Размер пенсии в россии. Минимальная пенсия Средняя пенсия в рф году

В июне 2018 года в России стартовала большая пенсионная реформа. С 1 января 2019 года начнут повышать постепенно и по шагам пенсионный возраст. Выход на пенсию для женщин и мужчин будет повышен на 5 лет до 60 и 65 лет соответственно. Шаг повышения составит - «плюс один год через год» . Для первых пенсионеров, кто пойдет по новой реформе на пенсию в первые 2 года действия реформы, пенсионный возраст будет сокращен на пол года - 6 месяцев. Дальше будет работать программа «плюс один год через год».

В результате действия реформы государство обещает, что пенсии по старости с 1 января 2019 года будут повышены на 1000 рублей, исходя из средней пенсии в 14 400 рублей в 2018 году. Индексация пенсии в 2019 году составит - 7,05 %.

Повышение пенсии в 2019 году, как сообщают последние новости из государственной думы, вместо обычной индексации 1 февраля переносится на 1 января и составит 7,05 %, примерно 1000 рублей .

По результатам внедрения новой пенсионной реформы, ожидается, что средняя пенсия к 2024 году достигнет 20 000 рублей (+ 35 %).

По цифрам повышения пенсии с 1 января 2019 года составит следующие значения (в скобках будут указаны значения за 2018 год):

  • 15 430 рублей - средняя пенсия по старости по стране в России (14 400 рублей);
  • Стоимость ИПК повысится до 87,24 рубля (81,49 рублей);
  • Фиксированная часть страховой пенсии составит 5334,19 рублей (4 982,9 рублей);
  • Страховая пенсия по инвалидности увеличится с 1 января 2019 года до 9 309 рублей (8 700 рублей);
  • Страховая пенсия по случаю потери кормильца составит 9 523 рублей (8 900 рублей);
  • Набор социальных услуг (НСУ) повысится до 1108 рублей (1075 рублей).

С 1 апреля 2019 года ожидается повышение социальных пенсий на 2,4%. Средняя пенсия по инвалидности в 2019 году составит 5 366 рублей .

Индексация военных пенсий в 2019 году запланирована на 1 октября. Повышение составит 6,3%. Изначально планировалось проиндексировать пенсии военным пенсионерам на 4,3%. Владимир Путин в октябре 2018 года заявил о дополнительной индексации пенсии военным еще на 2%.

Будет ли индексация пенсии работающим пенсионерам в 2019 году?

Напомним, что с 2016 года индексация пенсии для работающих пенсионеров заморожена. Пенсии так же не были повышены и в 2017 году и в 2018 году.

Антон Силуанов на заседании совета федерации 27 июня 2018 года заявил, что индексация пенсии работающим пенсионерам в 2019 году не запланирована. По его словам темпы роста заработной платы в стране перекрывают уровень инфляции.

Единственную прибавку, на которую могут рассчитывать работающие пенсионеры в 2019 году - это перерасчет с 1 августа. Это ежегодная процедура, которую не следует путать с индексацией. Перерасчет происходит в беззаявительном порядке, максимальная прибавка ограничена 3 баллами, которая умножается на стоимость одного балла за 2018 год.

В итоге работающие пенсионеры с 1 августа 2019 года вправе рассчитывать на прибавку к пенсии не более 244 рублей.

Что такое индексация пенсий?

Кому проиндексируют пенсию в 2019 году?

Индексация пенсии с 1 января 2018 года касается граждан, которые на момент начисления прибавки не заняты трудовой деятельностью, то есть не только работающих пенсионеров, но и самозанятого слоя населения. Например, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

Для работающих пенсионеров индексация пенсий в 2016 году была отменена, но такое решение касается только процедуры в 1 квартале указанного периода. Вторая индексация должна производиться без учета трудовой занятости определенной группы населения.

Главная новость для работающих пенсионеров - это обязанность посетить региональный ПФР и подать соответствующее заявление, если такой гражданин прекратил трудовую деятельность до 31 марта 2016 года . При приемке документации нужно приложить бумаги, подтверждающие факт увольнения. Такими документами могут быть:

  • Трудовая книжка.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.

Для лиц, прекращающих работать после указанного срока, то есть во втором квартале 2016 года , порядок уведомления государственного органа будет изменен. С указанной даты пенсионеру нет необходимости посещать ПФР лично, вся информация будет предоставлена работодателем автоматически при подаче отчетности, которая вносится в базу данных пенсионного фонда.

Если сотрудник пенсионного возраста уволился и ему был произведен перерасчет с учетом социальной надбавки, а затем он вновь трудоустроился – установленное пособие с учетом процента индексации отмене уже не подлежит.

Индексация с 1 января 2019 года

Повышение страховой пенсии по старости с 01.01.2019 года составит 7,05% или в денежном эквиваленте - 1000 рублей. Средняя страховая пенсия по старости увеличится до 15 430 рублей.

Страховая пенсия по инвалидности составит 9 309 рублей. Фиксированная выплата к пенсии увеличится до 5334,19 рублей.

Заключение

Основные положения перерасчета пенсий 01.01.2019 г.:

  1. Индексация – процедура увеличения определенных выплат или какой-либо ее части в зависимости от уровня инфляции или потребительских цен на бытовые товары или услуги. Данная возможность регламентирована ст. 25 ФЗ № 166 от 15.12.01 г. и ФЗ № 400 от 28.12.13 г. Согласно нормативам первая индексация 1 февраля текущего периода зависит от уровня потребительских цен за прошедший год.
  2. Основное условие для применения февральской индексации к пенсионному пособию – отсутствие трудоустройства или самозанятости.
  3. Для работающих пенсионеров в применении текущей индексации было отказано. Такие граждане могут получить эту надбавку в случае увольнения или прекращения предпринимательской деятельности и предоставления подтверждающих документов в ПФР. Если такое лицо впоследствии возобновит работу – прибавка отменена уже не будет.

Минимальная пенсия в России – понятие относительное и точным образом не определенное. Главный показатель «минимальности» в данном случае – размер прожиточного минимума, который устанавливается для каждого региона. Если пенсия выше него, то у вас все хорошо. Но даже если она ниже, государство все равно вас не бросит.

Какой средний размер пенсии в России

Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ, средний размер пенсии по старости в России по состоянию на конец 2018 - начало 2019 года составляет примерно 14 100 руб.

Если сравнить с заработной платой, то, согласно подсчетам аналитиков, такой размер пенсии составляет около 40% от среднего заработка по России.

Средний размер социальной пенсии - 9 045 руб.

Средний размер пенсии, которая выплачивается детям-инвалидам, составляет 13 699 руб.

Пенсии, которые получают граждане, имеющие инвалидность вследствие военной травмы, в среднем составляют 30 700 руб.

Стоит отметить, что в постсоветском пространстве РФ является одной из самых богатых стран в плане пенсионного обеспечения граждан. Конкуренцию нам может составить разве что Прибалтийский регион, но стоит учитывать, что в Прибалтике довольно высокие расходы на коммунальные услуги, которые и «съедают» все «заработки» пенсионеров.

Если обратить внимание на проводимую государством пенсионную политику, можно отметить, что по сравнению с 90-ми годами ХХ века кризис в данной сфере стал сходить на нет.

Какая минимальная пенсия по старости

Достигнув возраста, установленного законодательством, гражданин начинает задумываться, а какой же минимальный размер пенсии его ждет?

Отметим, что в российском законодательстве понятия «минимальная пенсия» не существует; ее размер зависит от различных обстоятельств.

Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в регионе проживания пенсионера.

Но если все же такая ситуация имеет место быть (пенсия гражданина по старости со всеми надбавками ниже прожиточного минимума для пенсионеров), то пенсионеру устанавливаются дополнительные социальные выплаты.: в таком размере,чтобы пенсия была равна региональному прожиточному минимуму. Социальная доплата устанавливается на основании заявления пенсионера. Работающим пенсионерам социальная доплата не полагается.

Минимальный размер пенсии может быть повышен в следующих случаях:

  • гражданин перешагивает 80-летний рубеж;
  • на его иждивении появляются один и более родственников;
  • страховая пенсия индексируется;
  • пенсионер выходит на работу.

Для того чтобы получить хотя быминимальную пенсию в Россиипо старости, необходимо иметь не менее 15 лет трудового стажа. Но все дело в том, что не у всех он есть. В этом случае вам будет выплачиваться социальная пенсия.

Максимальный размер пенсии по старости

Максимальный размер пенсии по старости на сегодняшний день подсчитать невозможно. Он будет зависеть от многих обстоятельств - возраста выхода на пенсию, трудового стажа, заработной платы, пенсионных отчислений и т. д.

Не знаете свои права?

А теперь давайте обратимся к новому пенсионному законодательству, а именно к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

с 1 января 2019 года пенсионный возраст увеличен: женщины теперь идут на пенсию в 60 лет, мужчины - в 65. И по-прежнему, граждане, которые будут выходить на пенсию позже возраста, установленного законодательством, получат прибавку к пенсии пропорционально времени, в течение которого они не находились на пенсии (а могли бы!).

Соответственно, чем позже вы уйдете на пенсию, тем выше пенсия будет.

Пенсионный калькулятор

25.06.2013 года на официальном сайте Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ был размещен пенсионный калькулятор, проще говоря, механизм, с помощью которого граждане РФ могут рассчитать свою будущую пенсию.

Но, по словам Министра труда РФ, калькулятор не предназначен для выведения точного размера пенсии; он может только спрогнозировать определенную сумму при различных показателях.

При расчете будущей пенсии вам будет предложено ввести в графы размер вашей зарплаты, пол, срок воинской службы и т.д. Но калькулятор выдает сумму по состоянию на сегодняшний день, то есть, как было бы, если бы вы ушли на пенсию завтра.

Калькулятор основывает свои расчеты на новой пенсионной формуле, которая предусмотрена в законе «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, действующем с 01.01.2015.

Но! Стоит помнить, что в пенсионную формулу изначально заложен инструмент, который может повлиять на размер пенсии в сторону ее снижения. Это так называемая стоимость пенсионного коэффициента, которая устанавливается в зависимости от экономической, демографической ситуации в стране и иных показателей.

Что мы имеем помимо пенсий

В связи с тем, что пенсионеры (большинство) не занимаются трудовой деятельностью, они считаются социально незащищенной категорий граждан.

Именно поэтому помимо пенсионного обеспечения пенсионеры могут рассчитывать и на другие льготы и пособия.

  1. Налоговое законодательство предусмотрело «поблажки» для пенсионеров в виде освобождения от уплаты имущественного налога; пенсия налогом не облагается, да еще и имущественный вычет за приобретение недвижимости можно получить, если обратиться за ним в течение 3-х лет после выхода на пенсию (пенсионерам разрешается оформлять вычет за 3 предшествующих года, в отличие от других граждан).
  2. В сфере здравоохранения тоже все хорошо: все пенсионеры подпадают под действие программы обязательного медицинского страхования и имеют право на получение медицинской помощи бесплатно. Гражданам, получающим минимальную пенсию по старости или инвалидности, лекарства по рецептам обязаны продавать с 50-процентной скидкой.
  3. Компенсация оплаты по услугам ЖКХ. Если пенсионер признан малоимущим, то ему положена субсидия на оплату коммунальных услуг. Кроме этого, в некоторых регионах предусмотрена компенсация оплаты на жилье в качестве дополнительной меры социальной поддержки.
  4. Льготный проезд в общественном транспорте, предусмотренный законодательством регионов.

Если обобщить федеральное и местное законодательство, то можно сделать вывод о том, что помимо пенсии граждане имеют право на дополнительные льготы, которые им предоставляет государство.

Пенсии в 2018 - 2019 годах

Пенсионная формула, предусматривающая пересчет пенсий в баллах и увеличение стажа для начисления пенсии, ввиду своей сложности вызывает множество вопросов.

Должно успокоить нынешних пенсионеров и всех, кто успел до 2015 года выйти на пенсию, то, что их пенсионные права не нарушатся, а будут иметь прежнюю силу.

Теперь гражданам особенно выгодно получать «белую» зарплату и забыть про конверты, так как размер заработной платы и отчисления с нее также влияют на размер будущей пенсии.

Новым законом введено понятие «годовой пенсионный коэффициент» (ГПК), означающее результат работы гражданина за год. ГПК равняется соотношению суммы, уплачиваемой вашим работодателем, к сумме, которая может быть уплачена с максимальной взносооблагаемой суммы, умноженной на максимальное значение пенсионного коэффициента.

Еще одним плюсом стало то, что в «трудовой» стаж, необходимый для назначения пенсии, входит отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в общей сложности 4,5 года. Причем этот отпуск засчитывается не только матери, а тому, кто официально находился в отпуске по уходу.

Пенсия также и остается в составе 2 частей: страховой и накопительной. Страховая рассчитывается по закону «О страховых пенсиях», а накопительная - по закону «О накопительных пенсиях» от 28.12.2013 № 424-ФЗ, также вступившем в силу 01.01.2015.

Если мы внимательно присмотримся к пенсионным реформам и последним изменениям в пенсионном законодательстве, то увидим, что государство старается постепенно «вывести» страну из ямы под названием «низкие пенсии». Свидетельство этому - индексация пенсии 2 раза в год, перерасчет пенсии для работающих пенсионеров и т.д.

Однако сделать однозначный вывод о том, что на пенсионном поприще все хорошо, нельзя. Необходимо дать «инкубационный» период для новой реформы и подождать, какой «цыпленок» появится из этого «яйца».

Пенсионером называют лицо, которое регулярно получает денежное пособие от государства в связи с достижением установленного возраста, получением инвалидности, потерей кормильца или отставкой после военной службы. В связи с демографическими проблемами во многих странах говорят о необходимости реформы в этой области. Количество неуклонно растет, в 2015 году оно составило 35 163 тысячи человек. Это 24 % всех граждан РФ. Таким образом, в 2015 году на 1000 чел. трудоспособного населения приходится 411,7 пенсионеров.

Исторический контекст

Впервые пенсионное обеспечение стали выплачивать офицерам военно-морского флота. Это произошло в 1673 году во Франции. Универсальная пенсионная система была впервые реализована в Германии через 200 лет, в 1889 году. В царский период в России она так и не появилась. Пенсию получали только некоторые категории военных и Законодательное закрепление универсальная система получила только в СССР. В 1930 году был установлен пенсионный возраст: 60 лет - для мужчин, 55 - для женщин.

Типы пенсионных систем

Существует несколько способов финансирования подобных пособий. Можно выделить следующие типы пенсионных систем:

  • Распределительная. В ее основе лежит социальное страхование. Оно подразумевает сочетание индивидуального и коллективного фактора.
  • Условно-накопительная. В ее основе лежит демографическая и макроэкономическая ситуация в стране. В этом случае размер пенсии определяется на основе условных доходов и ожидаемой продолжительности жизни.
  • Накопительная. В условиях этой системы пенсия зависит от заработной платы, отчисления идут на отдельный счет. В отличие от предыдущей системы, все зависит от реальных, а не условных доходов. Работник имеет право выбрать пенсионный фонд, в который он делает отчисления.

В мире

В большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 65 лет. В некоторых странах ЕС и в США все больше говорят о необходимости его подъема в связи со «старением» наций. Предполагается, что возраст к 2060 году увеличится до 70 лет. В Германии хотят это сделать уже в ближайшем будущем. Поскольку количество пенсионеров в России постоянно возрастает, то некоторые эксперты тоже говорят о необходимости изменения существующей системы получения государственных пособий по возрасту.

В РФ

С 1 января 2015 года в России начала действовать новая пенсионная система. Она комбинирует элементы накопительного, страхового и гарантированного пособия. В 2015 году количество пенсионеров в России достигло 43 миллионов граждан. Причем значительная их часть получает пенсию, размер которой меньше установленного прожиточного минимума для соответствующей возрастной группы. Особенно бедственным является положение лиц, которые не имели больших заработков в связи с необходимостью ухода за больными родственниками.

Система России является двухуровневой. Граждане могут выбирать между Пенсионным фондом и негосударственными структурами. Также можно выделить два типа пособий. Они различаются источником их финансового обеспечения. Основным типом являются трудовые пенсии. Право на них возникает в связи с достижением определенного возраста или стажа работы. Пенсии второго типа выплачиваются в силу других обстоятельств. Например, военной службы, работы в правоохранительных органах.

Статистика: количество пенсионеров России

Пожилых граждан в Российской Федерации защищает Конституция, которая гарантирует им государственную поддержку. Также их права регламентирует ряд международных документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций. В целях улучшения жизни пожилых граждан в Российской Федерации был принят ряд стратегических документов Правительства, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Терминология обозначения пенсионеров может несколько отличаться. Однако общим признаком отнесения населения к этой группе является для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Количество пенсионеров России на 2016 год составляет 35 986 тысяч человек. Это 24,6 % от общей численности населения, на 0,6 % больше, чем в 2015-м. За последние десять лет нагрузка на трудоспособное население значительно увеличилась. Если в 2006 году на 1000 человек приходилось 326,7 пенсионеров, то в 2015-м - 411,7.

Количество лиц нетрудоспособного возраста увеличилось за счет роста продолжительности жизни. Причем данная тенденция характерна для обоих полов. Однако смертность мужчин старше трудоспособного возраста по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель у женщин. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Ожидается, что в 2031 году в России будет 42 324 тысячи пенсионеров. Это 28,7 % от общей численности населения. Прогноз показывает, что на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 533,8 пенсионеров.

Количество неработающих пенсионеров в России

В 2017 году ожидается принятие законопроекта, согласно которому, часть лиц нетрудоспособного возраста перестанут получать привычное пособие от государства. Изменения могут коснуться только тех, кто продолжает работать на пенсии. К тому же не всех, а только небольшой части - лиц с доходом, превышающим миллион рублей.

Количество работающих пенсионеров в России за первый квартал 2016 года уменьшилось на 36 %. Если в 2015-м их было 15 миллионов, то сейчас только 9,6. Как результат, правительству не только не удалось сэкономить на отказе от индексации пенсий, но и пришлось выделить дополнительный трансферт на обязательное страхование. Если рассматривать, какое количество пенсионеров в России продолжали работать до этого, то это число постоянно увеличивалось. В 2014 году 34,9 % лиц нетрудоспособного возраста были заняты. Среди доминирующих причин побуждающих пенсионеров работать:

  • Нехватка денежных средств.
  • Потребность в общении.
  • Желание сделать дополнительные сбережения.
  • Стремление к финансовой независимости.
  • Интерес к выполняемой работе.
  • Привычка.

Таким образом, выборочный опрос в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания показывает важность социальной мотивации активной деятельности лиц, достигших возраста нетрудоспособности. Эта стратегия является значимой не только для самих людей, но и для государства в целом, поскольку Россия относится к «стареющим» нациям.

Характерна тенденция увеличения занятости пенсионеров и для стран ЕС и ОЭСР. Если в 2004 году только 26 % в возрасте от 60 до 65 лет работали, то в 2014-м - уже 35,3 %. В России этот показатель несколько ниже. В данной возрастной группе в 2013 году только 30 % продолжали работать. Это позволяет сделать вывод о возможности увеличения экономической активности пенсионеров.

В военной сфере

Выделяется несколько групп лиц, пособие которым начисляется в особом порядке. К военным пенсионерам, кроме лиц, отслуживших в Вооруженных силах РФ, также причисляют пограничников, пожарных, сотрудников МВД и ОВД. С октября 2016 года планируется очередное повышение их пособий. Количество военных пенсионеров в России составляет, по данным Министерства обороны, 1,1 миллиона человек. Среднее пособие этой категории людей составляет около 20 тысяч рублей.

Проблемы финансирования

Количество пенсионеров в России с каждым годом все больше увеличивается. Следовательно, нагрузка на граждан трудоспособного возраста также постоянно возрастает. Острая нехватка бюджетных средств приводит к тому, что часть экспертов предлагает такое радикальное решение, как отмену пенсий людям, которые продолжают работать. Однако пока данный проект касается только тех лиц, доход которых превышает один миллион долларов. Еще одним выходом может стать поднятие возраста нетрудоспособности. На сегодняшний день не существует никаких ограничений по выплате пенсий работающим.

Размер минимальной пенсии обычно интересует пенсионеров, получающих социальную пенсию, которая заметно ниже, чем страховая. Рассмотрим, какие факторы влияют на размер минимальной пенсии .

Влияние вида пенсии по старости на ее размер

На сегодняшний день в России существуют 2 основных закона, в связи с которыми назначаются пенсии по старости:

  • «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

По первому закону назначение пенсии по старости зависит от присутствия у будущего пенсионера минимального количества лет страхового стажа и от формирования у него нужного пенсионного коэффициента. Размер пенсии определяется достаточно сложным путем, учитывающим не только объем фактически уплаченных пенсионером за трудовую деятельность страховых взносов, величину его страхового стажа, сдвиг назначения пенсии в сторону большего возраста, но и возможность получения фиксированных доплат, а также оценку влияния индексации как на саму пенсию, так и на величину фиксированных доплат. Такую пенсию будущий пенсионер зарабатывает сам, и конечный ее размер законодательство не ограничивает.

По второму закону пенсия, являющаяся аналогом страховой пенсии по старости, назначается нетрудоспособным лицам и носит название социальной. В связи со старостью правом на ее получение могут воспользоваться те люди, которые не заработали необходимого для назначения страховой пенсии стажа.

В сравнении со страховой социальная пенсия имеет ряд условий, существенно снижающих выгодность ее назначения:

  • Возраст признания человека нетрудоспособным наступает позже на 5 лет, чем пенсионный возраст для страховой пенсии.
  • Получать ее могут только лица, постоянно (не меньше 15 лет) жившие в России до ее назначения и продолжающие жить здесь.
  • Ее не могут получать работающие пенсионеры.
  • Размер пенсии небольшой и, несмотря на обязательность ежегодной индексации, в среднем остается ниже, чем величина страховой пенсии.

Поэтому, рассматривая вопрос о минимальном размере пенсии по старости , следует, в первую очередь, иметь в виду социальную пенсию, назначаемую нетрудоспособным лицам.

Величина социальной пенсии по старости

Размер социальной пенсии по старости прямо указан в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ: это 3 626,71 руб. Однако его ежегодно индексируют, учитывая средний рост прожиточного минимума пенсионеров по России (ст. 25 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ). Величину этого коэффициента устанавливает Правительство РФ. Кроме того, размер социальной пенсии зависит от районного коэффициента, применяемого на территории проживания пенсионера (п. 2 ст. 18 закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Значение прожиточного минимума для пенсионеров каждый из российских регионов устанавливает самостоятельно. Поэтому он может существенно отличаться от среднего по стране (и не только в меньшую сторону). Соответственно, не исключены варианты, что размер социальной пенсии и ряда страховых пенсий в регионе окажется меньше не только среднего по РФ, но и регионального минимума.

Для таких ситуаций п. 1 ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает обязательность социальной доплаты к пенсии. Целью ее является доведение размера минимальной пенсии до регионального прожиточного минимума.

Эта доплата может складываться из 2 частей:

  • федеральной, доплачиваемой за счет ПФР в пределах среднего уровня прожиточного минимума пенсионеров, установленного для РФ, до уровня, установленного по региону (п. 4 ст. 12.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ);
  • региональной, доплачиваемой за счет средств бюджета региона, если прожиточный минимум для региона превышает минимум, установленный для РФ (п. 5 ст. 12.1 закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

На сколько будет увеличена пенсия в 2016 году?

Минимальный размер пенсии в 2016 году будет в очередной раз проиндексирован с апреля. Правда, не в пропорции к росту прожиточного минимума, а с меньшим коэффициентом — 1,04 (п. 1 ст. 4 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Поскольку рост прожиточного минимума окажется более существенным, очень вероятно увеличение числа лиц, у которых возникнут основания для получения социальных доплат. В том числе и у неработающих получателей страховой пенсии, индексация которой в феврале 2016 года также прошла с пониженным коэффициентом 1,04 (пп. 1-3 ст. 5 закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Размер пенсионных выплат, с которым сравнивается величина прожиточного минимума, складывается из:

  • пенсии неработающего пенсионера;
  • дополнительных регулярных выплат по социальному обеспечению и социальным услугам;
  • иных регулярных социальных доплат, имеющихся в субъекте РФ.

Таким образом, чтобы определить, на какую минимальную пенсию может претендовать человек в 2016 году, ему нужно сравнить общую сумму получаемых им в связи с пенсией выплат с 2 величинами прожиточного минимума пенсионеров для 2016 года: установленного для региона его проживания и рассчитанного по Российской Федерации. Если он увидит основания для повышения такой выплаты, ему нужно обратиться в региональное отделение ПФР с заявлением, содержащим просьбу о доведении величины его пенсии до размера минимальной пенсии .

Прожиточный минимум по регионам России

Значения прожиточного минимума и в регионах, и по России утверждаются до наступления того года, на который они устанавливаются (пп. 3-4 ст. 4 закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ).

По РФ прожиточный минимум пенсионеров на 2016 год равен 8 803 руб. (п. 6 ст. 8 закона «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 № 359-ФЗ). А значения его, установленные на 2016 год для регионов, можно увидеть на сайте ПФР . Таблица этих значений содержит отсылку не только к номерам законов, утвердивших прожиточный минимум по определенному региону, но и указание на то, за счет средств какого бюджета будет делаться социальная доплата к пенсии, благодаря которой ее размер станет соответствующим размеру минимальной пенсии .

Итоги

Несмотря на то, в соответствии с каким из законов рассчитывается пенсия по старости, если ее величина оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного для региона его проживания, то неработающий пенсионер вправе получить социальную доплату, которая сделает его пенсию соответствующей размеру минимальной пенсии по региону.

Тема сегодняшней статьи: «У кого самая большая пенсия в России?».

Пенсионное обеспечение Советского Союза по праву считалось одним из наиболее достойных в мире. Советский пенсионер не беспокоился о том, хватит ли его пенсии на оплату коммунальных услуг и на питание, он был в состоянии делать подарки детям и внукам, иногда весьма солидные.

Население России пережило смену общественной формации, и сегодняшние российские пенсионеры живут уже при капитализме, опознавательная фраза которого – «Nothing personal, it’s just business» . Она содержит в себе, кроме сухой констатации этого факта, некий намёк на извинение: мол, лично к тебе я ничего не имею, но ограбить тебя придётся — по не зависящим от меня обстоятельствам.

Так и со стороны чиновников РФ, когда речь заходит о пенсиях, слышны слова о кризисе, о санкциях, о неблагоприятных экономических обстоятельствах и прочем подобном. Это всё правда, конечно, но не вся: нет больше в мире огромной страны, которая демонстрировала высокий уровень социальной защиты населения, в том числе, и в сфере пенсионного обеспечения. И ухудшение положения пенсионеров происходит по всему миру, а не только в России.

В России же, в силу того, что не все граждане забыли о былой жизни, власти всё-таки стараются поддерживать процесс постоянного увеличения размера пенсий, путём то индексации, то пересмотра уровня прожиточного минимума, то , то прочими мерами, которые предпринимаются ежегодно.

Наряду с теми гражданами, у кого пенсии минимальны, имеется в стране другие пенсионеры, которые никаких финансовых проблем не испытывают. Более того, их жизнь на пенсии можно вообще назвать роскошной, особенно с точки зрения среднестатистического российского пенсионера.

На этот факт в 2015 году обратил внимание ОНФ, общественное движение, созданное в 2011 году и объединившее в себе несколько отдельных политических организаций.

Рабочая группа ОНФ прошлась по руководителям и властным персонам субъектов РФ, в результате чего представила общественности информацию о том, как они заботятся о собственном благосостоянии на предстоящей пенсии, не забывая и зарплату держать на подобающем уровне.

Так, муниципальные чиновники стараются вывести свою пенсию на уровень в 100-300 тысяч рублей , и их нисколько не смущает тот факт, что во вверенных им регионах средняя пенсия не превышает и 20 тысяч.

Вот несколько таких городов, главы которых старались обеспечить для себя лично пенсионное благосостояние:

Город Должность чиновника Предполагаемая пенсия чиновника (тыс. руб.) Средняя пенсия в регионе (руб.)
Ханты-Мансийск Глава города 127-213 18200
-«- 149-248
Екатеринбург Глава города 107-156 13600
-«- Глава городской администрации 121-176
Воронеж Глава города 190-320 11000
Новосибирск Глава города 142-245 11690
Улан-Удэ Глава города 190-260 12700
Ростов-на-Дону Глава города 122-166 11630
-«- Глава городской администрации 135-184

Также были упомянуты бывшие губернаторы областей Пензенской, Челябинской, Ростовской, Ленинградской, Астраханской.

Следует отметить, что, согласно региональному законодательству, права на такую высокую пенсию предоставляются муниципальным работникам после 6-и лет работы на данной должности, или после 3-х, или даже после одного года работы – где как.

Рассчитываются надбавки к пенсии тоже по-разному, но почти везде за основу берётся не оклад, как это делается для федеральных чиновников, а средний заработок, со всеми премиями, матпомощью, надбавками разного рода.

В результате пенсии, которые в положенное время получают главы городов различных субъектов РФ, оказываются существенно выше пенсий крупных чиновников федерального уровня.

Так, в докладе ОНФ отмечается, что лица, работавшие на высоких государственных должностях, получают значительно меньшие пенсии, а именно:

  • бывший заместитель председателя правительства в отставке – 50-88 тыс. руб.;
  • министры федерального уровня – 44-78 тыс. руб.

Дело в том, что им пенсии назначаются на основании указов президента, а в регионах все доплаты и конкретные показатели, их регламентирующие, устанавливаются местными властями, а расходы ложатся на муниципальные или региональные бюджеты.

Именно поэтому со стороны ПФР никакой реакции по этому поводу не поступает – он не расходует своих средств на выплату астрономических надбавок.

Теоретически самая большая пенсия в стране должна быть у бывшего президента, порядка 530 тыс. руб., именно на такую могли бы претендовать Владимир Путин и Дмитрий Медведев, поскольку оба побывали президентами РФ. В соответствии с принятым в 2001 законом, бывшему президенту полагается пожизненное содержание на уровне 75% от того, что получает президент действующий.

Депутаты могут получить пенсию, которая ориентирована на доходы действующих чиновников – 55-75% от этой суммы. Пенсия и министров, и парламентариев рассчитывается на основании базового оклада, а это 81,5 тыс. руб., поэтому пенсия окажется на уровне 18 тыс. руб.

А вот доплата, министерская или депутатская, составит несколько больше, 44-77 тыс. руб., смотря по тому, сколько времени человек занимал соответствующее кресло, депутатское или министерское.

Это значит, что пенсия бывшего депутата или министра не превысит 90 тыс. руб. Обошли их региональные боссы!

В Москве традиционно уровень жизни выше, потому что всё стоит дороже. Поэтому и пенсии обязаны быть больше, чем в целом по стране. Иначе местные пенсионеры чувствовали бы себя очень неуютно, им пришлось бы во всём себя ограничивать.

Так, средняя московская пенсия составила в 2015 году 13,5 тыс. руб., в 2016 – 14 тыс. руб, а в 2017 — уже около 15 тысяч.

В Москве – свои трудности с пенсионным финансированием. Там существенно увеличилась территория города, прибавились новые пенсионеры, которым надо выделить столичную надбавку, доведя их пенсию до минимального значения. Но, учитывая, что на присоединённых территориях проживает относительно немного пенсионеров, то столичный бюджет выдержит.

Что касается высоких пенсий в Москве, то их получают те же категории, что и по всей стране.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, который в своё время нашёл путь к сердцу жителей столицы, размера своей пенсии в точности не помнит, но утверждает, что она примерно вдвое ниже, чем у региональных коллег.

Он считает, что размер пенсий глав регионов и городов, в том числе и в Москве, должен быть увязан с такими показателями:

  1. Со средней пенсией того объекта, которым руководил чиновник.
  2. С его достижениями в процессе руководства.
  3. Со стажем и прочими техническими показателями.

Итак, кто же получает самые большие пенсии в России?

Эти счастливчики – персональные пенсионеры . Государственные пенсии достаточно большого размера получают госслужащие из административного аппарата РФ. Их начисляют не стандартным образом, а в особом порядке.

Об их пенсии мы не узнаем, она составляет коммерческую тайну.

Персональные пенсии полагаются также Участникам военных действий, Участникам ликвидации аварий техногенного характера, Героям социалистического труда, ветеранам ВОВ, героям труда.

Военные пенсионеры получают пенсию по каналам ведомств МВД, ФСК, МЧС, ФСИН от Министерства обороны, она повыше пенсий бюджетников раза в полтора-два.

Помимо перечисленных категорий граждан, получающих высокую пенсию, имеются и другие, неплохо обеспеченные после окончания трудовой деятельности. Например, военные судьи в отставке, бывшие .

По неофициальным данным эти граждане получают пенсии в районе 100 тыс. руб. Примерно половину этой суммы, около 50 тыс. руб., получают инвалиды войны, имеющие за плечами солидный трудовой стаж. Большие пенсии у бывших прокуроров, у депутатов и муниципальных чиновников.

Что же касается обычных пенсионеров, то те, кто служил в армии мичманом или офицером, имеет шанс на повышенную пенсию.

А остальным гражданам России, чтобы получать хорошую пенсию, надо работать подольше, зарплату получать достойную и честно платить взносы в ПФР.

Судя по информации, представленной ПФР, составила в России 9 227 руб.

Однако разброс размеров пенсий на самом деле очень велик. Те же могут быть в 4 тыс. руб., а могут достигать и 40 тыс. руб. Правда, ниже уровня прожиточного минимума никто в России пенсии не получает , но факт остаётся фактом.

И с этим фактом с трудом мирятся некоторые граждане. Они не имеют ничего против разницы в зарплате в десятки раз, но подобную разницу в пенсиях считают недопустимой.

Плохо то, что неравенство размеров пенсий очень трудно обнаружить, недаром только ОНФ смог предать гласности грандиозные перекосы региональных руководителей по части обеспечения пенсией себя, любимых.

Статистика фактических размеров пенсий не публикуется, все данные ограничиваются указанием размеров прожиточного минимума, принятого для пенсионеров по регионам, соответствующих значений минимальной пенсии и средней — по стране и по регионам.

Так же подробно описаны в прессе причитающиеся надбавки и меры по увеличению пенсии. Но, когда встаёт вопрос о том, каково реальное значение пенсии бывшего учителя, или медработника, или ещё какой-нибудь профессии, то информации по существу, кроме усреднённой по стране или региону, попросту нет . А та, которая есть, даётся без привязки к категориям пенсионеров.

Всё упирается во фразу, что максимальной пенсии в России не существует, так как она зависит от множества факторов. Это понятно, речь идёт о том, что ограничения величины пенсии не установлено.

Но каковы пенсии на самом деле, именно те, которые затушёваны усреднённым значением «температуры по больнице»? Пока что их можно выявить только с помощью обследования домохозяйств, а тут какая уж точность.

Почему-то с 2007 года прекратилась публикация, которую осуществлял Росстат о величине и количестве новых, установленных в данном периоде пенсий. Этот показатель очень пригодился бы, чтобы яснее понять первые результаты .

Видимо, соответствующая статистика появится позже, когда трудности с пенсионным обеспечением будут преодолены. Во всяком случае, она представляет большой интерес и для специалистов, и для пенсионеров, и для широкой общественности.

Loading...Loading...