Конспект индивидуального занятия по автоматизации. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "В гостях у Зайки"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 15 г.о. Отрадный

Самарской области

Конспект индивидуального занятия

« Звук [С]»

Учитель-логопед: Карабанова М.В.

2010 год

ТЕМА: ЗВУК [С].

Дата проведения индивидуального занятия: 15.09.2010.

Время проведения: 10.20-10.35

Продолжительность занятия: 15 мин

ЦЕЛЬ:

- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [С],

по подражанию.

ЗАДАЧИ:

Научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами, выполнять артикуляционные упражнения для звука[с].

Формировать длительную направленную воздушную струю.

Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

Учить определять наличие звука [с] на слух в ряду звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ

Наглядный материал:

Книга со сказкой «Теремок» с цветными иллюстрациями;

Демонстрационный материал:

(Формат-10\12, картинки реалистичные) Предметные картинки с изображением - (кость, суп, фрукты - яблоки и груши, персики, сливы, ранет).

Лингвистический материал:

З вуки: ф, с, ш, т, з, с, б, д, ж, с, м, с...

Слова: - кость.

Суп.

Собака.

Речевой материал в деятельности:

«Кто, кто в теремочке живет?»

Организационная форма: чтение сказки - «Теремок».

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Порядковый номер занятия: 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Логопед. Доброе утро! Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказкой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Ребенок отвечает.

2. Основная часть.

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота» ).

Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.

Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок», «Пошлепаем по язычку» и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.

З. Скакал мимо заяц (открывается следующая страница). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок. А у него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра: Мы сейчас посмотрим и пересчитаем, какие фрукты заяц положил в корзинку. Загибай один пальчик на каждый фрукт.

«Фрукты».

Вот у зайца Димочки

Фрукты все в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.)

Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая страница). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение «Почистим нижние зубки»). Мечтает она о вкусном обеде.

Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть - тость - кошть - кость.

Чупчик - тупчик - суптик - супчик.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе.

5. Идет мимо большой... (открывается следующая страница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Лопата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.

Как только услышишь, что теремок скрипит, хлопни громко в ладоши, чтобы все услышали. Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с, б, д, ж, с, м, с...

ИТОГ: Так и сломал медведь теремок. Как скрипели стенки у теремка?

Ребенок отвечает: С-с-с-с…. Ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! А чему научился ты за это занятие? Какой звук ты учился произносить? Произнеси его? (с-с-с…). А какой звук ты определял на слух? Произнеси его. (с-с-с…).

Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот - умница!

Зам. директора по ВОР

Автайкина Е.В.

Автоматизация звука [с]

Автор: Гребенщикова Ольга Анатольевна, учитель - логопед
Место работы: КОУ ВО «Бобровская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах и словах".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
1. артикуляция звука [с];
2. физкультминутка « В пучине морской»;
3. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(стихотворение читает учитель - логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)

1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.

2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Лопата» (стихотворение читает учитель - логопед):
Язык «лопаткой» положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!

3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).

4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.

5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.

6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).

«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):

Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. (уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. (учитель – логопед использует мнемотаблицу).

4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем - десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.

5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных, которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
(следи за произношением звука [с]).

5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).

Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко - слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV. Подведение итогов
(с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!

Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах»

Цель:

автоматизировать звук [с] в словах.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в правильном произношении звука [с] в начале, середине и конце слов;

Активизировать словарный запас по теме: «Транспорт».

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать фонематические процессы;

Развивать речевое дыхание;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Совершенствовать пространственные ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Воспитывать усидчивость.

Тип занятия:

закрепление.

Этап работы:

автоматизация звука.

Организационная форма проведения:

индивидуальная.

Возраст ребёнка:

Оборудование:

индивидуальное зеркало, картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, экскаватор, лодка).

Лингвистический материал:

слова (в том числе насыщенные звуком [с]) на тему: «Транспорт» (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, лодка, экскаватор).

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

4) Игра «Разложи картинки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Отгадай загадки».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

На столе учителя-логопеда разложены картинки на тему: «Транспорт» (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, лодка, экскаватор).

Учитель-логопед:

Посмотри на картинки. Подумай и назови тему сегодняшнего занятия.

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

Сейчас мы с тобой отправимся на самолёте в путешествие, во время которого узнаем много нового и интересного. Полетели! (Учитель-логопед и ребёнок изображают полёт на самолёте)

Первый город, в котором мы оказались, называется Весёлый Язычок. Речь у всех жителей этого города всегда правильная и красивая, потому что они постоянно выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполним артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Часики», «Качели», «Желобок» перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

А теперь пересаживаемся в лодку и плывём по реке.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Лодочка».

Две ладони я прижму

И по речке поплыву.

(Ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(Выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

3) Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Учитель-логопед:

Выполним дыхательную гимнастику «Ветерок».

Поднести ладонь правой руки к губам. Между губами и ладонью – 10-15 см. Дуть на ладонь холодной воздушной струёй. То же самое – с ладонью левой руки. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

4) Игра «Разложи картинки» (на совершенствование фонематических процессов).

Учитель-логопед:

А теперь поиграем в игру «Разложи картинки».

Перед тобой картинки с изображением видов транспорта (самолёт, вертолёт, машина, автобус, самосвал, газель, трамвай, троллейбус, лодка, экскаватор). Разложи эти картинки в две стопки: в одну – виды транспорта, в названии которых имеется звук [с] (самолёт, автобус, самосвал, троллейбус, экскаватор), в другую – виды транспорта, в названии которых нет звука [с] (вертолёт, машина, газель, трамвай, лодка).

Молодец! Правильно разложил картинки.

3. Динамическая пауза «Самолёт».

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:

Полетели, полетели,

(Стойка ноги врозь)

Вперёд руками завертели.

(Вращение руками перед грудью)

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

(Развести горизонтально руки в стороны)

Правое крыло вперёд,

(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперёд)

Левое крыло вперёд.

(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперёд)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Замечательный пилот

В путь отправил самолёт.

(Произвольный бег с расставленными в стороны руками)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Учитель-логопед:

А этот город называется Загадки-Отгадки.

Игра «Отгадай загадки».

Учитель-логопед:

А теперь отгадай загадки.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а птиц обгоняет. (Самолёт)

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Что за чудо-дом, ребята,

Пассажиров много в нём.

Усами проводов касается,

Транспортом называется. (Троллейбус)

Поднимает кверху кузов -

Избавляется от грузов. (Самосвал)

Кто своим ковшом на славу

Прокопает вам канаву?

Строить дом и элеватор

Помогает. (Экскаватор)

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [с]».

Учитель-логопед:

Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [с]». Я буду произносить слова, обозначающие виды транспорта, а ты слушай внимательно. Если услышишь в слове звук [с], хлопай в ладоши.

Автобус, машина, самолёт, вертолёт, самосвал, трамвай, троллейбус, газель, лодка, экскаватор.

Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [с])

Нам пора возвращаться домой. Полетели!

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах» Тема:Звук [Ц] Этап:АвтоматизацияЦель:Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах. Задачи:1. Образовательная: Автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, тексте» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [р]. 2. Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 185 г. Хабаровска. Конспект индивидуального.

Цель: автоматизация звука [С]

Задачи:

Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно - развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального занятия

«Автоматизация звука [С]

в слогах и словах»

Подготовила:

Учитель-логопед

Савосина Т.А.

Г. Саратов, 2015 г.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]

Цель: автоматизация звука [С]

Задачи:

Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно - развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка» .

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетела бабочка. Давай покажем бабочке как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.

Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».

Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».

Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».

Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».

Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».

3. Воздушная струя.

Логопед: Пока мы делали упражнения, бабочка сидела на цветочке. Давай поможем ей взлететь.

4. Изолированное произнесение звука [с].

Логопед: Чтобы летать, бабочке нужен ветерок. Покажи как дует ветерок.

Ребенок: (произносит длительно) С-с-с-с-с-с-с-с-с

5. Автоматизация в слогах

Логопед: Пока наша бабочка летала, совсем забыла все слова, которые знала. Давай ей поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.

Логопед: Ли…Ко… О… Ве… Ча… Бу… У… Абрик… Какт… Глоб… Подн… Автоб…

Ребенок: са…са… са…сы… сы… сы… сы… ос… ус… ус…ос…ус

6. Д/и «Поймай звук»

Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], поймай его - хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ла, са , ры, вы, сы , мо, со , ру, …

Ряд простых слов: с ок, дом, с анки, с умка, кот, и т.д.

7. Автоматизация в словах.

Логопед: Бабочка принесла нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:

Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака.

Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.

Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка.

8. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась (тянем ручки вверх)

Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)

Раз - росой она умылась (показываем как она умывается)

Два - изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)

Три - нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)

На четыре – улетела (машем ручками, показывая как бабочка летит).

7. Мелкая моторика.

Логопед: Бабочка принесла тебе задание. Обведи по точкам и назови кто это. Ребенок: Собака.

8. Итог занятия.

Логопед: бабочка хочет знать слова со звуком [С] ты научился произносить на занятии. Давай вспомним.

Вручается картинка бабочки и предлагается дома раскрасить ее.


Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

С точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слоги и слова.

Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.

Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.

Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:

1. Обучающие задачи:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
  • формирование понятий «звук», «слог».

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
  • воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.

4. Коррекционные задачи:

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
  • преодоление речевого негативизма;
  • повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет.

Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.

Используемые технологии в коррекционной работе:

  • игры и игровые приемы;
  • словесные инструкции;
  • наглядные методы;
  • использование графических схем;
  • здоровьесберегающие технологии: использование массажных мячиков
  • мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.

Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.

Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.

При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:

  • Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
  • Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  • Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
  • интернет- ресурсы.
  • программа Microsoft Power Point.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Цель :

  • автоматизация звука [С] в прямых слогах

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
  • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
  • Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах.
  • Познакомить с буквой, обозначающей звук С
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать интерес к содержанию занятия;
  • Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов.
  • Преодолевать речевой негативизм.
  • Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Оборудование:

  • Большой конверт с вложенными в него заданиями;
  • картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
  • схема артикуляции звука [с];
  • карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент Мне сегодня передали письмо и сказали от­крыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.

Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!»

Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.

Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик…
2.Сообщение темы занятия Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».

Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку»

Выполнение упражнений.
3.Анализ артикуляции звука Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,

Губы принимают какую форму: круглые или в улыбке?

Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Куда направлена воздушная струя при произнесении звука с?

- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке

Зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка

Воздушная струя направлена посередине языка

4.Характеристика звука(СЛАЙД) Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?

Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем?

Звук С – глухой или звонкий? (почему?)

Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.

Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают.

5.Закрепление звука в изолированном виде. Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси: с-с-с.Из конверта высыпа­лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я чи­таю слово, а ты в конце произносишь звук [с].

Остальные картинки представлены на слайде.

Картинки (Логопед, про­говаривает слова без последнего звука: глобус, автобус, насос, ана­нас, абрикос, пылесос.)

Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА

Звук С обозначаем буквой С.

Элемент у буквы С направлен в какую сторону: вправо или влево?

Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону.
7.Развитие фонематического слуха. Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко со­жми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил? Звук С
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. Чтобы каждый узелок развязать, нуж­но произнести волшебные слова:са — са –са

сы -сы-сы

са — са –са

сы-сы -сы

са — са -са

сы-сы-сы

сэ -сэ-сэ

сэ-сэ -сэ

сэ-сэ-сэ

Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге.
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) - Послушай: сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.

Давай обозначим фишками и буквами эти звуки.

Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?)

Аналогично проводится работа с последующим звуком слога.

-Два звука.- Первый звук С, второй-А.

Звук С- обозначаем синей фишкой, потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С

10. Домашнее задание Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар­
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о - са.ли - са

ве - сы коле - со ко - сача - сы

Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог.
11.Итог занятия. Осталось узнать, кто же при­слал нам все эти задания?Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?..

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб­ражен Буратино.

Оказывается, Буратино решил проверить, спра­вишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произно­сил. Какой это звук?

Loading...Loading...