачным и комиксы переиздаются поныне . С 1999 по 2003 выпускался журнал «Великолепные приключения ». Однако до 2010-х годов в России комиксы не пользовались популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась.

В середине 2010-х Россия впервые в своей истории пережила бум комиксов . Рисованные истории начало издавать более десятка издательств, среди них - «42», XL Media, «Комикс Арт», «Панини», «Азбука ». На русском языке вышли самые известные зарубежные графические романы, возникли специализированные магазины комиксов. С 2002 года ежегодно проводится фестиваль комиксов «КомМиссия », а с 2014 года в рамках выставки «Игромир » проводится фестиваль Comic-Con Russia , где широко представлены в том числе комиксы. По мнению ряда издателей, этот бум связан с успехом экранизаций комиксов (таких как киновселенная Marvel) и появлением комикс-фэндома .

Кроме того, в 2010-е существенно увеличилось число изданий российских комиксов. Так, в 2012 году издательство Bubble Comics начало издавать четыре серии своих комиксов: «Майор Гром », «Бесобой», «Красная фурия» и «Инок»; спустя два года вышли две новые серии - «Экслибриум » и «Метеора». Также в 2012 году издан комикс «Иллюстрированная Конституция России » .

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».

Вначале были рассказы в картинках на религиозную тематику, которые в шестнадцатых, семнадцатых веках продавали народу в Испании, и назывались они аллилуями. Потом были политические карикатуры Уильяма Хогарта. И появились на свет предшественники: швейцарец Родольф Тепффер, англичанин Томас Роулендсон и немец Вильгельм Буш.

Именно с этих имен стоит начинать историю создания комиксов. Родольф в 30-х годах девятнадцатого века выпускает серию карикатурных альбомов под названием «The Adventures of Obadiah Oldbuck», которые в дальнейшем были распространены по всему миру. Томас, карикатурист и живописец, чуть раньше публикует в газетах истории о докторе Синтаксисе. Вильгельм стал известен благодаря серии комиксов «Макс и Мориц», которая рассказывает историю о мальчиках-хулиганах.

Дальнейшее развитие комиксы получают вместе с изобретением фотогравюры в конце девятнадцатого века, когда газеты становятся недорогими, и в них появляется больше иллюстраций. Впоследствии комиксы становятся все больше похожи на то, какими мы их знаем и активно развиваются как искусство в США.

Первым в Америке, кто напечатал цветной комикс в своей газете «The San Francisco Examiner» был Уильям Херст. Назывался он «The little bears» и был выпущен в 1892 году. Уловив тенденцию, в своей газете комиксы выпускает и Джозев Пулитцер. Самым популярным становится «Yellow Kid», который был создан и нарисован Ричардом Аутколтом.

Свой вклад в создание внес такой человек как Рудольф Деркс. Он придумал рамочки, в которых размещают речь персонажей, которые, кстати, называются филактерами.

С конца девятнадцатого века по всему миру распространялась вставка комиксов в газеты. Пока американская компания Cupples & Leon не выпустила их в формате покетбука, это позволило ей войти в историю. Другое издательство, которое оказало влияние на историю - это Dell Publishing. Они выпускали журналы еженедельно в 20-х 30-х годах двадцатого века. Также была типография Eastern Color, которая усовершенствовала печатный процесс, и привила любовь аудитории к цветным комиксам.

В это время индустрия комиксов активно развивалась. В 1929 году появляется персонаж матрос Попай. Такая компания как National Allied Productions выпустила в 1935 году популярную серию комиксов «New Fun», которая впоследствии стала называться «Adventure Comics», а сама компания DC Comics. Именно эта компания сформировала моду на создание новых сюжетов и персонажей, а не перепечатывание старых.

Вот мы и подошли к главному периоду в истории комиксов, конец 30-х начало 50-х. И знаменательным событием в этом промежутке становится появление Супермена, Бэтмена, Капитана Америка, Человека-факела, Пластика. Тогда супергерои штамповались большим количеством, многие из них не дожили до нашего времени. Вторая мировая война и холодная война не могли не оказать влияние на героев комиксов, поэтому персонажи боролись с нацистами и коммунистами, имели ядерные способности. Этот период проложил главное направление в комиксах с новыми мирами и их супергероями.

Оказывается, самые первые комиксы писались на религиозные мотивы. Что они из себя представляли? Это обычные серии картинок, но их участниками были не супергерои, а святые. Такие комиксы впервые появились еще в XVI веке в Испании и дали толчок к развитию современных. Кстати, в то время они назывались не комиксами, а «аллилуйи» и были адресованы малограмотному населению для их духовного просвещения.

А вот уже комиксы максимально приближенные к современным всегда были исключительно юмористическими. Это вполне логично, так как само название происходит от английского слова comic, что в переводе означает смешной. Также существует интересный термин филактер – это словесный пузырь, в котором размещаются реплики героев.

Комиксы – это целое искусство, поэтому они также отличаются в названиях в зависимости от размера. Вот, например, самые короткие (на одну страницу), именуются стрипами, а длинные – графическими романами. Также комиксы имеют свою особую терминологию, о которой можно подробно узнать на сайте disima.ru .

Возможно, не все знали, что термин «желтая пресса» также стал нам известным из-за комиксов. Так, в 1895 году в New York World были опубликованы комиксы Ричарда Аутколта. Основным персонажем его историй был мальчик запоминающейся в желтой рубашке. Эти комиксы пользовались популярностью. Они освещали тогдашние политические происшествия. Но примерно через год Аутколта начал работать в другом журнале, но главного персонажа своих комиксов не поменял и им остался мальчик в той же желтой рубашке. В скором времени и первое и второе издания называли «желтыми газетами», а потом это прозвище перешло ко всем сомнительным средствам массовой информации.

Интересные маркетинговый ход осуществили когда-то музыканты из популярной группы KISS. Что они сделали? Они заказали комикс о себе, а для более быстрой продажи смешали свою кровь с красной краской в типографии. После этого фанаты очень быстро раскупали комиксы, а популярность группы стала еще значительней.

Самыми любимыми для читателей, а соответственно и самыми быстро раскупаемыми, остаются супергеройские комиксы. Первым супергероем, который появляется в комиксах, является персонаж под именем Тень. Он может скрываться от глаз в тени, изменять свою внешность и, конечно, успешно борется со всеми антигероями. Комиксы про него начали выпускать в 1931 году, и только через 7 лет (1938 год) появился всем ныне известный Супергерой.

Комиксы погружают человека в мир фантазии и мечты, что помогает расслабиться и обрести равновесие в быстроменяющемся мире. А супергерои дают своим почитателям яркий пример для подражания.

Ключевые слова: Самое интересное о комиксах,Когда появились первые комиксы,факты,терминология,комиксист,Виды комиксов,Термины

Loading...Loading...