Конспект занятия по художественной литературе овощи. Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста


ОВОЩИ

Тема «Овощи» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Овощи»;
- упражнение в употреблении словосочетаний;
- формирование обобщающего понятия «овощи»;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки «овощи», настоящие овощи или муляжи.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кулак - ладонь».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки:

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что потом мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

На грядке длинный, зеленый.
А в банке желтый, соленый? (Огурец)

Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут? «Все это овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле или на кустике. Какие еще овощи вы знаете?» Называем, картинки выставляем на доску. На доске два символа. Надо разобраться, какие овощи растут в земле, какие сверху - на грядке.

4. Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».

Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» - большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю - корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

^ 5. Образование словосочетаний существительных с глаголами. Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому и собирают их по-разному».


  • Какие овощи выдергивают? (Морковь, репу, редис, свеклу...)

  • Какие овощи выкапывают? (Картофель...)

  • Какие овощи срывают? (Огурцы, помидоры, перец...)

  • Какие овощи срезают? (Кабачки, тыкву...)

  • Какие овощи срубают? (Капусту...)
Логопед добивается от детей ответов типа: «морковь выдергивают, картофель выкапывают...».

^ 6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Где растут овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Овощи»;
- согласование прилагательного с существительным в роде;
- составление простого предложения;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Оборудование: овощи настоящие, картинки, символы, муляжи овощей.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Если услышишь название, хлопни в ладоши».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь, ритмичное постукивание по столу
Погулять нам не даешь? указательными пальцами

^ 3. Закрепление материала. Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.
Есть и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

На доску выставляются картинки овощей, дети называют их, закрепляют понятие «овощи». Далее на доску выставляются полоски красного, зеленого, желтого цвета, а детям предлагают разобрать овощи по цвету.

^ 4. Составление простого предложения. Игра «Путешествие овощей». На стульчики ставят вагоны красного, желтого, зеленого цвета. Овощи (картинки или шапочки) в огороде. По сигналу дети берут картинки (или надевают шапочки), и каждый «овощ садится» в соответствующий ему по цвету вагон. Едут: чу-чу-чу. Приехали, при выходе надо представиться кондуктору. Кондуктор: «Ты кто? - Я - красная морковь. Я - зеленый огурец и т.д.»

^ 5. Согласование прилагательных с существительным в роде. Словесное упражнение «Какой овощ я задумала».

На столе - помидор, свекла, репа. Логопед: «Круглая... Круглый...»
На столе - капуста, огурец, лук. Логопед: «Зеленый... Зеленая...»
На столе - огурец, морковь, кабачок. Логопед: «Длинный... Длинная...»

^ 6. Игра «Разведчики».

Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. «Как узнать, какие они на вкус? Лук какой? Сейчас проверим». Двум-трем детям дают попробовать лук, просят сказать какой он по вкусу? (Лук - горький, морковь и репа - сладкие, помидор - кислый.)

^ 7. Закрепление материала. Игра «Загадки». Выходит один ребенок, кладет в корзинку овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике и др.».

^ 8. Итог занятия. «О чем говорили? Какими по вкусу бывают овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 3)

Цели:

Развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме;
- практическое употребление существительных во множественном числе;
- расширение и активизация словаря прилагательных.

Оборудование: схема, символы на цвет и форму.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Один и много». «У меня огурец, а в огороде растут огурцы».

Кабачок - кабачки, боб - бобы, патиссон - патиссоны,
помидор - помидоры, баклажан - баклажаны.

^ 2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто скажет больше слов?»

Выставляем огурец, рядом овал и зеленую полоску бумаги. Дети составляют предложение. «Огурец овальный, зеленый». Логопед предлагает вспомнить, какой огурец по вкусу (сладкий, соленый). Снова повторяют предложение: «Огурец овальный, зеленый, сладкий». «А какой он на ощупь?» (Твердый, холодный.) «Огурец овальный, зеленый, сладкий, твердый». Считают слова, оказалось, что про огурец придумали 4 слова. Логопед предлагает сказать уже самостоятельно, но про репу, морковь... (Репа круглая, сладкая, желтая, твердая, спелая, сырая, вкусная...)

^ 3. Развитие связной речи (составление описательного рассказа по схемам).

Логопед демонстрирует детям схему, объясняет, что означает каждый ее фрагмент. Детям предлагается на выбор составить описательный рассказ об овоще по схеме. Например: «Это морковь. Она треугольной формы, красного цвета. Очень сладкая на вкус. Растет на грядке, в огороде. Люди едят у нее корешки». Заслушиваются 2-3 рассказа.

^ 4. Упражнение на развитие мелкой историки (проводится стоя).

Мы капусту рубим, движения ладонями вверх-вниз
Мы морковку трем, как через терку
Мы капусту солим, пальцы в щепотке
Мы капусту мнем, пальцы прямые и в кулак

5. Заслушиваются еще 2-3 рассказа. Логопед предлагает детям сделать заготовки на зиму. Раздает детям бумажные контуры банок. Нужно нарисовать овощи в банке и закрасить их. Каждому индивидуально задаются вопросы: «Что ты запасаешь на зиму? Какие они у тебя по цвету? Какими станут, когда их посолишь?»

6. Итог занятия. О чем говорили и рассказывали на занятии?

«Жили –были овощи»

Конспект НОД в старшей группе с использованием современных образовательных технологий:

Здоровье-сберегающая технология: (динамическая пауза игра с движением; пальчиковая гимнастика); использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре, на стульчиках, за столом)

Игровая технология: дидактические игры, упражнения.

Исследовательская технология: наблюдения; элементарный опыт, моделирование, экспериментирование.

Социально-коммуникативное развитие:

    Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.

    Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.

Речевое развитие:

1. Закрепить название овощей.

2. Упражнять в составлении описательного рассказа об овощах по предложенному плану, схеме: Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить?

3. Развивать тактильную память; зрительное внимание.

Познавательное развитие:

1. Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Закреплять знания об овощах и их пользе для человека.

Предварительная работа.

Разучивание пальчиковой гимнастики по стихотворению Юлиана Тувима «Овощи», рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Дегустация овощей. Разукрашивание контуров овощей. Просмотр мультфильма «Ослик-огородник», Чтение рассказа Н. Подлесовой “Трусливый огурчик”. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Материал:

1. Музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»

2. Натуральные овощи для игры в «Чудесный мешочек»

3. Литература об овощах: стихи, загадки.

4. Тарелочки с нарезанными кусочками овощей.

5. Картинки и фотографии овощей.

6.Дидактическая игра «Собери картинку» «Собираем урожай»

7. Пластилин. Дощечка для пластилина, стеки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь». Дети становятся по кругу, в центре, на ковре, лежит зелёный обруч «грядка». В нём конверты с заданием.

Ребята, посмотрите, здесь на грядке какие-то письма. (Воспитатель берёт один из конвертов). В нем задание. Надо из частей собрать целое. Игра «Собери картинку» (Дети на ковре из частей собирают картинку с овощем и его называют)

Как можно это назвать одним словом, то что вы собрали?

Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

Какие овощи вы еще знаете?

Где растут овощи?

Основная часть.

Дети с ковра пересаживаются на стульчики.

Игра «Собираем урожай»

А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д.)

Ребята, смотрите волшебный мешочек. Давайте посмотрим что в нём. Будем на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано и класть на стол.

Игра «Чудесный мешочек» (Дети по одному угадывают овощ на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, кладут на стол. По возможности объясняют, как догадались).

Составление рассказа об овощах.

Сейчас каждый из вас возьмёт понравившийся овощ и расскажет о нём. А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить? (Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками. Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)

Предполагаемые овощи: морковь, лук, свекла, помидор, огурец, горох, кабачок.

А сейчас мы поиграем в очень вкусную игру. Дегустация овощей.

Игра «Угадай на вкус» Дети с закрытыми глазами узнают овощ на вкус.

А вы знаете чем полезны овощи?

Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (Шагают пальчиками по ногам.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по правой, левой ладони.)

Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу.

ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (Попеременно прикрывают ладонью кулачок, то на правой, то на левой руке).)

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)

ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Круговое движение правой ладонью по животу).

Игра Доскажи словечко.

Ход игры:

Воспитатель читает текст, дети отгадывают.

Зрел всё лето урожай, что собрали отгадай:

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …(горох)

А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрицы, молодые…(огурцы).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).

Верите- не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на грядке …(помидоры).

Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,

Как зелёный чурбачок, под названьем…(кабачок).

Игра с движением “Ослик”.

(Дети встают в хоровод В кругу обруч зелёного цвета (огород), в обруче муляжи или натуральные овощи по количеству детей, игрушка-ослик)

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит,(дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо)

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть - не знает.(останавливаются, разводят руки в стороны, поднимают плечи)

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква, (отводят левую (правую) руки в сторону):

Снизу - свежая трава, (приседают, вытягивая руки вперёд)

Сверху - сочная ботва. (поднимаются на носки, руки – вверх)

Давайте поможем Ослику собрать урожай. Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать.(Использование картотеки-загадок про овощи)

Дети отгадывают загадки, отгадавший ребёнок, берёт овощ и кладёт его в корзинку, проговаривая: “Я сорвал баклажан…Я выкопал картошку…”

Лепка овощей из пластилина.

- Асейчас мы сядем за столы, и каждый из вас вылепитлюбой из овощей. Не забудьте выбрать нужный цвет, чтобы каждый догадался у кого какой овощ. Оценка работ детьми. Вылепленные овощи складываем на блюдо.

Итог занятия.

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! Давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.

Заведующая МБДОУ №13 ________________________ ______________________

Расшифровка Подпись

Тема: «Овощи»
Цель: Уточнение и расширение знаний по теме «Овощи»

Задачи:1. Продолжить знакомство с овощами, формировать понятие овощи, фрукты, группировать по способу их употребления. Способствовать развитию зрительного восприятия, мыслительных процессов; пространственной ориентировки. Воспитывать интерес к занятиям, уважение к сельскохозяйственному труду.
Оборудование: иллюстрации: овощи, фрукты; муляжи овощей и фруктов; д/и «Вкладыши»; д/игра «Проложи дорожку»; фасоль; картинки: овощи, кастрюля, салатница, аудиозапись музыки.
Ход занятия .
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем отгадывать загадки, играть, узнаем много нового и интересного.
Пройдет на свое место тот, кто отгадает загадку.
Загадки:
Круглая, а не месяц, Летом - в огороде

Жёлтая, а не масло Красный, красный толстячок

С хвостом, а не мышь. Солнцу выставил бочок.

(репа) Ты ищи его на грядке,

Он играть не любит в прятки.

(помидор)
Свежие, зелёные

А зимою - в бочке

Крепкие, солёные. (огурцы)
Сидит девица в темнице, Без окон, без дверей,

Коса на улице. Полна горница людей.

(морковь) (огурец)
Сто одёжек, а все без застёжек.

(капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет. Сверху зелено, Я важный и сочный,

Кто его раздевает- внизу красно, У меня красные щёчки

слезы проливает. В землю вросло. . (помидор)

(лук) (свекла)

За кудрявый хохолок

меня из норки приволок.

на ощупь - гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(морковь)

Пройти и сесть на то место, где лежит картинка твоей отгадки.

(На столах разложены иллюстрации овощей)
Сообщение темы занятия.

Ребята, кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить об овощах.

Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на грядках.

Ребята! К нам в гости пришёл Незнайка и принёс конверт с заданиями. Он сам не может справиться с ними, давайте поможем ему.

Дети: Поможем!
II. Работа по теме.
1. Д/ игра «Четвёртый лишний».

Ребята, определите какая картинка лишняя.

Морковь, свекла, огурец, яблоко

Кабачок, редька, капуста, груша.

Редис, помидор, малина, картофель

Почему? Где растут овощи?
Дети: Лишнее яблоко (груша, малина), потому что оно- фрукт (ягода), а остальные – овощи. Фрукты растут на деревьях в саду, а овощи на грядках.
2. Д/ игра «Вкладыши».

: Подберите по форме, цвету недостающие части овощей. Назовите овощ, цвет, форму, геометрическую фигуру.
Дети: Это помидор он красного цвета имеет круглую форму, вставил геометрическую фигуру прямоугольник.
Релаксация (звучит спокойная музыка).

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Все чудесно расслабляется…

Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

3. Игра «Собери все предметы».

Ребята, Незнайка нёс овощи в корзинке и уронил. Помогите Незнайке собрать все овощи.

(Овощи разложены в игровом уголке группы, надо найти и собрать их. Среди овощей - фрукты.)
Дети под музыку собирают овощи и подходят к педагогу. Прежде, чем положить их в корзинку, каждый объясняет свой выбор:

Я собрал морковь, свеклу, потому, что это – овощи.

Где ты нашёл овощ?

Дети: Я нашёл морковь на ковре. (под стулом, возле, между…)

Почему не всё собрали?

Дети: Мы не собрали яблоко, грушу, апельсин, потому, что это – фрукты.
4. Группировка предметов по назначению.

На магнитной доске – иллюстрации овощей, картинка с изображением кастрюли, салатницы.

Ребята отберите овощи, из которых вы сварите суп и овощи, из которых можно сделать салат.
Дети делятся на две группы. Первая отбирает овощи на суп, вторая – на салат.

Объясните свой выбор.

Дети:

Из капусты, помидор, огурцов, редиса можно сделать салат. Их можно есть в сыром виде.

Из капусты, картофеля, моркови, свеклы можно сварить борщ.

Зрительная гимнастика.

Дети совершают глазами движения в соответствии с текстом.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху назрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева - свекла, справа- клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху - сочная ботва.

Закружилась голова.

Кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами).

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слёг (закрывают глаза)
5. Д/игра «Проложи дорожку».

На пособие изображены справа- морковь, яблоко, свекла. Слева – капуста, кабачок, груша.

Соедините дорожкой из фасоли овощи.

Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из фасоли слева направо, овощи.
III. Итог.

Д/игра «Чудесный мешочек».

Назовите овощ и опишите его, скажите, где растет.

Дети: Морковь - оранжевая, форма- конус, вкусная, сладкая. Растёт на грядке в огороде.

Ребята, у Незнайки задания закончились и он очень доволен тем, как мы выполнили все его задания. Молодцы! Он вам предлагает попробовать вкусный витаминный салат из моркови.

Тема «Фрукты»


Этот плод продолговатый

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат,

Называется он … (Груша)


Хоть и кислый он,

В чай положим мы… (Лимон)


Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)


Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей – дольки,

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Всё по долечке съедим. (Апельсин)


На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)


Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят,

У них чудесный аромат,

И мы зовем их… (Виноград)


Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

«Кушай, мамочка!» - скажу. (Яблоко)


Желтый-желтый,

Длинный, гладкий.

А очистишь –

Сладкий-сладкий.

Он нам жарким югом дан,

И зовут его… (Банан)

1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть -

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать. И. Лопухина

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежат,

Эта долька - для ужат,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда.

Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево.

Увидели очень большое яблоко.

Выдох ртом с произношением звука о-о-о.

Повернуть голову направо.

Какая огромная груша!

Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5, Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть об; щеки.

Спрячем сливу за щеку.

Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка.

Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан.

Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
6. Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад.

«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие.

Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.

Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка.

Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).

Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая.

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Маша и Даша в саду.

Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ап!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов.

Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: « Бам-бом-бум!»
8. Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.

Уборка урожая.

Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.

Образные перевоплощения

Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»

ТЕМА: “ ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.
Цель:- расширение и активизация словаря.

Задачи: - образовывать множественное число существительных;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

Учить образовывать относительные прилагательные;

Закрепление понимания и практическое употребление в речи

предлогов;

Закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”

Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,

начиная с большего.)

В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и

средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с

большого.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

2. Введение в тему. Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.

Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”

Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.

Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.

Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”

Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка

Дерево- деревце куст- кустик

Лист- листочек птица- птичка

Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”

Гриб- грибы ягода- ягоды

Дерево- деревья куст- кусты

Лист- листья птица- птицы

Цветок- цветы ветка- ветки

Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”
Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.

Из грибов- грибной суп

Из малины- малиновое варенье

Из черники- черничное варенье

Из земляники- земляничное варенье

Из клюквы- клюквенное варенье

Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).

Береза, осина, дуб – это…(деревья).

Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).

Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).

Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).

Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).

Кукушка, сова, орел – это…(птицы).

Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).

Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Ответить на вопрос.

На поляне у дубка крот увидел два грибка,

Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА "ОВОЩИ"
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)

2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)

3. Игра “Подбери признак”

4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

6. Физкультминутка “Урожай”.




3раза.)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Подскажи словечко”.
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: “ОВОЩИ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)

2. Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.

5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) - оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

5. Вырежи картинки с изображением овощей и вклей их.

Нечкина Светлана Валентиновна,

воспитатель

МБОУ НШ № 37 города Сургута

Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие»

Цель: расширить знания детей об овощах, познакомить с новыми овощами,
закрепить представление, что овощи растут на огороде.

Задачи: учить различать овощи по внешнему виду, называть их;

развивать умение взаимодействовать друг с другом;

воспитывать бережное отношение к труду людей, к продуктам их труда

Новое знание : узнавать и называть редис, цветную капусту, фасоль.
Актуализация: закрепление понятия «овощи-фрукты».

Причина затруднения: не знают, как выглядят, как называются.
Способ преодоления затруднения: спросить у того, кто знает.

Материал: карточки « овощи-фрукты» , кукла-девочка, листы бумаги коричневого цвета (грядки), кукла-бабушка, тарелочки на каждого ребенка, набор карточек «овощи» на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение стихотворений об овощах, отгадывание загадок.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

1.Введение в ситуацию.

Дети с воспитателем сидят на ковре.
- Ребята, а у вас есть бабушка с дедушкой? А они с вами живут или отдельно? (ответ детей).
-К нам в гости пришла кукла Маша. Её бабушка и дедушка живут в деревне. И попросили Машу приехать, чтобы убрать с огорода овощи.

Поможем Маше? (Да)

2 . Актуализация знаний.
-Но сначала мы должны вспомнить, есть ли у вас дача? Какие овощи растут у вас на даче? (ответы детей)
-А теперь отправимся вместе с Машей в деревню.
-На чем поедем? –На поезде?
Вставайте паровозиком и поехали! (ФИЗО).
3. Затруднение в ситуации.
На столе разложены листы(грядки), на которой разложены карточки с овощами.
- Ребята, что это? –огород, грядки.
А вот корзинка, куда надо собрать овощи.
Дети называют овощи и складывают в корзинку. Перед ними лежат незнакомые овощи.

Маша спрашивает:Что это? –Овощи или фрукты? –Как они называются.

Ребята, а вы знаете, что это? (Нет)
-А что делать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (Спросить у того, кто знает.)

4. Открытие новых знаний.

Рядом живет соседка бабушки -Марья Ивановна, давайте ее позовем и спросим. (Рядом на столе стоит домик и бабушка, с настольного театра.)

Дети приглашают ее на огород, чтобы узнать, как называются незнакомые овощи.

Марья Ивановна рассказывает детям о новых овощах – фасоль, редис, цветная капуста.

Дети благодарят Марью Ивановну, она уходит.

5.Включение нового знания.

Физическая минутка: «Маленький-большой» (росли овощи)

Маша говорит: «Что-то я проголодалась, может супчик сварим из новых овощей? (Да)

Дети садятся за стол. Перед каждым столом тарелочка. На столе разложены картинки – овощи, фрукты.
Задание: найти и сложить в тарелки фасоль и цветную капусту.

Спросить детей,какие овощи они положили в тарелочку, какие овощи еще можно добавить в суп? (картофель, морковь, свеклу, капусту, лук)

Молодцы, суп сварили, Машу накормили. Теперь нам пора возвращаться домой. Прощаемся с Машей.

6.Осмысление.

Дети с воспитателем переходят на ковер (на стульчики).

Ребята, где вы сегодня были?

Чем вы помогли Маше? Что нового вы узнали?

Используемая литература:

  1. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Баласс, 2013.
  2. Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. –М.: Баласс, 2012.
  3. ФГОС ДО, 2013.

Клнеспект интегрированного занятия "в деревне": http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post324212145/

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Loading...Loading...