Когда ребенку нужно начинать читать сказки. Когда начинать читать ребенку книжки? Какие картинки рассматривать с малышом

Если говорить о детском развитии, нельзя не переоценить значение книги. Читать для детей родители обычно начинают уже в самом раннем возрасте.
В каком возрасте начинать читать?

#Книги для детей, что выбрать для чтения?#

И это правильно. Детям важно, чтобы родители читали им вслух, даже когда они сами научатся читать. Многие уже взрослые люди с удовольствием вспоминают, как мама или бабушка читали им сказки. Ведь детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь! Но многие неопытные родители задаются вопросом — когда начинать читать ребенку сказки? Ответ прост — как можно раньше. Конечно, детская книга должна соответствовать возрасту.

Лучше всего кроху знакомить с книгой с шести месяцев. Для совсем маленьких хорошо подойдут песенки и стихи — они познакомятся со стихотворным и музыкальным ритмом. А в 6 месяцев уже можно показывать книжки-игрушки. Яркие картинки, хороший материал, из которого они изготовлены, будут способствовать развитию моторики рук, тактильной памяти, воображения и образного мышления. Тогда же можно начинать читать первые книжки.

Вот в это время и можно познакомить малыша с первыми сказками. Пусть он не понимает их содержания, но мамин ласковый голос, читающий несложную сказку, будет способствовать развитию у ребенка эмоциональной связи с матерью. Для этой цели хорошо подойдут народные сказки для самых маленьких. Позже малыш уже начинает узнавать любимые сказки и радоваться, когда мама или бабушка их снова и снова рассказывают.

Когда ребенок немного подрастет, ему можно читать более сложные авторские сказки, стихи и истории, написанные специально для этого возраста. Более сложные сказки менее ритмичны, их сюжет сложнее, и они просто не будут понятны малышу. Вообще содержание детской книги должно соответствовать возрасту, иначе ребенку будет просто неинтересно. Поэтому специально обращайте внимание на то, для какого именно возраста написана та или иная сказка. Со стихами проще — даже если ребенок не поймет их содержания, мелодика и ритм стихотворения его зачаруют.

Давайте рассмотрим этот вопрос.

В первую очередь, чтение вслух — это не только познание малышом мира, но и общение родителей и детей. Для гармоничного, здорового развития ребенка крайне важно общение со взрослым, когда внимание уделяется только ему одному. Именно при совместном чтении возникает такая возможность. Кроме того, когда крохе с самых ранних месяцев жизни читают книги, то он учится говорить, пусть и не понимает еще значения слов. Зато он запоминает новые слова, звучание и мелодию родного языка. А яркие картинки помогают ребенку понять, о чем идет речь, и он начинает связывать сказку с тем, что нарисовано на иллюстрации.

Очень хорошо чтение ребенку вслух развивает его память и воображение. Сначала он учится узнавать на картинках сказочных героев, а позже начинает играть в персонажей любимых сказок. Многие сказки дети запоминают наизусть, и очень возмущаются, когда тот, кто им читает, изменяет что-то в знакомом им сюжете. Ведь для маленького ребенка очень важны предсказуемость и безопасность, а неизменный сюжет любимой истории дает ему эти ощущения. Конечно же, у сказки при этом должен быть счастливый конец!

Очень хорошо сказки воздействуют на формирование ценностей и нравственных идеалов у малыша. С помощью них он учится различать добро и зло, усваивает многие нравственные понятия. Кстати, для этой цели подойдет не только известная детская классика, но и персонализированные сказки, которые можно сочинять даже самим. Хорошо подходят сказки и для обучения новым моделям поведения — ребенок учится тому, как действовать в той или иной ситуации.
Во сколько дети начинают читать?

Обычно обучение чтению в современном мире начинается с 4-5 лет. В прошлом читать дети обычно начинали позже, но время идет вперед, и методики обучения чтению — тоже. Существуют методы обучения, при которых малыш уже в 2 года и может читать простые книжки. Хорошо это или плохо — каждый решает сам, об этом вопросе давно спорят сторонники и противники раннего развития. Но имейте в виду, что если кроха рано научился читать, его кругозор, его интеллектуальные способности развиваются быстрее. Так почему не дать ему наилучшие возможности развития?

Правда, тут есть одно «но». Даже если кроха уже читает сам, очень важно продолжать совместное с родителями чтение вслух. сказок, стихов, рассказов. Это улучшит ваш эмоциональный контакт, обеспечит широкие возможности для общения, ребенок сможет задать вам интересующие его вопросы. Кроме того, вы сможете обсуждать прочитанную сказку и историю, а значит, ребенок сможет больше извлечь из каждой книги для себя. Некоторые специалисты советуют продолжать читать ребенку вслух как можно дольше. Тогда любовь к книге, да и взаимопонимание с родителями, сохранится в нем на долгие годы. Читайте больше, читайте вместе с детьми!

Сказки можно начинать читать уже тогда, когда вы только забеременели, ведь малыш чувствует эмоции будущих родителей и вскоре начинает слышать их голоса. Чтение сказок успокаивает и маму и ребенка и создает их крепкую связь. В такое время подойдут стихотворения, добрые неэмоциональные , желательно русские народные произведения. Не забывайте также об успокаивающей музыке и колыбельных. Поверьте, ребенок всё чувствует и понимает!

Главным правилом при определении сказки после рождения послужит правило “сказки по возрасту”. В раннем детстве отлично подойдут сказки коротенькие с достаточным количеством звуков, подражающих животным. Мяу-мяу, кар-кар и тому подобные короткие фразы помогут ребенку быстрее начать говорить самому. Ведь ему так интересно повторять всё за вами!

Когда ребенку исполнилось 4 годика, станут важны сказки с сюжетами, яркими событиями, эмоциональными переживаниями за героев. В таком возрасте самое время подбирать сказки, в которых решаются общие проблемы добра и зла, их уже можно обсуждать совместно и учиться решать. Лет до шести основу вашей сказочной библиотеки должны будут составить сказки про животных. После 6 лет сказка должна содержать уже конкретный сюжет и идеальными станут авторские сказки, проверенные временем. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен – отличный выбор.

С 7 и до 11 лет пора начинать читать сказки Линдгрен, Милна, Родари… Превосходно будет, если ребенок будет читать их уже сам, но, конечно, с вашей помощью. Помните: первая книга, прочитанная ребенком, запомнится ему навсегда! Не забудьте также начать читать сказки Пушкина в стихах.

Ваш ребенок уже в подростковом возрасте? Не думайте, что сказки ему больше не нужны. На смену детским сказкам приходят вполне взрослые, с приключениями и фантастикой. Хороший пример: Приключения Электроника.

И напоследок: если даже вы не выбираете сказки онлайн, а предпочитаете покупать книги, внимательно следите за тем, чтобы изложены сказки были в оригинале, а не в современном варианте. В любом случае перед началом чтения, перечитайте текст сами. Это связано с проблемой появления огромного количества книг, которые красивы на вид, но текст их порой искажен до безобразия.

Чтение сказок для детей – привычная процедура для каждого родителя. Чтобы ребенок успокоился, многие мамы и папы прибегают к данному методу, выбирая увлекательные детские книжки с различными картинками и интересными историями. Но далеко не все знают, с какого возраста читать ребенку сказки не только можно, но и нужно.

Кроме того, важно грамотно подбирать специальные книги, которые должны полностью соответствовать развитию малыша. Это поможет ему понимать прочитанное и извлекать из него основной смысл.

Как понять, что уже можно читать ребенку?

Читать ребенку книжки можно с раннего возраста. Психологи утверждаются, что в будущем таким детям будет намного проще общаться со своими сверстниками, они легко будут заводить новые знакомства и быстрее заговорят по сравнению с другими детьми.

Начинать читать книжки можно с того момента, как малыш научился фокусировать свое внимание на определенных предметах. В результате родители уже могут постепенно начинать демонстрировать малышу яркие и несложные картинки. Это, так называемый, подготовительный процесс перед началом чтения сказок и других книг. Прежде всего, важно установить эмоциональный контакт между мамой и малышом. Демонстрируя картинки, обязательно проговаривайте, что на них изображено. Таким образом, ребенок будет постоянно слышать голос мамы, и стараться повторить услышанное.

Читать книги нужно с раннего возраста, усаживая малыша на колени. Это психологический контакт, в процессе которого ребенок учится доверять родителям, слышит их голос, старается контактировать с мамой и папой.

В этом случае работает правило: чем чаще читать ребенку книжки, тем быстрее он сможет заговорить. Ведь постоянное чтение – один из важных элементов развития детской речи. Следующий этап регулярного чтения – пополнение пассивного словарного запаса малыша, расширение его кругозора. Малыш старается визуализировать то, что он услышал, начинает работать его воображение, фантазия, отмечают активное развитие памяти. Рекомендуется читать сказки не только перед сном, но и на протяжении дня – по несколько раз за день.

Причем не стоит заставлять ребенка вас слушать. Нужно выбрать время, когда малыш ничем не занят и отдыхает после игры. Процесс чтения не должен вызывать у детей негативные эмоции.

Выбираем книжку по возрасту

Отвечая на вопрос, с какого возраста можно читать ребенку, психологи утверждают: чем раньше, тем лучше. В процессе чтения малышам до 1 года, нужно помнить о некоторых важных нюансах:

  • В первую очередь нужно показывать малышу картинки – это должны быть яркие изображения, на которых нарисован один или два персонажа (не стоит слишком перегружать мозг маленького ребенка).
  • В таком возрасте родители могут использовать специальные книжки-игрушки, что предполагают постоянное воздействие малыша с книгой. Таким образом, ребенок будет принимать непосредственное участие в процессе чтения.
  • Идеальным решением считаются книжки с соответствующими клапанами, с разными кнопками и прочими подвижными деталями. Детям нравится трогать шершавые страницы, тянуть за веревочку, трогать пушистые вставки и многое другое.

Однако не стоит переусердствовать и не путать обычный игровой процесс с основным заданием – научить малыша слушать. Одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями – сделать все возможное, чтобы ребенку была интересна человеческая речь, а не только картинки. По мере взросления дети начинают понимать то, что они слышат. Со временем малыш разберется и поймет смысл новой информации.

Потому стоит выбирать книги с небольшим количеством спецэффектов, чтобы это не переросло в банальную игру. Потребуется дать малышу некоторое время, чтобы он успел рассмотреть картинку и сосредоточиться на ее элементах.

Для детей до года можно приобрести сенсорные книги – это мягкие и развивающие книжки, не лишенные сюжетной линии. Очень хорошо «работают» сказки, где минимум текстовых блоков и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Родители имеют возможность знакомить свое чадо с небольшими стихами – как правило, это легкие четверостишья.

Для более взрослых детей – от 1,5 года, можно осваивать специальные детские энциклопедии, где автор поднимает различные интересные темы. В первую очередь малыш начинает распознавать существительные, с течением времени он узнает глаголы. Потому ближе к двум годам можно смело составлять короткие предложения, в которых всего 2-3 слова.

Но пока малыш еще не научился разговаривать – за него говорят родители. Они могут с легкостью интерпретировать любую историю на собственный лад.

От 1,5 года до 3-х лет – можно смело переходить к чтению коротких историй про разных животных, читать более длинные стишки и не отказываться от увлекательных сказочных историй. В этот список нужно добавлять книги с картинками, по которым малыш может самостоятельно «прочитать» или придумать историю.

Читаем сказки вместе с детьми

Читаем сказки детям, как минимум, два раза в день – перед дневным и вечерним сном. Во время прочтения важно вести диалог со своим чадом – переспрашивайте его о прочитанном, обсуждайте определенные ситуации, которые случились в рассказе. Вместе проговаривайте поступки героев (хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж).

Если малыш отказывается вместе читать определенную книгу, необходимо прибегать к альтернативе – пускай, он или она самостоятельно выберет книгу, которую можно прочесть в данный момент. Когда ребенок самостоятельно берет книгу и просит маму или папу вместе с ним почитать – ни в коем случае не нужно ему отказывать.

Совместное чтение с ребенком помогает наладить связь между дочкой/сыном мамой и папой. Это необходимо для дальнейшего взаимопонимания сторон. Ребенок будет чувствовать тепло, семейный уют и доверие.

Как правильно читать сказки ребенку


Важно всегда прислушиваться к своему чаду и учитывать его настроение: если малыш наотрез отказывается сегодня слушать какую-либо книгу, нужно учесть его пожелание. Пройдет немного времени, и он сам предложит почитать вместе с мамой и папой.

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.

Loading...Loading...