Празднование дня рождения подростка. Питание и режим дня в жизни подростка

Подростковый возраст очень важен в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит завершение становления практически всех основных систем человеческого организма и очень важно именно в этот период создать все условия для его полноценного развития.

Довольно сложно в рамках одной статьи рассказать о всех особенностях формирования правильного режима дня ребёнка подросткового возраста. Здесь огромную роль играет индивидуальный фактор. Ведь не секрет, несмотря на то, что все люди, в принципе, устроены одинаково, каждый человек индивидуален в своём роде.

Факторы, влияющие на индивидуальные качества подростка

  • Наследственность.
  • Темперамент.
  • Особенности физического и умственного развития.
  • Семья.
  • Воспитание.
  • Круг общения.
  • Разнообразие интересов.
  • Условия проживания.

Несомненно, каждый из этих факторов оказывает своё влияние на развитие подростка , как в физическом плане, так и в моральном и, поэтому, невозможно организовать день подростка не опираясь на них. И очень важно, чтобы ребёнок учился соблюдать основные правила режима дня. Но это не говорит, что с той самой минуты, как вы составите график дня, то ребёнок должен будет как курьерский поезд строго следовать всем его пунктам.

Итак, вы для себя чётко решили, что именно вашему ребёнку для его же блага следует жить и придерживаться определённого режима дня, тогда необходимо понимать, что:

  1. Желательно это расписание составлять вместе с подростком.
  2. Необходимо учитывать все выше перечисленные факторы, которые несомненно оказывают своё влияние на вашего ребёнка.
  3. Стараться приучать своих детей к дисциплине и порядку.
  4. Помнить, что соблюдение режима дня в подростковом возрасте даёт возможность предупредить начало и развитие ряда хронических заболеваний.

Наличие обязательных пунктов в расписании режима дня:

  • Часы, отведённые для сна.
  • Постоянное время для приёма пищи.
  • Часы, отведённые для занятий утренней гимнастикой.
  • Гигиенические процедуры.
  • Занятия в школе.
  • Выполнение домашнего задания.
  • Время для посещения кружков и дополнительных занятий.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Обязанности по дому.
  • Личное время.

Многие родители, желая, как они считают, блага для своих детей, порой очень сильно загружают их дополнительными занятиями и всевозможными кружками. Да, очень хорошо если ребёнок вырастет всесторонне развитым и высоко образованным человеком. Но, как было уже сказано, подростковый возраст очень важен для становления будущей человеческой личности , поэтому, ни в коем случае нельзя нагружать ребёнка занятиями за счёт его свободного времени. Во-первых потому, что физическое переутомление в этом возрасте может очень пагубно сказаться на общем самочувствии ребёнка и даже привести к заболеванию. А во-вторых, у каждого человека должно быть своё личное пространство и время, которое он сможет проводить так, как сам захочет, естественно при условии, если это не будет вредить подростку.

В этот период очень важно внимание взрослых к желаниям и запросам ребёнка (если, конечно, они в рамках дозволенного) и налаживание добрых дружественных отношений между родителями и детьми. В этот период очень легко потерять влияние на своего собственного ребёнка, а это может привести просто к необратимым последствиям.

Утренний подъём

Необходимо приучать своего ребёнка к тому, что утренний подъём должен быть каждый день в строго определённое время (можно иногда сделать исключение в выходные дни и по праздникам) и с положительными эмоциями. Ведь каждый день – это общение с друзьями, возможность познавать новое, заниматься спортом. Каким будет утренний подъём человека, так скорей всего пройдёт и весь день. Поэтому, подъём в одно и тоже время будет вырабатывать у подростка чувство дисциплины и порядка, воспитывать чувство ответственности и настраивать на положительные эмоции на весь рабочий день.


Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, но для того, чтобы она могла принести пользу, необходимо регулярно её выполнять. Если ребёнок будет делать её от случая к случая, то толку от этого особого не будет. Также необходимо помочь дочери или сыну сформировать последовательность физических упражнений. Очень хорошо выполнять зарядку под приятную весёлую музыку, что добавит чёткости в их выполнении и заряда положительных эмоций.

Школьное время

Время, отведённое на посещение уроков в школе тоже возможно строго контролировать, потому что расписание даётся на целый семестр и особо не меняется.


Выполнение домашнего задания

Необходимо с первого класса воспитывать в своём ребёнке чувство ответственности и долга. Для школьника это постоянное и добросовестное выполнение домашнего задания. Желательно, чтобы оно выполнялось постоянно в определённое время.

Дополнительные занятия

В случае необходимости или желания, необходимо обязательно выделить время на посещение дополнительных занятий. Это могут быть занятия иностранными языками или по предметам, которые вызывают какие-то трудности при их изучении.

Кружки и занятия спортом

В распорядке дня каждого подростка обязательно должно быть выделено время на занятия спортом и посещение различных кружков. Эти занятия способствуют физическому развитию и расширению кругозора подростка.


Личное время

Личное время также должно присутствовать в распорядке дня подростков. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, посещение кафе, кинотеатра, чтение книги или прослушивание любимой музыки.


Создать режим дня для подростка – это дело далеко не лёгкое. Необходимо учитывать, как было уже подчёркнуто выше, ряд обязательных факторов. Все дети разные и, поэтому, кто, как не родители, знают лучше всех своего ребёнка. Именно поэтому и распорядок дня должен создаваться, исходя из опыта и знаний взрослых и пожеланий ребёнка. Главное, что родители при любых обстоятельствах должны оставаться для своих детей самым близким и самым верным другом.

Взрослые должны помнить, что подростковый возраст – это ещё может быть и первая сигарета, первая рюмка алкоголя или первый сексуальный опыт ваших детей. Необходимо, чтобы подросток знал, что придя к своим родителям, он всегда может рассчитывать на любовь и понимание взрослых. Только если в семье отношения построены на такой основе, родные люди смогут благополучно обойти все подводные камни и рифы, которые начинают встречаться в жизни ваших детей.

В современной науке подростком считается ребенок в возрасте от 12 до 17 лет, когда у него активно идет половое созревание. В переходный период юноши и девушки часто становятся неуправляемыми, имеют сложности в общении с родителями, ищут свое место в жизни, что,в том числе, сказывается на их распорядке дня. Многие из них переходят на ночной образ жизни, уходя ночью в компанию к друзьям либо в ночные клубы, меньше уделяют времени учебе и больше общаются со сверстниками, так как в это время они могут почувствовать свободу от опеки взрослых. Заставить его жить по расписанию крайне сложно, но во имя здоровья попытаться наладить распорядок дня подростка все же стоит.

Когда следует начинать

Считается, что научить ребенка быть организованным можно только в возрасте до трех лет – дальше уже поздно. Мы не будем столь пессимистичными, но доля истины в этом есть. Если научить трехлетнего ребенка элементарно убирать за собой игрушки, чистить зубы и определить ритуал со сном (например, читать 15 минут перед сном), то организм в дальнейшем сам будет требовать такой распорядок. Конечно, с возрастом он будет корректироваться, но сигналы в головной мозг будут поступать правильные, выработается некая привычка придерживаться определенного расписания.

Неправильное расписание

Впрочем, распорядок дня так и так есть практически у каждого подростка. Другое дело, насколько он близок к здоровому. Это определяется физиологическими процессами, происходящими в организме, которые можно коротко охарактеризовать как биоритмы . Проще говоря, подростковый организм привыкает к определенному распорядку и уже не может от него отойти. Например, если подросток ложится в 2 часа ночи, то его организм будет засыпать в это время каждый день. Задача родителя – помочь ребенку найти здоровый баланс, который поможет ребенку все успевать, не жертвуя сном и другими необходимыми для здоровья вещами.

Зачем это нужно

Прежде всего, распорядок дня нужен, чтобы ограничить нагрузки на сердце. Если ребенок будет недосыпать и иным образом регулярно нарушать режим работыи отдыха, его нервная, сердечно-сосудистая и иммунная системы дадут сбой. Ребенок начнет часто болеть, станет нервным, раздражительным, что отразится на успеваемости и общении в социуме. Вторая причина – подготовить его к взрослой жизни, где он будет либо успешным (т. е. везде успевать), либо вечно отстающим.

Основы здорового распорядка дня

У подростка распорядок дня часто привязывается к школьному расписанию , когда уроки начинаются в 8-9, следовательно, встать нужно не позднее 7 утра. Спать подростку необходимо 8-10 часов, значит, ложиться в постель следует не позже 22:00 с учетом на книгу или другое любимое занятие. Когда в семье есть младшие дети, подростки легче усваивают правило, что после ужина в 20:00 им следует находиться в своей комнате и соблюдать тишину, т. е. в период с 8 до 10 вечера ребенок может заняться своими делами. Желательно также приучить его собирать вещи на следующий деньс вечера в этот период.

Гигиена

На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, но на практике трудноосуществимо, хотя многие подростки с удовольствием принимают душпо утрам, чтобы взбодриться.Полезна будет и элементарная зарядка.В выходные также следует приучить подросткаподготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Уроки, секции, гулянье

Школа помогает организовывать подростка: в это время у него уроки, перемены, завтрак и обед. После учебы не нужно настаивать на том, чтобы ребенок сразу шел домой. Если у него есть свободное от секций время, он может позволить себе погулять с одноклассниками, даже если много задали. Мозгу требуется время на восстановление, поэтому после уроков стоит немного отдохнуть, прежде чем приступать к выполнению домашних заданий, тем более в зимнее время года, когда рано темнеет.

Придя домой и, перекусив, у него есть еще время, за которые он может успеть и сделать уроки, и посетить спортивные секции, и поиграть в компьютер – желательно именно в этой последовательности. Если уроков слишком много, следует делать небольшие перерывы и чередовать устные и письменные, начиная с простых заданий.

Перед сном

Сон нужен ребенку для восстановления и если непосредственно перед ним будут напряженные домашние задания или многочасовые компьютерные игры, сон не будет качественным (он будет поверхностным и прерывистым). Хотя бы полчаса перед сном следует дать мозгу отдохнуть, переключив свое внимание на более спокойные игры, чтение книги, журнала, на крайний случай – прослушивание любимой музыки.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Некоторые родители рьяно приучают ребенка к режиму дня с самого рождения – сон, кормление, прогулки, игры и занятия происходят в строго отведенное для этого время. Другие родители будто и не смотрят на часы: ребенок ест, когда голоден, спит, когда устал.

Не стоит бросаться в крайности – для детей одинаково вредны и чрезмерная строгость, и хаос.

Зачем нужен режим дня?

Режим дня, безусловно, полезен – он приучает к дисциплине, помогает контролировать количество учебных нагрузок и отдыха, продолжительность сна, регулярность питания. Но в упорядоченной жизни обязательно должно оставаться место для свободы и импровизации.

Особенно это касается подростков, в организме которых происходят стремительные процессы роста и развития. Меняются физические, психические, социальные потребности. Меняются учебные нагрузки, интересы, цели, желания. Ежедневный режим тоже должен меняться – в соответствии с возрастными изменениями в жизни ребенка.

Отличия режима дня детей и подростков

Режим дня детей и подростков имеет много общих черт, поскольку основывается на расписании школьных и внешкольных занятий. Ранний подъем, гигиенические процедуры, завтрак, уроки, обед, отдых, выполнение домашнего задания, прогулка, ужин, сон – основа ежедневного режима детей и подростков. Отличие лишь в количественных показателях.

Например, дети в возрасте 8-12 лет нуждаются в 10-часовом сне, для подростков 12-16 лет достаточно уже 8-9 часов сна. Хроническое недосыпание из-за позднего засыпания и раннего пробуждения грозит переутомлением, снижением работоспособности, ухудшением памяти и внимания.

Длительность умственных нагрузок для детей и подростков также отличается. В школьном расписании учеников младших классов - не больше 4 уроков в день, на выполнение домашних заданий отводится 1-1,5 часа. У старшеклассников – 5-6 уроков ежедневно, а для выполнения домашних заданий требуется не менее 2-2,5 часов.

Потребность в физических нагрузках также возрастает по мере взросления. Если для детей достаточно подвижных игр, то подростки, как правило, предпочитают активные виды спорта или танцы.

Отличается и режим питания. Детей кормят не реже 4-5 раз в день, подростки постепенно переходят на 3-разовое питание.

В режиме дня подростков и детей обязательно должно быть время для отдыха – просмотра «мультиков» или фильмов, прогулок на свежем воздухе, общения с членами семьи и друзьями, чтения, творчества.

Распорядок дня подростка

Приблизительный распорядок дня подростка 12-16 лет может выглядеть следующим образом:

  • Утренний подъем – 7.00;
  • Гимнастика, утренний туалет, гигиенические процедуры – 7.00-7.15;
  • Завтрак – 7.15-7.30;
  • Занятия в школе – 8.00-13.00;
  • Прогулка или отдых – 13.00-14.00;
  • Обед – 14.00-15.00;
  • Посещение кружков или секций – 15.00-17.00;
  • Выполнение школьных домашних заданий – 17.00-19.00
  • Ужин – 19.00-19.30;
  • Свободное время или выполнение домашних обязанностей в семье – 19.30-21.30;
  • Гигиенические процедуры – 21.30-22.00;
  • Сон – 22.00-7.00.

Не существует универсального расписания, которое подходило бы всем. Режим дня подростков формируется индивидуально в зависимости от возраста, физического развития, умственных способностей, состояния здоровья, круга интересов, семейных традиций и привычек.

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.
Белок — основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки. При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес, отстает рост, снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.
Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.
Жиры и углеводы — источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в котором содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).
Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.
Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.
Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400— 500 мл молока.
Невозможно дать схему распорядка дня , приемлемого для каждого. Это зависит от многих причин: от условий в школе и дома, от возможности родителей, занятых на работе. Но используя общие рекомендации, вы сможете сами составить режим дня ребенка, взяв за внимание ваши и ребенка возможности.
В основе правильно организованного режима дня подростка лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных видов занятий. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются определенные "привычки", которые облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
При составлении режима дня для ребенка необходимо учесть следующие нюансы:
1. Обязательное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий, с обязательными 10-15 минутными перерывами на отдых.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
С утра обязательно надо уделить 10-15 минут зарядке . Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Заниматься, по возможности лучше в трусиках и тапочках, чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему. После гимнастики проводятся водные и гигиенические процедуры в виде обтираний или обливаний. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
После занятий в школе не обязательно сразу приступать к выполнению домашнего задания - пусть "голова отдохнет" от усваивания информации. И вообще, надо постараться, чтобы ребенок в течение дня имел 1 - 2 часа свободного времени для прогулок , игр и пребывания на свежем воздухе.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа. Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Свободное время должно быть и перед сном. Не рекомендуется выполнять домашние занятия допоздна и сразу же ложиться спать, т.к. сон ребенка может быть неглубоким, прерывистым, не восстанавливающим силы.
Вот примерный режим дня подростка :


Чем заняться

Время дня

12-13 лет

14-17 лет

Утренняя зарядка, гигиенические процедуры, уборка постели, туалет

Дорога в школу, утренняя прогулка до начала занятий

Занятия в школе

Горячий завтрак в школе или прогулка после занятий в школе

Прогулка, игры или спорт на воздухе (лыжи, коньки, футбол и т.д.)

Приготовление домашних заданий

Ужин и свободные занятия

Подготовка ко сну (умывание, чистка одежды, обуви)

Многие родители перегружают школьниц занятиями по музыке или изучением иностранных языков. Безусловно, это необходимо для расширения кругозора, развития интеллекта, однако это можно делать при наличии свободного времени, а не за счет отдыха, игр и прогулок. Для гармоничного развития подростка и укрепления его организма целесообразно заниматься гимнастикой. Полезны также танцы, игры, экскурсии, все виды летнего и зимнего спорта. Интересны также прогнозы на спорт, очень увлекательно, когда прогнозируешь с родителями.
Одним из видов домашней «физкультуры» является выполнение обязанностей по дому. С возрастом круг обязанностей девочки увеличивается, однако нельзя заставлять ее выполнять физическую работу, связанную с поднятием тяжестей. Также вредным бывает длительное нахождение девочки в непроветренной душной комнате.
И ещё дам Вам неформальный совет: попробуйте составить режим дня ребенка с его активным участием. Потом увидите, с каким энтузиазмом он его будет выполнять, ведь эти правила написаны им самим. А если "Режим дня" к тому же будет красиво оформлен, то это будет не только интересное занятие, но и приятное развлечение.

Loading...Loading...