Развиваем малыша дома по методике монтессори. Раннее развитие ребенка: развивающие игры для детей Монтессори Игры монтессори дома

Рассказываем, как провести игры по методике Монтессори дома.

Все пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта. В первую очередь ребенку предлагают найти пары предметов, отличающиеся только по одному признаку, например высоте, длине или толщине. В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре или издаваемому звуку. Позже ребенка просят по порядку организовать группу предметов на основе одного признака: например, по длине, высоте, оттенку цвета, форме и т.д.

Дети считают эти игры и загадки интересными, потому что они сложные именно настолько, чтобы разумно их стимулировать. Они также учат названия предметов — от геометрических форм до растений и животных.

Сегодня вас ждут 6 игр на определение цвета, формы и размера предметов, а также 4 занятия для развития тактильной чувствительности.

Занятия, которые мы предлагаем здесь, проще тех, которые практикуют в монтессори-школах, но основаны на тех же принципах. Многие предметы для них можно сделать самостоятельно, а возможно, они уже есть среди игрушек вашего малыша.

Сортировка предметов (2-5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Будьте осторожны с мелкими объектами: маленький ребенок может их проглотить либо засунуть в нос или уши.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Башня из кубиков (1,5-3 года)

Очень хорошее занятие для развития сенсорного опыта у детей — работа с деревянными кубиками разного размера. В монтессори-школах используются наборы под названием «Розовая башня». Можно купить набор деревянных кубиков, которые вставляются друг в друга по принципу матрешки и из которых тоже можно построить башню.

Пирамидка (2-4 года)

Есть много разновидностей этой игрушки, но обычно она состоит из основания с одним или несколькими стержнями и набора элементов. Задача ребенка — найти одинаковые элементы: например, квадраты, восьмиугольники и круги. Затем он должен отыскать самый большой элемент этой группы, надеть его на стержень и продолжить собирать пирамидку, пока она не будет готова. Если ребенок перепутает элементы местами, то сможет сам заметить ошибку: крупные детали будут выдаваться над более мелкими.

Простые пазлы (2-5 лет)

Выбирайте деревянные пазлы с привлекательными картинками. Избегайте картонных и тех, в которых элементы не подходят по размеру к рамке. Если ребенку еще не исполнилось 4 лет, выберите пазлы, где у каждого элемента есть ручка для держания.

Совмещение разноцветных табличек (3-5 лет)

В монтессори-школах используются готовые наборы разноцветных деревянных табличек, при помощи которых дети учатся различать основные цвета, тона и оттенки, а также узнают их названия. Таблички можно сделать самостоятельно.

Из табличек можно создать три отдельных набора цветов. В наборе элементы должны быть одного размера и отличаться только цветом.

Малышам можно начать с набора, содержащего 6 табличек трех цветов: по две желтые, красные и синие. Попросите ребенка совместить парные таблички и выучите с ним названия 3 основных цветов.

Когда ребенок освоит это задание, подготовьте набор табличек из 11 пар основных цветов и тонов: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, черный и белый. Предложите найти парные таблички и назвать цвета.

Чтобы усложнить задачу, создайте третий набор табличек, состоящий из 7 оттенков каждого из 9 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Предложите ребенку расположить их по порядку от самого светлого до самого темного. Когда все таблички будут аккуратно выложены на подносе, у вас получится красивая демонстрация разных цветов.

Есть также много игр с такими табличками. Например, попросите ребенка найти табличку цвета, который ближе всего к цвету какого-то предмета в комнате. Еще один вариант: покажите ребенку табличку из третьего набора цветов и попросите его по памяти найти табличку с цветом, который на один тон светлее или темнее показанного вами.

Третий вариант — научить создавать более светлые или темные оттенки, добавляя белую или черную краску в основной цвет. Начав с основного цвета и понемногу добавляя белую краску, ребенок может создать набор оттенков от темного к светлому, похожий на набор из деревянных табличек.

Игра на внимание (3-5 лет)

Эта игра (ее еще называют мемори) поможет ребенку развить зрительную память и навыки узнавания. Ее можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Нужно вырезать из тонкого картона 16 карточек размером со стандартную игральную карту. Нарисуйте или вырежьте два одинаковых набора из 8 разных геометрических форм. Можно использовать картинки с изображениями животных. На каждую карточку приклейте геометрическую фигуру или картинку. В результате у вас должен получиться набор из 16 карточек одного размера, состоящих из 8 пар с разными геометрическими фигурами или картинками.

Чтобы начать игру, перемешайте карточки и разложите их картинками вниз в форме квадрата. Первый игрок одновременно переворачивает 2 карточки. Если картинки на них совпадают, игрок забирает обе себе. Если нет, игрок переворачивает их картинками вниз. Каждый старается запомнить, где располагается какая карта, чтобы при следующем ходе перевернуть совпадающие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не совпадут.

Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не раскладывая их по рядам.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2-5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

Выбор одинаковых лоскутков (2-5 лет)

Еще один вариант упражнения — корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т.д.

Подготовьте парные лоскутки каждого вида. Попросите ребенка с закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, правильно ли он выбрал.

Дощечки с наждачной бумагой (3-5 лет)

Для этого упражнения нужен набор из 6 пар деревянных дощечек, на одну из поверхностей которых приклеена наждачная бумага с разной зернистостью. Задача — с закрытыми глазами на ощупь найти дощечки с одинаковой поверхностью. Когда ребенок соберет пары дощечек, то может перевернуть их и проверить правильность своего выбора. Парные дощечки выглядят одинаково.

«Волшебный мешочек» (3-6 лет)

Это одна из любимых детских игр . Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Комментировать статью "10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага"

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори, привлекают родителей тем, как здесь общаются с детьми, и не в последнюю очередь - Монтессори -материалами.

Монтессори. Учебные материалы и пособия. Монтессори. По работе сейчас изучаю эту методику. Вам дали дельный совет, про книжки, купите пару книжек, там написано, какие игры и т.д. Про то что материал дорог это реально так, конечно многое есть и дома, но надо...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Но ведь ребенок и в семье воспитывается. Семья. Беременность. Вы читали биографию Марии Монтессори?!выдержка:"В 1898 году у Монтессоpи pодился сын.

Монтессори. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие И все эти пособия, игры и игрушки у нас шли на ура:) Моей по-крайней мере, оч.нравилось, да и мне тоже.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не Дома тоже делаю похожие материалы - интересно как ребенок развивается.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет). Дощечки с наждачной бумагой (3–5 лет). В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Это будет игра такая же, как и с другими кубиками, если не объяснять ничего и ге помогать.

против Монтессори. Методики раннего развития. (М. Монтессори, Помоги мне сделать это самому.). Но Тюленев и его последователи оказались в состоянии подступиться к ребенку и к возрасту трех лет его воспитанники уже печатают на пишущих машинках, ведут дневники: то...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Еще один вариант упражнения - корзина с лоскутками разных видов тканей: шелк, шерсть, хлопок, твид и т.д. Второй из игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, является "Рамки и...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Может подскажите, раз у вас такой большой опыт в сортировке игрушек.

Нам методика Монтессори очень нравится! Мы правда сами дома по ней занимаемся, и пособия у нас самодельные, но то что моим детям У Никитиных, как они сами писали, много игр вдохновлено именно Монтессори. Сейчас ее методики переработаны, в них есть много...

Материалы Монтессори своими руками. Часто мамочки спрашивают чем заняться со своими малышами - покупные игры и игрушки надоели, а многие развивающие игры слишком дорого стоят.

Подскажите, пожалуйста, адрес интернет-магазина, где можно купить игры Монтессори с доставкой по России. А то в нашем мааааленьком городке продавцы игрушек удивленно спрашивают что это такое. :)) Заранее спасибо.

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. Выбор одинаковых лоскутков (2–5 лет). Дощечки с наждачной бумагой (3–5 лет). «Волшебный мешочек » (3–6 лет). Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. « Волшебный мешочек » (3–6 лет). Это одна из любимых. Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет...

10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага. идет набор в группу монтессори в государственном саду. Почему -то автор статьи скрывает имена российских авторов методик раннего развития и ничего не говорит об их результатах...

Игры Монтесори. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Кто-нибудь пробовал заниматься по Монтессори? Если да, где вы эти игры покупали?

Игры Зайцева, Монтессори можно купить в магазине, который расположен рядом с м. Павелецкая-кольцевая. Адрес: ул. Новокузнецкая, д. 32, стр. 2, 2 этаж. Часы работы: 10.00 - 18.00, выходной - воскресенье.

Где в Москве можно приобрести игры по Монтессори или вообще развивающие игры для ребенка дошкольного возраста. Но мы живем не в Москве, а будем проездом в конце месяца. А если заказать на какое-то число доставят ли игры в Королев?

Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе. Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше. А та ли это система воспитания, которую рекомендовала сама Мария Монтессори? И так ли идеальна эта методика? Давайте разберёмся.

Мария Монтессори. История успеха.

Трудно представить, но данной методике насчитывается более века. Автором её является Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, педагог, психолог, которая благодаря своим феминистическим взглядам и целеустремлённости, смогла получить учёную степень. В сфере медицины Мария работала с умственно-отсталыми детьми. Именно она первая подняла вопрос об образовании детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Так, в 1907 г. в Риме, Мария Монтессори основала учреждение для умственно-отсталых детей, в котором были запрещены так распространённые в те годы физические наказания воспитанников. На основе педагогических разработок Итара и Сегена, Монтессори создала свою методику обучения детей с отклонениями в развитии (поэтому часто одни и те же пособия называют по-разному: например, ящик Сегена, он же — ящик Монтессори, он же — сортер). Учитывая образовательные потребности умственно-отсталых детей, Монтессори в своей системе сделала акцент на формирование социально-бытовых навыков, а также на обогащение сенсорного опыта. Позже Мария по этой программе начала работать и с обычными детьми.

Основные принципы методики Марии Монтессори.

Одним из самых важных критериев гармоничного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, является свобода и самостоятельность. Задача взрослого – не учить, а создавать такие условия, чтобы ребёнок сам мог получить знания; не навязывать конкретный материал, а предоставлять ребёнку возможность выбора пособия для занятия. Взрослый в таких группах, скорее выполняет функцию стороннего наблюдателя, который вмешивается в деятельность ребёнка только тогда, когда он сам его об этом попросит. Но это далеко не значит, что в группах Монтессори царит беспредел. Существует ряд правил, которых учат придерживаться малышей. Например, с пособием занимается тот ребёнок, который взял его первым, или после игры материал обязательно нужно положить на место. Группы сама Монтессори рекомендовала организовывать разновозрастные – от 3 до 6 лет, так, старшие дети могут помочь младшим, а младшие взять пример со старших.

Монтессори-среда. Что из себя представляет?

Как правило, в группах Монтессори по периметру помещения размещены открытые низкие стеллажи. Это позволяет ребёнку без спроса взрослого взять ту или иную игрушку или пособие (сама Мария придерживалась термина «материалы»). Кроме того, все стеллажи разделены на зоны , где малыши могут:

  • позаниматься с предметами, помогающими осваивать бытовые навыки;
  • обогатить сенсорный опыт;
  • развить мелкую моторику;
  • поиграть с математическими пособиями и др.

Комнаты, где проходят занятия, оснащены ковриками и циновками, т.к., в основном, вся деятельность происходит на полу. Дети могут свободно перемещаться по помещению. В школах Монтессори отсутствуют парты. Есть только маленькие столики и стульчики, под рост ребёнка, которые ученики также могут перемещать на своё усмотрение. Это же касается и зоны бытовых навыков: там может быть невысокая раковина, полотенце повешено на уровне глаз ребёнка, и даже миниатюрные швейные машины и утюги, словом – взрослый мир размером с ребёнка. Дети, воспитанные по системе Монтессори, с лёгкостью орудуют ножом и вилкой, способны постирать свои мелкие вещи и развесить сушиться на верёвку.

Монтессори дома. А стоит ли?

Как уже говорилось выше, сама Мария Монтессори рекомендовала свою систему для занятий с малышами не младше трёх лет . Почему не раньше?

Во-первых, такая организация пространства навряд ли подойдёт для малышей раннего возраста, у которых от природы повышена любознательность и исследовательский инстинкт. Малыш, скорее всего, захочет все пособия со стеллажей сбросить на пол, рассыпать песок и крупы, попробовать их на вкус, помять карточки, а затем и пожевать. И вся эта деятельность будет говорить о том, что ребёнок развивается как надо, поскольку именно так в этом возрасте дети познают мир и свойства окружающих предметов. Да и объяснить, что после игры пособие нужно убрать на место, родителю будет не просто.

Во-вторых, мелкие предметы (крупы, пуговицы, шарики) давать детям первого года жизни потенциально опасно, даже если рядом находится взрослый, так как в этом возрасте малышам свойственно знакомиться с предметами при помощи рта. Как развивать моторику БЕЗ мелких предметов, можно прочесть .

Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях?

На самом деле, организовать пространство в комнате по системе Марии Монтессори достаточно просто. Можно приобрести самые простые стеллажи и расставить в комнате ребёнка, а можно и просто выделить полку, в зоне доступа малыша, где будут собраны все развивающие пособия. Для создания Монтессори-обстановки отлично подойдут деревянные открытые стеллажи для обуви с секциями, например, такие:

Приобрести такую модель можно в Озон .

Также это могут быть модульные стеллажи , которые можно сформировать под свой вкус.

Где взять пособия Монтессори?

На самом деле, подходящих пособий великое множество. Приведу только примеры развивающих игрушек. Для более детального ознакомления или приобретения просто нажмите на картинку с понравившемся материалом:

Овощи для разрезания Кухня
Геометрическая пирамидка
Стаканчики Куб универсальный Цилиндры
Лабиринт Сортер-брусочек Геометрическая шнуровка
Шнуровка «Арбуз» Мозаика «Геометрия» Арифметический счёт
Шнуровка «Ботинки» Сортер

Готовка . Позволяйте ребёнку проводить с Вами время на кухне. Малыш сможет перемешать салат, подсолить его, посыпать блюдо зеленью, фигурной формочкой вырезать печенье из теста, помочь перебрать крупу.

Стирка . Выделите для малыша небольшой таз, и место для развешивания белья (например, комнатная сушилка). Ребёнок сможет сам стирать носочки или платки.

Минусы методики Монтессори

В методике совершенно не отводится времени игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Также Мария Монтессори была категорически против чтения детям сказок, занятий с ними творчеством и ролевым играм, всему тому, что так помогает в развитии детей. Ученики, поменявшие Монтессори-школу на обычную, чувствуют себя неуютно, т.к. привыкли к свободному перемещению во время урока, что противоречит общепринятым нормам массовой школы. Следует отметить, что эта методика не подходит детям с гиперактивностью.

Вывод:

Методика Марии Монтессори требует разумного подхода (с учётом возраста и интересов малыша). Систему Монтессори целесообразно сочетать с другими вариантами развития ребёнка, компенсируя творческий и игровой дефицит.

ребенка по системе Монтессори, и современные мамочки стараются учить и развивать своих детей, начиная с 1 года или в 2, 3 года, следуя грамотно спланированной программе известного итальянского педагога. Хочу вам рассказать об интересных развивающих играх для ваших малышей.

  1. «Сенсорная коробочка»

Приготовьте коробку с разными видами тканей, так, чтобы для каждого кусочка можно было подобрать пару схожих по текстуре(или наоборот контрастных) тканей. Объясните ребенку, как нужно подбирать пары, ощупывая их пальчиками. Для начала пусть это будут 3 пары. Затем задание можно усложнить – завязать ребенку глаза, добавлять новые виды ткани. Такое полезное занятие очень хорошо подходит для детей в 1 – 2 года.

  1. «Бумажная игра»

Малыши с радостью принимаются за «мять бумагу», делать из нее шарики, а также отрывать кусочки от листа. Научите ребенка скручивать посолочки из бумаги в рулончики, назовите их улитками или сладкими рулетами, так будет еще интересней!

  1. «Накорми зверят»:

Подготовьте контейнер с небольшим количеством бусин 2 х цветов. (К примеру, 6 зеленых и 6 оранжевых). Посадите «за стол» игрушки: например, зайку и ежика. Скажите ребенку, что будете их кормить: зайке нужна оранжевая морковка, а ежу – зеленые яблочки. Такая игра своими руками – сортер будет на пользу и для , и для изучения цветов, и для понимания – чем питаются разные животные. Также важно, чтобы ребенок брал бусинки тремя пальцами, а если малыш просыпал бусины – дайте ему совочек, пусть собирает их. Внимание, такую игру по системе Монтессори лучше проводить с в 2, 3 года, а в 1 год – только под присмотром взрослых.

  1. «Тренажер-прищепка»

По методике Монтессори – развивать ребенка просто невозможно без домашних бытовых вещей, таких как, например, прищепки. Малышам очень понравится играть с ними. Вырежьте из картона ежа без иголок, морковь без ботвы, елку без игрушек, солнце без лучиков, и предложите ребенку дополнить эти картинки с помощью прищепок. Отличное занятие для тренировки пальчиков. Также можно цеплять прищепки к любым другим плоским вещам – бумажной тарелке, линейке, коробке. Придумывайте простые сюжеты для детей в возрасте 1, 2, 3 года, как советует Мария Монтессори.

  1. «Найди и прикрути»

Моему сыну чуть больше 1 года, а это одна из его любимых дома. Возьмите бутылочки, баночки разных размеров, открутите крышки и предложите малышу найти пару(банка+крышка). Сначала покажите каким движением это можно сделать, затем предоставьте инициативу ребенку.

  1. «Сыпем корм»

У нас есть курочки в огороде, так что мы с детьми кормим настоящих птиц, я стараюсь развивать в детях любовь к животным, как и советует опытный педагог и воспитатель Монтессори. Замечательно, если у вас найдется игрушечная курочка, но, если нет – вырежьте её из картонки. Занятие состоит в том, чтобы малыш научился сыпать щепотками бисер(пшено) равномерно по заданным траекториям. Также можно разнообразить занятие – кормить рыбок, или сыпать в бутылку с узким горлышком понемногу маленьких бусин.

  1. Юный флорист.

Учимся ухаживать за цветами, помогать маме, и убирать рабочее место. Понадобится: купленный букет(а лучше нарвать полевых цветов вместе с ребенком), банка, лейка, тряпка, ножницы. Занятие скорей для детей от 2 или 3 лет. Цель: налить с лейки воды в банку, если пролилась мимо – вытереть. Далее нужно отрезать концы цветов так, чтобы гармонично вместить их в банку, попутно удаляя лишние листья. После того, как вы показали и объяснили ребенку как правильно нужно выполнить работу, пусть он сам все доделает самостоятельно. Не всем детям удается обработать большое количество цветов, так что подберите для вашего малыша приемлемый объем работы, чтобы ему не заскучать в процессе занятия. Не стоит поправлять ребенка, если вы видите, что он слишком сильно подрезает цветы, пусть сам это увидит. В конце покажите ему, как навести чистоту на рабочем месте.

  1. «Моем посуду»

Исходя из возраста и ловкости малыша подберите ему посуду (в 1 -2 года – пластиковую или металлическую, в 3 года можно доверить и настоящую). Также приготовьте средство для посуды (для годовалого малыша можно этот момент пропустить) и губку. Для малыша это будет очень ответственным и интересным занятием, если вы правильно преподнесете всю суть данного действия, главное, чтобы вы также проявили свой интерес и малыш это увидел. После мытья посуды также нужно прибраться.

  1. «Уборка»

Для начала предоставьте малышу несколько контейнеров с крупами для игры и пересыпания. Если ваш ребенок уже освоил пересыпание, то дайте ему стаканы с водой – чтобы учился переливать её из одной тары в другую. Затем, когда малыш наиграется, дайте ему губку и совок, чтобы он прибрался за собой, ведь научить этому свое чадо — очень важная задача родителя, который хочется развивать ребенка по системе Монтессори.

  1. «Что такое сито?»

Дайте малышу контейнер, в котором перемешали манку и рис. Покажите, как можно отделять одно от другого с помощью «волшебного сита». Затем объясните, почему так получается, попробуйте теперь просеять через сито отдельно эти крупы.

Эти интересные занятия Мария Монтессори советуют проводить с детьми довольно таки часто, в отличие от обычных обучающих занятий по . Согласитесь, развивать ребенка в 1, 2 и 3 года очень увлекательно, если понять суть педагогики развития детей по методике Монтессори.

Популярные статьи:

Гимнастика для ребенка после года. От 1 до 3 лет.

Развитие ребенка в 3 месяца. Игры и занятия с трехмесячным ребенком.

Рацион питания ребенка в 2 года. Меню двухлетнего малыша.

Развитие моторики до года. Таблица - крупная и мелкая моторика.

Развитие ребенка в 5 месяцев. Игры и занятия с пятимесячным малышом.

Что делать с ребенком зимой. Как развлечь малыша на зимних каникулах.

  1. «Бумажные шарики и улитки». Игры с бумагой – также весьма полезное времяпровождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
    Вполне возможно, что после такой “бумажной” игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки – кому как нравится!
  2. «Веселые прищепки». Прищепки – это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке, как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательными – сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке иголки из прищепок, а солнышку – лучики.
  3. «Коробочка с тканями». Игрушки: небольшая коробочка, в которой по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их пальцами; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; попросите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
  4. “Больше и меньше”. Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из-под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
  5. “Цветные дорожки”. Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами (“щепоткой”). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.
  6. «Разложим по порядку». Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
  7. Игра c цветами. Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится сам в том, что в таком случае поставить цветок в вазу затруднительно.
  8. Игра “Мытье посуды”. Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный, и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
  9. Игра “Уборка”. Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.
  10. «Не просыпь и не пролей». Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
  11. «Волшебное сито». Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

В 2 года начинается медленная подготовка руки малыша к письму. Это не означает, что он освоит письмо в столь раннем возрасте, процесс займёт долгое время. Но двухлетнему уже можно предлагать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.

Например, занятие с прищепками, которое легко провести дома. Понадобятся небольшая аккуратная коробка и несколько прищепок. Покажите, как брать прищепку тремя пальцами правой руки, открывать её и закрывать на бортике коробки. После все прищепки убирают в коробку и ставят на полку.

Как только упражнение перестанет вызывать трудности, перенесите навык на практическую работу: давайте ребёнку развешивать платочки или детские вещи после стирки.

  1. Сенсорные коробки.

На 2 года приходится пик сензитивного периода интереса к мелким предметам. Используйте этот интерес в сенсорных играх.

Наполните таз песком или крупой, приятной на ощупь - пшеном или чечевицей, - дополните мелкими игрушками или природными материалами. Пусть кроха закапывает предметы в крупу и ищет. После можно дополнять пособие сосудами и ложками для пересыпаний и другими деталями, создавая сенсорные коробочки.

  1. Сортировки.

В 1,5–2 года дети открывают для себя идею, что вещи принадлежат к разным группам. Это знание и интерес к мелким предметам делают сортировки любимым упражнением многих малышей. На сортировках вы можете показать различные сенсорные свойства предметов: цвета, размеры, формы.

Начинайте всегда с самых простых сортировок, постепенно усложняя их. Для первых сортировок подходит деление фасоли на красную и белую или разделение камней и ракушек. После освоения простых сортировок вводятся более сложные, включающие больше предметов, деление по нескольким признакам.

  1. Перекладывание ложкой, щипцами.

Для развития моторики предлагайте двухлетнему следующие упражнения: перекладывания ложкой или щипцами, просеивание через сито, вылавливание ложкой предметов из воды. Подходят и любые другие игры в этом роде, которые просто организовать дома из подручных материалов. Примите во внимание, что перекладываемые предметы должны быть одинаковыми и их должно быть такое количество, чтобы работу можно было закончить и повторить по желанию.

  1. Выкалывание.

Ещё одно Монтессори-пособие своими руками, которое часто используется и в группах, - выкалывание. Возьмите плотную картонку или другой материал подобной твёрдости, положите на неё лист бумаги. На листе нарисуйте точками контур геометрической фигуры и дайте ребёнку. Пусть он выкалывает ручкой без чернил каждую точку.

  1. Резание ножницами.

В Монтессори-группах это упражнение предлагают с 1,5–2 лет. Подготовьте тонкие полосы бумаги с начерченными поперёк линиями. По этим линиям малыш и будет резать бумагу на кусочки.

Небольшие квадраты, полученные после резки, можно приклеить на лист бумаги, сделав аппликацию.

  1. Готовка и занятия на кухне.

Двухлетние дети обожают готовить. Предлагайте смешивать ингредиенты для салата или пирога, чистить яйца и варёную картошку, делать печенья при помощи формочек, резать мягкие овощи.

Нож для резки не должен быть слишком острым, но должен реально резать.

Начните работу с банана. Покажите, как отрезать кусочек и сразу отложить его на тарелку. Обычно дети работают очень аккуратно, так что порезов не случается.

  1. Упражнения в мытье.

В 2 года у детей просыпается невероятный интерес к домашней работе. Поэтому показывайте детям, как мыть небольшой тряпочкой рабочие поверхности и вытирать со стола, вытирать пол тряпкой или специальной детской шваброй, мыть овощи и фрукты, посуду. Помните, что важен процесс, а не результат. Поэтому ни в коем случае не критикуйте плохо сделанную работу.

  1. Развитие речи: сопоставление предмета с изображением.

Дети до 1,5–2 лет расширяют словарный запас с помощью речевых коробок. В них собрано несколько предметов, объединённых определённой темой. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

По мере развития речи от фигурок переходят к работе по карточкам. Для этого малышу надо объяснить, что с карточками работают так же, как с фигурками, и карточки и фигурки могут обозначать одинаковые понятия. Сделайте набор карточек к уже имеющемуся у вас набору фигурок. Предложите сопоставить фигурки с карточками. Если такое сопоставление удаётся легко, переходите на карточки, с помощью которых можно ввести больше понятий.

Loading...Loading...