Логика старшая группа по программе венгера. Конспекты занятий по логическому мышлению

Олеся Гаизова
Занятие по логике в старшей группе «Одежда»

Программное содержание : Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями; сравнение понятий по объемам; дополнение родового понятия видовым. Закрепление действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Развитие навыков сотрудничества детей друг с другом.

Материал : Р.: Набор карточек с изображением зимней и летней одежды на каждую пару детей, круг Эйлера, маленькие круги (3-4 шт., дидактическая игра «Найди пару (одежда ) », дидактическая игра «Что за чем?» , карточки для работы в паре : «готовы отвечать» , «вопрос» .

Д.: Карточки с изображением зимней и летней одежды (3-4 шт., письмо, кукла «Сеяного-Рассеяного» , фишки.

Ход занятия:

Дети в кругу с воспитателем. Воспитатель рассказывает детям о том, что к ним в сад пришло письмо из д/с «Елочка» . Читает письмо, в котором говориться о том, что в их саду были соревнования между детьми старшей группы на тему «Кто из детей больше всех назовет слов, обозначающих разную одежду ». Все дети справились с заданием, но необходимо определить, кто из детей назвал больше всех слов. У ребят возник спор. Воспитатель предлагает детям помочь разобраться, кто же из детей назвал больше всех слов : «Полина придумала больше слов, чем Костя, а Ваня придумал больше слов, чем Полина».

Кто из детей победил? (ответы детей)

Почему вы решили, что это Ваня?

А кто из детей назвал меньше всех слов? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, какая одежда бывает ?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару» . Дети берут по одной карточке с изображением одежды (зимней или летней) и находят пару к этой одежде : шуба - варежки, пальто-шапка, шорты - футболка, брюки - рубашка, юбка-блузка. С помощью этой игры дети делятся на пары, объясняют, почему вместе встали, почему выбрали соответствующую пару. Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Стук в дверь. Приходит кукла изображающая «Сеянного – Рассеянного» . Кукла неправильно одета, вперемешку летняя и зимняя одежда . Воспитатель предлагает рассмотреть гостя и оценить его. Как он выглядит?

Как вы думаете, правильно ли одет наш гость?

Почему вы считаете, что неправильно? (ответы детей)

А мы сможем помочь нашему гостю? Давайте, ему объясним, как необходимо одеваться. Посмотрите на карточки и скажите, что на них изображено? (дети перечисляют виды одежды и дают общее название, изображенным на картинках предметам).

Можно ли эти карточки разделить на группы ?

Ребята, у вас на столе лежат карточки, разложите их на группы .

Сколько получилось групп ?

Какие группы получились ? (летняя и зимняя одежда )

Ребята, а можем мы эти группы обозначить кружочками? Воспитатель предлагает детям построить модель. Сначала обозначаются понятия «зимняя одежда » и «летняя одежда » , сравнивают по объёму. Дети при помощи кружков обозначают одежду .

Почему вы выбрали два кружка? Что они обозначают? (воспитатель спрашивает две-три пары детей)

Ребята, а мы можем объединить эти две группы в один большой круг ? Почему?

Что он будет обозначать? (Одежда )

Какие виды одежды оказались в большом кругу? (летняя и зимняя)

Молодцы!

Воспитатель приглашает детей на физкультурную паузу.

А сейчас, ребята, давай те нашему гостю расскажем и покажем, какая одежда легкая , какая потеплее, и какая самая теплая. (Воспитатель предлагает детям игру «Что за чем) Дети выкладывают на карточках полоски разной длины для обозначения свойства одежды (легкая, теплее, жаркая и т. д.) . Например : короткая полоска к купальнику, средняя к платью, самая длинная к шубе. Взаимопроверка у доски.

Итог занятия :

Что мы сегодня делали?

Помогли мы нашему гостю узнать, как нужно правильно одеваться? Где какая одежда и когда ее нужно носить?

Что было трудно и кому?

Какая пара работала дружнее?

В конце итога занятия воспитатель поощряет детей фишками за работу при помощи самоанализа и анализа детей.

Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.

Ход занятия

І. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.

Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.

Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.

Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.

Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

II часть. Основная.

Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!

(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .

Так что, поможем?

Дети: - Да!

В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.

Детям представляется выбор дидактического материала.

  1. «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
  2. «Сложи узор» .
  3. «Математический планшет» .
  4. «Змейка» .

Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.

Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.

Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .

Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.

Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.

Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.

Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .

Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.

Дети выполняют задания.

Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.

Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.

Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .

Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .

Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .

Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные

пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,

остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть!

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики

слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.

Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?

Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

Представьте, у вашего ребенка:

  • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
  • потрясающие познавательные способности;
  • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
  • рассуждает логически правильно;
  • взвешенно принимает решения.

Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Анастасия Кузнецова
Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом»

Задачи :

1. Продолжать развивать мыслительные процессы (выделение существенных признаков, анализ, синтез, обобщение, самостоятельность логического мышления , смекалку и сообразительность.

2. Учить находить логические связи между предметами,

3. Подготовка руки к письму.

4. Воспитывать любознательность, интерес и потребность в знаниях.

1. Введение (обозначение темы занятия ) .

1) Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Ответ : Дом

2) В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …

Ответ : Дом

Упражнение «Скажи одним словом» :

дом из кирпича -, дом из бревен -, дом из блоков -, крыша из железа -, шкаф из дерева -, диван обтянутый кожей -, стул из пластмассы -, столешница из стекла -, кресло обтянутое кожей -, дом в деревне -, дом в городе -…

2. Основная часть (использование презентации) . Упражнения для развития логического мышления :

1) «Чем похожи и чем отличаются» .

Перед вами два дома. Скажите, пожалуйста, они одинаковые? А чем же они отличаются? Посмотрите внимательно, есть ли у них что-то общее? Чем эти дома похожи?

2) «Найди лишний предмет» .

Что мы видим на картинке? Назовите все три предмета. Назовите лишний предмет. Объясните, почему вы так думаете?

3) «Смысловые соотнесения» .

Какой предмет нужно поставить вместо знака вопроса?

Например, деревянный дом построен из бревен, а кирпичный из…

Физминутка "У оленя дом большой".

У Оленя дом большой (Руки над головой изображают крышу дома) .

А у зайки маленький. (Руки изображают крышу, но опущены вниз к полу) .

Олень сидит, в окошко глядит. (Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую) .

Зайка по полю бежит (Бег на месте) .

В дверь к нему стучит. (Топать ногами, руки на поясе) .

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой) .

Там в лесу охотник злой!»(Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться) .

«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне скорей давай» .(Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью)

4) «Квартет» .

В прямоугольнике нарисованы три предмета. Какие? Выберите из 4 предметов под стрелочками только один, который больше всего подходит к ним.

Какой это предмет?

5) «Что сначала, что потом?» .

Рассмотрите рисунки. Расскажите о том, что изображено на них. Что было сначала, что потом?

Картинки обозначены кружочками разных цветов. Выложите у себя на столе кружочки в том порядке, как изменялась стройка на картинке.

6) Логическая задача .

В доме было четыре комнаты.

Из одной сделали две.

Сколько стало комнат?

Физминутка «Строим дом» .

Стук-стук молотком, (Имитация молотка)

Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)

Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы)

Домик строим для людей. (Прыжки на месте)

3. Заключительная.

Упражнение «Заштрихуй домики» (подготовка руки к письму) .

На столах лежат приготовленные домики с направлениями для штриховки.

Подведение итогов занятия .

Воспитатель отмечает оригинальные ответы, активность детей.

- Вопросы к детям : Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Самым интересным?

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры Мы живём в век высоких технологий и время предъявляет нам и нашим детям всё более высокие требования. Основной задачей современного образования.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников" ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала.

Конспект занятия по развитию логического мышления «Королевство Четырёхугольников» в старшей группе Цель: Овладение практическими умениями и навыками работы с конструктором «Тико» Задачи: образовательные: продолжать учить составлять плоскостные.

Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: Учить детей работать по.

Конспект занятия по развитию словесно-логического мышления «В гостях у сказки» (старшая группа) Цель: Формирование словесно - логического мышления Формирование интереса к книге Задачи: 1. Тренировать мыслительные операции (анализ и.

Разделы: Работа с дошкольниками

По развитию элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). (Программа “Развитие”, руководитель Л.А. Венгер).

Программное содержание:

  • формирование умения делать простейшие умозаключения;
  • освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории (рассказ о вигвам);
  • освоение действий самостоятельного построения модели в форме классического древа “под диктант”;
  • воспитание умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки.

Материал: предметные картинки по теме “Дома”, “Животные”, листы бумаги, простые карандаши, “самодельная” книга (в виде папки-раскладушки).

Ход занятия

1. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, которую мы сами будем мастерить, во время путешествия и творчества нам предстоит решить несколько задач. А для того, чтобы успешно справиться с этим, нам нужно провести зарядку ума.

Итак, скажите, где “истинно”, а где “ложно”.

а) Некоторые мальчики любят мороженное.

б) Девочки иногда ходят в платьях.

в) Бабочки умеют летать.

г) Все зеленые – лягушки.

д) Все мальчики умеют играть в хоккей.

е) Все девочки любят играть в куклы.

2. А теперь проверим, умеете ли вы рассуждать:

а) Все растения питаются, растут, погибают, дерево – это растение, значит … (рассуждения детей)

(ответ: дерево питается, растет, погибает).

б) Все березы – деревья, все деревья – растения, значит …

(ответ: береза - дерево).

в) Деревянные предметы не тонут в воде, камень тонет в воде, значит …

(ответ: камень – не деревянный).

г) Все рыбы дышат жабрами, кит дышит легкими, значит …

(ответ: кит – не рыба).

II. Основная часть

Отлично, теперь можно отправиться в путешествие. Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по книге, которая все знает. Как называется такая книга?

Ответы, рассуждения детей.

Да, такая книга называется Энциклопедия. Вот эта книга (рассматриваем самодельную книгу в виде папки-раскладушки).

Давайте рассмотрим ее. (Листаем, некоторые листы чистые, на других - картинки).

Нравится ли вам такая книга? Можно ли что-нибудь узнать из такой книги?

Я предлагаю вам смастерить свою энциклопедию, а потом подарить ее малышам.

Ответы детей.

С чего начинается любая книга?

Ответы детей.

Да, с названия. У нашей энциклопедии тоже оно есть, но только вы должны узнать, какое. Я прочитаю отрывок из сказки “Маугли”, а потом вы выберите правильный ответ:

“… В диких лесах Индии в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш. Его звали Маугли.

Он очень любил своих братьев волков. Но у него было много недругов в лесу.

Однажды его это ток расстроило, что он расплакался и спросил у своей учительницы – пантеры: “Почему меня не любят?”

Тебя не любят за то, что ты вытаскиваешь занозы из лап, за то, что ты – человек …”

Рисунок 1

Выберите правильный ответ:

а) “Я - человек”;

б) “Я - ребенок”;

в) “Я - взрослый”.

Ответы детей, доказывают свой выбор.

После ответа показываю обложку, на которой название энциклопедии “Я – человек” и рисунок человека.

Рисунок 2

Молодцы. С этим заданием справились. Я – человек. Ты – кто? А ты – кто? и т.д. А вместе мы – кто? А кого больше? Людей или детей? Взрослых или женщин? Людей или взрослых? Детей или мальчиков?

Давайте откроем вторую страницу.

Рисунок 3

Рисунок 4

Кто и что на ней нарисовано? Почему все это на одной странице?

Ответы детей (Все - живое).

Вот комнатное растение <Рисунок 3>. Решите задачу про него: растение – живет, растет, питается, цветок – это растение, значит … (рассуждения детей).

(ответ: цветок – живет, растет, дышит, питается).

А теперь, давайте, сравним животного с человеком <Рисунок 3>

Ответы детей.

Чем они похожи, чем отличаются? Можно ли сказать, что человек – это животное? Значит вывод – человек – это … (вывод делают дети. Вывод делается на основе сравнения признаков животных и человека: ведь животное, как и человек, растет, дышит, питается, двигается, размножается, играет, погибает, рождается. При рассуждении нужно подводить детей не только к сравнению внешних признаков).

И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путешествие. Вот мы и на следующей странице. (Рассматриваем рисунок на ней).

Рисунок 5

Где живет человек?

Ответы детей.

А вот древний человек жил в темных холодных пещерах. Ему нравилось так жить. Истинно это или ложно?

Ответы детей.

Конечно же, нет. Решил человек строить дома. Давайте же посмотрим, какие дома он строил. (Рассматриваем картинки – старые дома: деревянные, мазанки, шалаши, юрты, палатки, бараки).

Как все эти картинки можно назвать одним словом? (Дома). Что общего между этими картинками? (Это – жилье).

На какие группы можно разделить все эти картинки? Почему так? Объясните.

Ответы детей. (По материалу, из которого они сделаны).

А теперь попробуйте зарисовать то, о чем мы говорили – построим модель. (Модель строим под “прямой диктант”. Я диктую, а дети обозначают слова точками).

Текст: все это дома, их можно разделить на две группы (по материалу, из которого они сделаны), деревянных два вида домов: бараки (Б) и одноэтажные дома (Д). Материя (М) – три вида: палатка (П), юрта (Ю), мазанка (М).

Рисунок 6

Рисую свою модель, “ошибаюсь”, дети сравнивают модель воспитателя со своими, исправляют неточности.

А вот древние индейцы жили в Северной Америке, занимались они сельским хозяйством, были у них вигвамы. (Дальше идет рассказ воспитателя о вигвам, из которого дети должны понять, что вигвам – это жилье, дом, но слов “жилье”, “дом” в рассказе воспитателя быть не должно. Дети должны сами догадаться, что такое “вигвам”, только потом показать картинку с изображением “вигвам”).

Так что такое вигвам?

Ответы детей.

Как узнали, что вигвам – это дом, в нем можно жить?

Ответы детей.

Раз это жилье, значит, ему можно найти место в нашей модели. Обозначьте вигвам (В). (Самостоятельная работа детей).

Рисунок 7

Дети объясняют, почему так.

Вывод, который делают дети: какой бы дом ни был, из чего бы не был сделан, человек будет жить в нем, а не на улице.

Вот и еще одну страницу заполнили. Давайте посмотрим, что мы уже сделали: мы составляли энциклопедию, говорили о том, кто такой человек, чем человек отличается от животного, заполнили страницу о жилище человека, и осталось у нас еще много чистых страничек в нашей энциклопедии, чем же можно их заполнить, о чем можно еще написать в книге под названием “Я - человек”. Наверное, об еде, одежде, транспорте, профессиях, любимых занятиях, людях и т.д. Этим мы займемся в следующий раз. И я рада, что, заполняя энциклопедию, мы учились с вами рассуждать, делать выводы, простейшие умозаключения, решать логические задачи и быть писателями: мы начали писать свою энциклопедию “Я - человек”.

Всем спасибо.

Занятие окончено.

Loading...Loading...