Прекрасные дамы. Можайское благочиние «Бородино - это где-то в Италии…»

Мартин – настолько большой артист, что я стал менять его роль, добавлять. « Как только смогла оставить ребенка, Маргарита добралась до этого проклятого Бородина. Для этого Маргарита продала все свои драгоценности, заложила имение в Туле и к 1820 году Спасская церковь (по имени иконы, которую подарил ей муж) была закончена. Работу художников, как и специалистов по визуальным эффектам следует отметить особо. Это придало мне сил и, как мне кажется, все получилось и срослось.

В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто муж подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот все, что тебе осталось. » В тоже время она услышала таинственный голос, сказавший по-французски: «Твоя участь решится в Бородине. » Проснувшись в сильном волнении, генеральша поведала обо всем супругу. Я играю Ирину в спектакле «Три сестры» Андрея Сергеевича Кончаловского. Мощная актерская пара. А когда дошло до сцены безумия Ирины, у него мурашки по коже побежали.

  • Тучкова, Маргарита Михайловна это
  • Маргарита Тучкова // Смерть и жизнь на Бородинском поле
  • Алексей Мизгирев снял фильм о людях, которые защищают свою честь
  • 171Дуэлянт187:роман Дюма в декорациях Достоевского и с характерами Лермонтова
  • Юлия Хлынина – биография информация, личная жизнь

По сути он заказчик этих убийств, а исполнитель – дворянин Яковлев. В июле 1822 г. их посетили Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1871), впоследствии дипломат и мемуарист и дальний родственник 8212 поэт, переводчик и путешественник Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). На съемочной площадке было много трюковых элементов и он их исполнял сам. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года, пережив своего Александра на 40 лет.

Это осталось в картине. Едва она, с тяжелым сердцем, вернулась на стоялый двор, как все объяснилось. Герой Машкова, граф Беклемишев, – это второй главный герой.

Для героя Владимира Машкова мир открыт. Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Барон Старое – персонаж-немец играет его крупнейший немецкий артист Мартин Вуттке. К тому же, он частенько поднимал на жену руку.

  1. Отзыв: Фильм Дуэлянт (2016) – Дворянин не примет вызова от собаки обзор Александра Монами
  2. Юлия Хлынина:«Дуэлянт» – как оркестр, где у каждого своя партия»
  3. Парфюмер: История одного убийцы /
  4. Влюблённым предстояло расставание
  5. Не все мы умрем, но все изменимся
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Марфа Матвеевна Тучкова (Кожина)

Правда, рассказанная через дуэльный кодекс. Его мать дружила с Нарышкинами и вскоре сумела убедить родителей Маргариты, что только ее сын сможет обеспечить их дочери достойную жизнь. Здесь и подкупленные секунданты и незаряженные пистолеты. Эта отправная точка заявлена изначально в описании фильма. Они зависят друг от друга и в то же время друг друга уничтожают.

Она попросила об одном – отпустить на волю брата Михаила. Петр на это пошел. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Все боялись за ее жизнь. В это время в великосветских гостиных блистал некий Ласунский.

Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных родителей. Все было бесполезно – в носилки с раненым Александром попало ядро – от ее любимого не осталось ничего. Так что погребение прошло без хорового пения, положенного по православному обряду. С одной стороны история жанровая, с другой – реалистически достоверная.

Они впервые вдвоем на экране. Долго она искала его среди сотен изувеченных трупов, разбросанных по полю. Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара и за лекаря.

Удивительно, что вместе они никогда не играли. Кроме того, в портфолио компании – телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров. Свербеев Д. Н.

Все открылось и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Однако после свадьбы все изменилось. И вот так родился фильм 171Дуэлянт187, оригинальная история, не основанная ни на чем, но опирающаяся на реальные истории дуэлей, во время которых был велик уровень подлости.

Я никогда не выдумываю персонажам имена. Он понял, что я его женщина. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Княжна Марфа Тучкова (Юлия Хлынина) проходит путь от «предмета обожания» Беклемешева до «трофея» его противника. Главный герой – бывший дворянин Яковлев (Петр Федоров) после долгих лет скитаний приезжает в Петербург 1855 года с одной-единственной целью – вернуть себе поруганную честь и отнятый дворянский титул. «Фильм «Дуэлянт» рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, – комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. Дуэль – это очень русская история.

Знаете, есть такой критерий актерского мастерства – быть или казаться. Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И мой молодой человек сказал, что именно тогда я поразила его своей внешностью.

Мне жаль было ее насупившись, я смотрел на мать исподлобья». Однако Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Дуэль была кульминацией отношений. В итоге разрешение было получено. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть.

Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные – он убивает людей. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки.

На счету «Нон-Стоп Продакшн» – фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Да и не нужно. Нам важна достоверность. Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Но различие героев Петра Федорова и Кристофера Уокена налицо.

Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России. Нисколько не смущаясь, Ласунский продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. Горе сразило Тучкову. И артист абсолютно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп. » Это опасно и Петр и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл. В противовес герою Петра Федорова, который убивает, но живописно мучается, Владимир Машков (граф Беклемешев) в «Дуэлянте» однозначно отвратителен и по-шекспировски коварен, даже извечный «детский синдром» излюбленный прием американских режиссеров, объясняющих кровожадность маньяков травмой, нанесенной в дремучем детстве, не спасает ситуацию.

Он пророс в эту роль. Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. Был октябрь и все поле было завалено непохороненными телами. Это знакомый и незнакомый город, но он именно свой, такой, каким его знаем мы. Причем у нас получилось очень романтичное знакомство.

В 1837 году на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. Фильмы, подобные «Дуэлянту», ругать нельзя. Государь навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее.

Временами мы видим не классическую дуэль, а игру «в орлянку». На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: « ». Это фантастика для большого экрана, каким является формат IMAX. в своих записках так описал встречи с «еще молодой, еще красивой и в самом деле привлекательной» Тучковой М. М. : «Норов узнал, что за городом, в Екатеринентале, находится его родственница, вдова убитого под Бородиным генерала Тучкова и на другой же день мы к ней отправились. Не замужем, но состоит в отношениях и называет своего молодого человека женихом.

Вуттке справился с ролью легко и изящно. У героев разные возможности. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. И хотя она не была святой и не являла чудеса исцеления, не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица, но эта женщина сделала столько добра, что когда ее хоронили, все монахини плакали и не могли петь. Она потеряла чувство времени и пространства, не воспринимала лица, не могла говорить.

Он не имеет отношения к миру кино – окончил МГИМО, старше Юлии на пять лет. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. – Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение.

Мне не хотелось делать примитивную пару «хороший-плохой». И не пытайтесь угадать улицы: кроме Зимней канавки вы ничего не узнаете. Петр этого не делал. Вскоре брат вернулся с каторги. И, оказывается, существует малоизвестный параграф о замене.

Вот Петр – это не казаться, Петр – это быть. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Их просто смотрят в комфортабельных залах ультрасовременных кинотеатров под мерный хруст попкорна, а после говорят: «Да, хороший был вечер8230».

Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером. Я никогда этого не делаю. Он пришел ко мне на спектакль. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром.

Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Таки образом, абсолютно чужой человек может пострадать или стать убийцей. Там подробная инструкция о том, что такое дуэль.

Понятия самой Маргариты о браке были еще очень неопределенными (ей было 16 лет), а Ласунский был так привлекателен. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильм играет также Франциска Петри) и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе. До последних дней своей жизни она жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. «Дуэлянт» выпущен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. Слишком хорошие артисты были у меня в руках.

(1781-01-02 ) Гражданство:

Российская империя

Дата смерти: Отец: Мать: Супруг:
  1. Павел Михайлович Ласунский
  2. Александр Алексеевич Тучков (1778-1812)
Дети:

Николай (1811-1826)

Тучкова Маргарита Михайловна (2 января (17810102 ) - 29 апреля , Бородино) - урождённая Нарышкина , впоследствии инокиня Мелания, игуменья Мария, основательница Спасо-Бородинского монастыря . Жена героя Отечественной войны 1812 года генерала А. А. Тучкова , сестра декабриста М. М. Нарышкина , племянница графини Е. А. Мусиной-Пушкиной .

Биография

Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской. Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Волконской, ур. Кошелевой. Кроме неё в семье было ещё пять дочерей и два сына.

Маргарита с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

Первый брак

В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского. Он был единственным сыном вдовы Ласунской, которая был очень дружна с Нарышкиными, и родители решили между собой, что поженят детей. Павел Ласунский охотно согласился на брак, благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

Второй брак

С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

Маргарита Михайловна сопровождала мужа в Шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё Костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме, где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражение .

Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли , он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

Существует предание о предчувствии Маргаритой Михайловной гибели своего супруга: «Твоя участь решится в Бородине» («Ton sort finira a Borodino») - услышала во сне супруга генерала Тучкова, задолго до Бородинского сражения. Они вместе с мужем безуспешно искали по карте этот населённый пункт на бескрайних просторах России и не нашли его на листах карманного географического атласа.

Вдовство

Художник Семён Кожин. М. М. Тучкова на Бородинском поле. Панихида по генералу А. А. Тучкову. Холст, масло. 120×180 см.

Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

Николай Тучков, 1820 год

Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко , так ласково она его звала. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревели :

День проходит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!

В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году . Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны , с которой она вела переписку до своей смерти.

Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года . На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря, рядом с мужем и сыном.

" Не рядом с мужем, в склепе под спасским храмом гробы с телами игуменьи и сына, смерть генерала Тучкова была примерно на том месте где стоит Спасский храм.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Основательница Спасо-Бородинского монастыря - Игуменья Мария (видео)
Маргарита Тучкова. Подвиг любви и веры

… Свадебный кортеж с молодыми возвращался после венчания из церкви на Пречистенке. Внезапно коляску с новобрачными остановил нищий старец, опиравшийся на посох. «Мария! — неожиданно сказал он, — возьми посох!» «Ты ошибаешься, отец, у меня совсем другое имя, я Маргарита», — ответила новобрачная. Но старец настаивал. Молодая женщина, недоумевая, приняла из его рук странный подарок, а старец в безобразных лохмотьях в следующую минуту словно растаял в воздухе…

Маргарита родилась 2 января 1781 года в семье потомственных дворян Нарышкиных. Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Маргариту в семье в детстве звали Огоньком. Это была большая дружная семья, и Маргарита была всеобщей любимицей. Все отмечали, что Маргарита — девушка образованная, тонкая, страстная и очень религиозная. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного ее портрета в молодости, хотя известно, что она была высокого роста и очень стройна.




В шестнадцать лет по воле своих родителей Маргарита Нарышкина вышла замуж за Павла Ласунского — его мать была близкой подругой матери Маргариты, урожденной Волконской, и они решили поженить своих детей. Но муж оказался гулякой и пьяницей. Он прямо объявил жене, что не собирается порывать со своими многочисленными подружками, а в качестве утешения посоветовал ей завести себе любовника из числа его друзей. Надо ли говорить, что для Маргариты это явилось настоящим шоком. Она скрывала это довольно долго, пока мать, видя, что ее дочь находится в ужасном состоянии, не узнала обо всей этой истории. Нарышкины были очень влиятельной семьей, поэтому удалось быстро добиться от Синода развода и возвращения Маргарите прежнего положения. Она вновь называлась девица Нарышкина.

Словом, жизнь Маргариты начиналась довольно драматично. А кому пожалуешься? Какие подруги в шестнадцать лет, с которыми можно обсудить столь серьезные проблемы? Отчаяние и обида поселились в душе, свое нашептывала уязвленная гордость… Какой возможен дальнейший путь? Брак по расчету? Маргарите это не подходило, ведь она была натурой романтической, эмоциональной, чувствительной. Можно было поставить крест на своей личной жизни, обратиться к Богу. Но обращение в столь раннем возрасте, когда жизнь полна радостей и удовольствий, когда еще ничего по-настоящему хорошего и не было в ней, тоже было противно живой и деятельной натуре Маргариты. Какой же выход? Она втайне надеялась, что судьба ей улыбнется. Главное — терпение и выдержка. И Нарышкина стала ждать…

После всей этой печальной истории первого замужества Маргарита неожиданно для себя влюбилась. Влюбилась в блестящего генерала, красавца Александра Тучкова, которого в столице называли Аполлоном. Молодые люди встретились на одном из балов и полюбили друг друга. Тучков попросил руки Маргариты у ее родителей, но те отказали, потому что были напуганы неудачным предыдущим браком, и несколько лет не давали своего разрешения. После отказа родителей и отъезда Александра за границу Маргарита стала угасать на глазах. Нужна ли она ему, разведенная, с незадавшейся жизнью? Она ревновала, мучилась, ее душа металась. Вот он уехал и даже не попрощался… Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Это было письмо от Александра Тучкова на французском языке. И каждая строфа заканчивалась словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита».

Только в 1806 году молодые обвенчались, и Маргарита стала сопровождать мужа в военных походах. Да, женам русских генералов разрешалось следовать за мужьями фронтовыми дорогами, но сколь немногие воспользовались этой возможностью! Деятельный, неунывающий характер помогал Маргарите переносить тяготы походной жизни. Ей пришлось по пояс в ледяной воде переходить Ботнический залив во время шведской кампании. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего… Не раз Маргарита обмирала от страха при грохоте артиллерийских орудий, и это были страшные часы, когда она не знала, вернется ли ее муж живым или нет.

… Маргарита проснулась среди ночи от страшного сна. Она сидит у стола в незнакомой комнате вроде тех, что бывают на постоялом дворе. Вдруг отворяется дверь, входит ее отец и говорит со слезами: «Муж твой пал на полях Бородина». В отчаянии и слезах, даже не поняв, что это был всего лишь сон, она побежала к Александру. Услышав об этом нелепом сне, он велел тут же принести подробную карту России, и все принялись искать на ней это неведомое место — Бородино. Кто мог тогда знать, что Бородино навсегда войдет в историю России! Искали главным образом у западной границы, где был расположен тогда Ревельский полк, которым командовал Тучков. Не найдя, рассудили, что все вздор и все от перемены погоды. Наверное, Маргарита обладала очень развитой интуицией. Она ощущала, что может произойти что-то трагическое, и ее мистический сон, и все ее попытки быть рядом с мужем, как-то оградить, защитить его, говорят о том, что она многое предчувствовала…

… В тот день в бою с французами под деревней Семеновской Тучков поднял свой полк в атаку. Солдаты, оробевшие под шквальным огнем вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? — Я один пойду! — крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб каким-то шипящим облаком обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала», — так писал Федор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих «Очерках Бородинского сражения».

Маргарита узнала о геройской смерти мужа на Бородинском поле в начале сентября 1812 года. Спустя два месяца, с картой, где было помечено место гибели Александра, Маргарита отправилась в Бородино. Невозможно себе представить, что увидела эта молодая, хрупкая женщина. Десятки тысяч трупов лежали неубранные с того страшного августовского дня, десятки тысяч лошадей, оружие, техника. Все это было перемешано страшным огнем с обеих сторон.

Два дня она разыскивала тело своего мужа, но не нашла. И тогда она решила построить на этом месте церковь. Маргарита продала свои бриллианты, император Александр I прислал 10 тысяч рублей. Для Тучковой построили деревянный домик, где она поселилась вместе с сыном, родившимся в 1811 году, и руководила строительством. К 1820 году Спасская церковь была построена. Она оказалась первым памятником на Бородинском поле. Каждый день, каждый час Маргарита ощущала присутствие Александра. Он словно был рядом… Единственное, что спасало Маргариту — это сын Николенька. Как-то вечером на столе Маргарита обнаружила записку, написанную детским неуверенным почерком: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог показать Вам свое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя».

В 1826 году судьба нанесла новый страшный удар Маргарите. По делу декабристов, в кандалах, был отправлен в Сибирь ее любимый младший брат Михаил Нарышкин. Не выдержав горя от всего, что произошло, скончалась ее мать. А самое ужасное: от скарлатины в пасхальные каникулы умер любимый сын, пятнадцатилетний мальчик, в котором с каждым годом все больше проявлялись черты, внешние и внутренние, его отца, Александра Тучкова. Маргарита словно обезумела. Теперь уже ничто не держало ее в миру. Она привезла прах сына на Бородинское поле и похоронила его в склепе церкви Спаса Нерукотворного, построенной на костях ее мужа. Иногда по ночам она выскакивала из своего домика и бежала куда-то в темноту. Ей казалось, что сын и муж зовут ее. Она запиралась в склепе, и там ее находили без чувств…

Надо было как-то справляться с этой безнадежной ситуацией, и Маргарита написала письмо с просьбой о духовной поддержке митрополиту Филарету Московскому, великому архипастырю своего времени. Он приказал сделать то, что было нужно в этом случае — убрать последние крохи, что остались от Николеньки — игрушки, детские вещи. Митрополит запретил ей часто бывать и плакать на могиле сына и велел заняться делом — основать общину, чтобы утешать других вдов. Она этим занялась, и у нее все получилось — ведь и по происхождению, и по харизме, которую она излучала, Маргарита была незаурядной, сильной духом женщиной, уповающей на помощь Божию. И в этой точке произошла удивительная перемена, когда жизнь становится житием…

К 1833 году поселение вокруг Спасской церкви получило статус общежительства, пока еще не монастыря, а Спасо-Бородинский монастырь возник позже. В 1838 году Маргарита Тучкова приняла постриг и стала инокиней Меланией, а в 1840 году митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посвятил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Сбылось пророчество неведомого старца. И до самой своей смерти в 1852 году она возглавляла этот монастырь и молилась за павших на Бородинском поле.

Видимо, в минуты тяжких испытаний в человеческой душе открываются какие-то такие свойства, которые в обычное время спят. В истории Маргариты Тучковой много уникального, ведь уникальна каждая человеческая личность, и в то же время типичного. Типичного в том смысле, что множество русских женщин в то время в той или иной степени совершали подвиг, шли за своими мужьями в Сибирь, были верны до своего смертного часа памяти погибших близких. История Маргариты привлекает наше внимание и тем, что для нее как будто бы не существовало никакого другого варианта жизненного сценария. Подобно ее мужу, Александру Тучкову, погибшему в Бородинском сражении, она не знала сомнений в своем служении памяти, служении вере, России, людям…

(1852-04-29 ) (72 года)

Маргарита Михайловна Нарышкина , в 1-м браке Ласунская , во 2-м браке Тучкова (2 января (17800102 ) - 29 апреля , Бородино) - основательница Спасо-Бородинского монастыря (как инокиня Мелания и игуменья Мария ).

Биография

Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской . Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Кошелевой , которая, в свою очередь, была названа в честь своей матери «Гриты», или Маргариты Глюк - дочери пастора Глюка .

Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

Первый брак

В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского . Генеральская вдова, будучи весьма дружна с Нарышкиными, условилась о браке их детей. Павел Ласунский охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

Второй брак

С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

Маргарита Михайловна сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме , где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении .

Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли , он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине» («Ton sort finira à Borodino») . Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

Вдовство

Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко , так ласково она его звала. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревеле :

День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!

В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году . Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны , с которой она вела переписку до своей смерти.

Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года . На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря (возведённом около места, где погиб Тучков), рядом с сыном.

Напишите отзыв о статье "Тучкова, Маргарита Михайловна"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Тучкова, Маргарита Михайловна

В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.

Loading...Loading...