Подготовительная группа занятие по окруж миру. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ситнещелкановский центр развития ребенка - детский сад «Березка»

Ступинского муниципального района

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим

в подготовительной к школе группе

«Для чего человеку руки?»

Подготовила:

Воспитатель

первой квалификационной категории

Петрова Елена Александровна

Цель: дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи:

1. Воспитательные:

Воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;

Воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к нему.

2. Образовательные:

Расширять представления детей о значении рук в жизни человека;

Закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками — трогают, берут, дают; создают и т. д.

Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

Обогащать словарный запас понятиями: « ведущая рука», правая, левая.

3. Развивающие:

Развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;

Развивать двигательные навыки, мелкую моторику;

Формировать самооценку детей;

Развивать внимание, логическое мышление.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Предварительная работа:

  • ежедневное проведение пальчиковой гимнастики и точечного массажа;
  • проведение игр «Узнай на ощупь», «Весёлые ладошки»;
  • проведение настольных игр «Мозайка», «Конструктор»;
  • беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков у детей;
  • чтение произведений «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • проведение занятий по аппликации, лепке, рисованию;
  • проведение трудовой деятельности в группе;

Материалы и оборудование:

1. Мяч, магнитофон.

2. Предметы для экспериментов: карандаши с бумагой; подносы с макаронами; книги; ножницы.

3. Схемы с изображением эмоций разного настроения.

4. Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.

5. Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу, встают в круг.

Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Представьте себя маленьким солнышком, руки - теплые лучики. Сначала протяните их друг другу вперед, а затем в стороны, взявшись за руки. Согрейте своим теплом друг друга, закройте глаза и почувствуйте это. (Музыка) Глубоко вдохните и выдохните 3 раза. Откройте все глаза.

Я заметила, что во время игры вы все улыбались и относились кдруг другу с теплотой и нежностью. Пусть ваши руки дарят всем тепло и доброту. Спасибо, садитесь все на стульчики.

Сегодня я предлагаю Вам поговорить о важной части человеческого тела, а о какой, вы увидите на этой картинке, когда отгадаете загадку.

Это что за две сестрицы,

Две сестрицы-мастерицы,

Заплетают две косички.

Шьют, и вяжут, и пекут,

Только песни не поют? (Руки.)

Правильно, руки. Давайте вспомним части рук. Я буду показывать, а вы отвечать. (Плечо, локоть, предплечие, кисть, пальцы)

Каждый пальчик имеет свое имя.

Кто готов нам назвать имена пальцев? (Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя

Игра «Один - много», «Назови ласково» (Палец, локоть и т. д.)

Скажите, когда вы сегодня чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку. Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники.

Игра «Подумай и скажи»

Какими бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими, трудолюбивые, ласковые и т. д.)

Вика читает стихотворение:

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

- Спасибо всем за достойные ответы, вы очень все внимательны, вставайте в круг.

Игра «Повтори»

- Я сейчас вам покажу несколько действий подряд, а вы должны будете повторить действия в той последовательности, в которой я покажу

1.Руки подняты вверх.

2.Сделан хлопок над головой.

3.Руки разведены в стороны.

4.Руки опущены вниз.

Игра продолжается 5 раз

А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

Игра с мячом «У моей мамы (папы, бабушки, дедушки) золотые руки, потому что она умеет...».

У меня есть вот такие замечательные мячики, давайте с ними поиграем и разомнем наши руки.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Воспитатель: - Спасибо всем за игру, садитесь за столы.

Эксперименты.

№1. Рассматривание рук.

Положите обе руки на стол. Посмотрите на них внимательно, и скажите мне: сколько рук у человека?

(Две руки)

Чем похожи наши руки между собой?

(Имеют по 5 пальцев)

Ребята, давайте посмотрим, что могут делать наши руки. Перед вами лежит книга. Попробуйте перевернуть ее страницы без рук. Спрячте ваши руки за спину.

Легко вам было?

Как вы перевернули страницу?

(Носиком, можно подуть)

А теперь переверните страницу руками. Молодцы.

№2. - Следующее задание. Переложите макароны в другую тарелку без помощи рук.

А теперь руками. Видите, как наши руки работают. Много разнообразных действий выполняют руки человека.

Для чего нужны руки.

(Руки нужны для того, чтобы обслуживать себя, то есть кушать, трудиться, рисовать, одеваться и т.п.)

№3 - Хорошо. Молодцы. А сейчас проверим, одинаково ли хорошо они работают. Но для начала проверим, знаете ли вы, где правая и левая рука.

Поднимите правую руку, а теперь левую.

Возьмите карандаш в правую руку и нарисуйте на бумаге солнышко. Нарисовали.

А теперь такое же солнышко нарисуйте левой рукой.

Дима, какой рукой рисовать удобнее?

Возьмите ножницы и отрежте полоску сначала правой рукой, а затем левой.

Скажи мне, Настя, одинаково ли хорошо выполнять задание левой и правой рукой?

Та рука, которому человеку удобнее работать, называется ведущей.

Какой рукой удобнее держать ложку? (ведущей)

Поднимите руку те, у кого ведущей является правая рука. А теперь поднимите руку те, у кого ведущей является левая рука. Каких людей больше.

Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо?

Ответы детей.

Сейчас мы с вами это проверим.

Игра «Хорошо — плохо» на развитие у детей умения классифицировать.

Инструкция к работе. - У вас на столе лежат карточки. На карточках по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной.

Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.

Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?

Кристина, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?

Молодцы ребята, вставайте в круг поиграем

Мы ногами топ- топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя

Раз присели два привстали

Руки кверху мы подняли

Раз два, раз два,

Вот и кончилась игра

№4 . Эксперимент «Значение рук»

Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

Инструкция к работе. - Посмотрите, у меня есть предметы одежды для девочек. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? (двумя руками)

А кому было труднее, почему? (одной рукой)

Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно.

Я думаю, что ваши руки добрые и умелые!

Посмотрите на свои руки. Быстро они пачкаются? (Да)

А в каком месте грязь собирается больше? (Под ногтями)

Как мы должны следить за своими руками? (Мыть с мылом, подстригать ногти, не ранить руки, не брать пальцы в рот)

3. - Сегодня я убедилась, что у меня в группе очень умные, внимательные, сообразительные, дружные и воспитанные дети, которые бережно относятся не только к игрушкам, различным предметам и окружающим людям, но и к самим себе, к своим рукам!

Муз игра «Руку правую вперед…»

Литература:

1.А.И. Иванова «ЧЕЛОВЕК» Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

2. И.А. Морозова Ознакомление с окружающим. Конспекты занятий.

3. О.В. Епифанова «Развитие речи», «Окружающий мир». Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.


Светлана Емельянова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие по Земному шару»

Конспект НОД

Вид Интегрированное

Тип Формирование целостной картины мира

Группа Подготовительная к школе

ФГОС Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Тема «Занимательное путешествие по земному шару»

Цель Уточнение и закрепление знаний детей о значении леса и воды в жизни человека и всего живого.

Задачи Образовательные. Создавать целостное представление о воде, как природном явлении. Уточнить представления детей о значении воды в жизни человека, в природе. Познакомить с основными свойствами воды (текуча, без запаха, цвета, вкуса, растворитель).

Уточнять и расширять знания детей о диких животных и среде их обитания и о деревьях.

Развивающие. Развивать умение узнавать деревья по плодам и листьям. Развивать интерес к растениям, животным, окружающей среде (вода, желание больше узнать о них. ]Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к воде, лесу, диким животным.

Здоровьесберегающие. Чередовать деятельность детей, избегать усталости. Развивать мелкую мускулатуру рук пальцев.

Словарь Продолжать развивать речь, как средство общения.

Оборудование Глобус; загадки о глобусе, дереве, диких животных; Изображения рябины, дуба, ели, берёзы и их листьев; картинки с изображением лисы, медведя, белки, волка и их жилища (нора, берлога, дупло, логово); аудиозапись звуков воды журчание, капель); картинки с изображением ручья, реки, озера, моря; по 2 прозрачных стакана на каждого ребёнка, чайные ложки, молоко вода, чеснок, мандарины, сахар, салфетки, изображение капельки.

Предварительная работа Чтение литературы о лесе, животных, воде; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций; просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей; рассматривание глобуса и карты; проведение опытов с водой, песком, воздухом; изображение животных, деревьев, их листьев и плодов, водоёмов в рисунках, лепке, аппликации.

Ход НОД

Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Встают полукругом.

Ребята, давайте, и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Приветствие «Чуткие руки»

Что за чудо чудеса? Раз рука и два рука (поднимают поочередно руки)

Вот ладошка левая, вот ладошка правая (смотрят на ладони)

И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку! (руки в стороны, сгибают в локтях)

Добрые руки погладят собаку (гладят поочередно свои руки)

Умные руки умеют лечить (гладят щеки)

Чуткие руки умеют дружить (берутся за руки) Ребята, почувствуйте тепло рук соседа. Улыбнитесь друг другу и скажите: «Ребята давайте жить дружно».

Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу пригласить Вас в интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:

На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, Экватор, Полюс,

Уместил всю землю -. (глобус)

Воспитатель : Да, трудная загадка, но я вам помогу. Я принесла вам глобус.

Воспитатель: Что такое глобус? (ответы детей) Да, Вы правы. Глобус - уменьшенная модель планеты Земля.

Посмотрим ещё раз на эту разноцветную планету. А мы, ее жители как называемся? (ответы детей).

Кто увидел нашу землю из космоса первым? (ответы детей: космонавт Юрий Гагарин). Она показалась ему такой маленькой и беззащитной. Так что мы земляне должны беречь нашу планету. Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает синий цвет на глобусе? (ответы детей: реки, моря, океаны).

Желтым цветом? (ответы детей: горы, пустыни).

Зеленым? (ответы детей: леса).

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей.)

Ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? (Ответы детей).

Педагог загадывает детям загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)

Совершенно верно это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему так думаете?

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

Ответы детей:

Это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;

Это место для постройки гнезда;

для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

Для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

Для художника это объект для картин;

Для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

Дерево для горожанина -- это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Воспитатель : Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено? (деревья)

Какие? (Береза, дуб, ель, рябина)

Игра «С какого дерева листок».

Давайте подберем листочки для каждого дерева.

(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)

Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу? А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Что нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Воспитатель: Кого мы можем встретить в лесу?

Отгадайте загадки:

1. По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, да не лисица? (белка)

2. Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь)

3. Хвост пушистый, мех ворсистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Назови одним словом всех тех, кого вы назвали. Почему их так называют?

Игра «Подбери признаки»

Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?

Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.

«Подбери действия»

медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.

Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,

Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает

– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду).

Упражнение «Чей дом?»

Долго звери играли, веселились на лесной полянке, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошёл спать в свой домик Лиса-, белка -, волк -, медведь-…

Берлога чья? Нора чья? Дупло чье? Логово чье?

Возвращаемся к глобусу.

Воспитатель. Дети, а что обозначает синий цвет на глобусе? (Вода). А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки.

(звучит запись «Звуки воды»)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Называем их. (Картинки).

Ручей, река, море, озеро, океан.

Кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку.

Может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?

Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.

Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.

Воспитатель. Сейчас, ребята, пройдём и присядем за столы.

Капелька хотела бы рассказать и показать волшебные свойства воды. Для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы? Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?

Опыт 1. Текучесть воды. (демонстрирует воспитатель)

У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт). - Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну)

Опыт 2. Прозрачность воды. (коллективная работа)

У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом – молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.

В стакане с молоком ложка видна? (Нет)

А в стакане с водой? (Да видна)

А почему её видно? Потому что вода прозрачна.

Опыт 3. Вода без запаха. (коллективная работа)

Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок). А в этом стакане? (мандарины). Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха.

Опыт 4. Вода без вкуса. (коллективная работа)

Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные).

А лимон, какой на вкус? (Кислый)

Попробуйте воду, она сладкая? Кислая? Солёная? Может вода горькая? Значит, у воды нет вкуса. Когда человек использует это свойство? (Когда готовит пищу)

Опыт 5. Вода-растворитель. (коллективная работа)

Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Виден сахар? (Да)

А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?

Сахар растворился? А что его растворило? Это вода.

Вывод: Вода-растворитель. Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т. д.)

Физкультминутка «Беленькое облако»

Беленькое облако (округлённые руки перед собой)

Поднялось над крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако выше, выше, выше (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)

Зацепил за кручу, превратилось облако

В грозовую тучу.

Воспитатель. Водные богатства надо беречь. Почему? А как?

Не лить воду зря

Не пускать воду сильной струёй

Плотно закрывать кран с водой

Не засорять ручейки, реки и озёра

Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода – это наше богатство и его нужно беречь.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ВОДЫ!

Рефлексия. Где мы побывали? О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

Широта и богатство представлений дошкольника о мире вещей, об общественной жизни, о явлениях природы во многом определяют его умственное и нравственное развитие. Из этих сведений он черпает познания, полезные для его занятий и игр. Эти же представления налагают неизгладимый отпечаток на отношения ребенка не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Чем ярче и правильнее будут складываться впечатления дошкольников, тем больше у них будет знаний, тем более интересной и содержательной станет их жизнь.

Задачи обучения

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе очень важны для детей. По сути, они выделяются в отдельный предмет обучения. Знакомство с тем, что окружает малышей, систематически проводятся во время экскурсий и бесед, чтения и рассказов педагогов, при показе диафильмов, рассматривании картин, а также в процессе обучающих игр.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе, в отличие от тех, которые развивают у малышей математические представления и речь, а также раскрывают перед ними явления общественной жизни, находятся в центре внимания педагога.

Воспитатель постепенно и последовательно вырабатывает у детей правильное представление о конкретных, близких и доступных им фактах, раскрывающих быт людей и их труд.

При этом педагогу недостаточно научить малышей различать внешние свойства предметов, в том числе их форму, цвет и прочие признаки. Важно стимулировать активность дошкольников к самостоятельному познанию и освоению окружающего мира.

Планирование работы

Для облегчения своей деятельности педагогом должно быть заранее обдумано содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. При этом план мероприятий должен содержать их конкретные темы. В ходе подготовки к занятиям педагог может проявить творческий подход к делу. В план мероприятий им включаются игровые вариативные, а также проблемные ситуации различного характера. Все это позволяет сделать занятия по окружающему миру в подготовительной группе более успешными и значимыми. При изучении каждой из тем дошкольникам можно предложить игровые задания в виде ребусов, загадок и рисунков-отгадок.

Тонкости методики

Педагогам следует иметь в виду, что проводимые по ФГОС занятия по окружающему миру в подготовительной группе ни в коем случае не должны:

  • ограничиться лишь монологом-рассказом о явлениях и предметах действительности;
  • перегружать дошкольников большим количеством задаваемых вопросов;
  • сводить всю организацию детьми лишь к познавательным урокам.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе должны включать в себя как можно больше различных действий. Детям может быть предложено посидеть на диване или на стуле, надеть одежду, угостить бабушку, пригласить маму и т. д., сходить на экскурсию, участвовать в викторине и т. д.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада должны быть построены с учетом психологических особенностей детей. При этом педагогу необходимо подбирать адекватные средства и формы, приемы и методы взаимодействия, что позволит сделать данный процесс максимально результативным и доступным.

Проведение игр

Каким образом должно быть построено обучение в подготовительной группе детского сада, предусматривающее знакомство дошкольников с окружающим миром? Чаще всего его проводят в виде игр-занятий или обычных дидактических игр, когда существующие правила регулируют взаимоотношения и действия детей, а верное решение поставленных задач является основной целью всех действий.

Усложнение заданий

При организации подобной деятельности педагогу важно создать в группе такую атмосферу, при которой каждый ребенок будет способен реализовать собственную активность. Кроме этого, проводимые воспитателем игры могут быть усложнены. Этого можно добиться одним из следующих методов:

  • включить в занятия «путешествие» детей в прошлое, а также в настоящее и в будущее рассматриваемых предметов (в зависимости от возраста дошкольников):
  • увеличить количество таких «путешествий»;
  • изменить число команд и участников в каждой из них;
  • включить задание на рисование изучаемого предмета и т. д.

Использование дидактических игр педагогом может быть осуществлено не только в ходе общей деятельности воспитателя и детей. Дошкольники нередко привлекаются и к самостоятельной работе. Это позволяет стимулировать их активность в процессе изучения окружающего мира.

Дети, посещающие подготовительную группу детского сада, должны уметь действовать самостоятельно исходя из заданного алгоритма, а после получения результата быть готовыми составить собственный ход действий исходя из предложенной модели.

Основной целью подобных занятий является обучение дошкольников умению определять свойства и структуру, признаки предметов, а также особенности взаимодействия их признаков, представляя все в общей системе взаимозависимостей и взаимосвязей (функционирование и строение, назначение и существование в пространстве и во времени). Рассмотрим примерные темы для проведения занятий.

Знакомство с временами года

Знания мальчишек и девчонок об окружающем мире с возрастом постоянно обогащаются. Взрослые помогают малышу знакомиться с живой и неживой природой, а также познавать социальные явления.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Зима» позволят ребенку более подробно познакомиться с этим сезоном. Что особенно характерно для него? Конечно, все знают, что зимой холодно. Но ведь порой бывают и оттепели? Так чем зима отличается от весны? Это и должен выяснить педагог вместе с детьми, которые в старшем дошкольном возрасте уже интересуются всем, что видят вокруг. При этом может быть проведено и занятие в подготовительной группе «Окружающий мир - весна».

Основной целью подобного обучения должно стать закрепление у детей умения описывать предметы по их основным признакам. При этом у дошкольников предполагается активизирование употребления сложных предложений, а также прилагательных. Проводимые занятия позволяют упражняться в регуляции интонации, темпа речи, силы голоса, а также выделении звука в слове.

В ходе обучающего процесса у детей закрепляются представления о характерных чертах различных времен года. При этом педагог в начале учебного года, конечно же, должен включить в свои планы занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Осень».

На таких уроках детям должно предлагаться сочинение небылиц, что будет способствовать развитию их мышления и фантазии.

Занятия по тематике времен года позволят воспитать у дошкольников любовь к родному краю и к природе. Особенно эффективно их проведение во время совершаемых детьми прогулок.

Осень

Дети, посещающие старшую группу детского сада, на прогулках знакомятся с существующим разнообразием сезонных явлений. Свои знания они должны обобщать, выделяя признаки осени.

На каждом из таких занятий-прогулок воспитателю необходимо привлекать дошкольников к наблюдению. При этом дети, посещающие старшую группу, должны познать ту последовательность изменений, которую имеют осенние явления. Например, ранней порой листья на деревьях только желтеют, а после начинают опадать и т. д.

Знакомство с неживой природой

В процессе прогулок и перед ними воспитателю важно научить детей наблюдать за изменениями погоды, спрашивать, как нужно одеться на улицу, и какие при этом взять с собой игрушки. Дошкольники должны понимать, что за окном ясно или пасмурно, ветрено или тихо, моросит дождик или сухо.

Воспитатель должен указывать на различия в природе, которые можно наблюдать в зависимости от погоды. Например, при ветре качаются деревья и над землей летят сухие листья. При этом воспитателем может быть предложена игра с вертушками. Она позволит детям познакомиться с силой ветра.

Ребята, наблюдая за погодой, узнают, что при наступлении осени солнце более яркое, а дни длиннее. После небо начинает чаще покрываться тучами. Дни становятся короткими и пасмурными.

С детьми, посещающими подготовительную группу, может быть проведено 2-3 экскурсии в ближайший парк или сад. Используя подобную методику, дошкольников знакомят и с остальными временами года.

Наблюдение за животными

Ребенку необходимо ознакомиться и с этим удивительным миром живых существ. Он должен иметь представление о том, где живут животные и как они передвигаются. Ему необходимо знать, что некоторые из них могут не только бегать по земле, но и плавать (например, собака).

Рассказывать ребенку нужно и о том, чем питаются животные, а также об их домашних видах. Это отдельная тема занятий. Дошкольникам необходимо дать представление о тех домашних животных, которые живут вместе с человеком, помогая ему. Так, корова дает нам молоко, а курица яйца. От овцы мы получаем шерсть, а лошадь перевозит наши грузы. Хорошим сторожем для дома является собака, а кошка ловит в наших жилищах мышей.

Человек ухаживает за домашними животными и кормит их. Для коров и лошадей он, например, заготавливает летом сено. Дикие животные вынуждены сами добывать еду.Подобные рассказы прививают детям первоначальные биологические представления о мире.

Изучение физических явлений

Для таких занятий педагогу не понадобится лазер, осциллограф или синхрофазатрон. Дошкольника необходимо ознакомить с таким явлением, как плавание тел. Для этого в таз с водой опускаются разные предметы. В результате эксперимента ребенок выясняет, какой из них тонет, а какой остается на поверхности.

Могут быть проведены и другие опыты. Например, по растворению какого-либо вещества в воде. Для этого понадобится стакан. В него наливается теплая вода. В стакан насыпается ложечка сахара или соли. Предварительно воспитатель должен спросить у детей, что, по их мнению, произойдет дальше. Скорее всего, они смогут ответить правильно. Да, сахар или соль растворились. Может они совсем исчезли? Нет. Дети должны понять, что вещества перешли в другое состояние.

Знакомство с физическими явлениями дает детям представление о свойствах различных материалов. Одни из них твердые (камень, дерево, металл). Если надавить на них, то формы своей они не изменят. Есть и мягкие материалы. Это вата, ткань и пластилин. При нажиме их форма меняется довольно легко. Есть и такие материалы, которые на ощупь твердые (фаянс, стекло), но при этом могут легко разбиться.

Экологическая викторина

Итоговое открытое занятие «Окружающий мир» в подготовительной группе может быть проведено именно в этой форме. Его основной целью является обобщение знаний детей. Среди задач проведения итогового занятия «Окружающий мир» в подготовительной группе можно выделить:

  • обобщение и уточнение знаний дошкольников о животном и растительном мире;
  • умение распознавать птиц, грибы и ягоды по их изображениям;
  • воспитание любви к природе;
  • создание условий для развития памяти, а также логического и наглядно-образного мышления;
  • воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
  • развитие связной речи и способность давать ответы на вопросы быстро и четко.

Итоговое занятие «Окружающий мир» в подготовительной группе воспитатель проводит в форме викторины. Для этого он разбивает детей на две команды. Одна из них - «Зайчики», а вторая - «Белочки». Дети должны отвечать на вопросы ведущего, получая за каждый правильный ответ шишку. Побеждают те участники, которые набрали их больше.

Педагог проводит с детьми и множество других занимательных игр, предлагает им разгадать загадки, дорисовать картинки с животными и растениями и т. д. Во время занятий не стоит забывать и о физкультминутке. Все действия сопровождаются веселыми стихами и музыкой.

НОД в подготовительной группе на тему: «Поможем пингвиненку».

Цель:
развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
образовательные задачи:
дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
формировать представления о фауне Антарктиды,
развивающие задачи:
развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);
воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:
- картонное яйцо
- географическая карта, глобус;
- видео-и аудио сопровождение, слайд-шоу;
- лед, миска с водой, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, хотите посмотреть что в ней?

Домик круглый, домик белый,
И на вид вполне он целый.
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец!
(Слайд № 1,2)

Воспитатель:

Я недавно из яйца,
И похож я на птенца.
Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвину отыскать его родителей.
Воспитатель: Но, чтобы помочь ему мы должны понять кто он птица или животное?Как вы ребята думаете, выскажите своё мнение. Скажите пингвин птица, или животное? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что же есть у всех птиц и у пингвинов: (Слайд № 3), (Слайд №4)
голова, глаза, острый клюв, туловище, покрытое перьями, на туловище расположены крылья, две ноги, один хвост, все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое,
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица и она не несет яйца.
Воспитатель: Правильно! Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: Что же мы позабыли о нашем пингвинёнке, ведь мы обещали ему помочь. Ребята у нашего малыша наверняка есть мама и папа, и наверное у него много братиков и сестричек, а где же нам искать родителей пингвиненка? Как вы думаете?
Воспитатель: А может нам помогут осколки яйца из которого вылупился пингвинёнок?

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,
И вмиг все скорлупки свои растеряло.
Если скорлупки в яйцо соберем,
Место узнаем и слово прочтем.

Ребята каждый на своём месте собирают колумбово яйцо, а воспитатель вызывает одного ребёнка к мольберту.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк нам нужно искать? Почему?
Дети: Материк, который называется Антарктида.
Воспитатель: Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.(Слайд № 5)
Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?
Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.
Воспитатель: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида обозначена белым цветом.
Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк.
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.
Дети: На корабле.
Воспитатель: Ребята, а мы сможем добраться по льду до Антарктиды на обычном корабле? Почему?
Или нам нужно плыть на каком – то особенном?
Дети: На ледоколе.
Воспитатель: Совершенно верно, ледокол это специальный корабль, чтобы (Слайд № 6) плавать во льдах, ледокол это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Ну что ж пройдите на корабль. (Звучит запись гудков корабля дорожка №1)
Воспитатель: День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода.
…Вот уже поплыли льдины,
И настали холода.(Слайд № 7, 8)
Айсбергов громады
Проплывают рядом (Слайд № 9, 10).

Воспитатель: Что мы видели за бортом нашего ледокола?
Конечно, вы видели айсберги их формы самые удивительные и причудливые.
В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
- Откуда же появились эти ледяные громады?
Дети: Они откололись от ледника.
Воспитатель : Верно, иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.
А хотите посмотреть, как плавают айсберги?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда подходите все сюда, поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.
- Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?
Дети: Под водой.
Воспитатель : У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика!(Слайд № 11) Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять. Но все равно айсберги очень опасны для морских кораблей!

Воспитатель : Ой, смотрите!
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля –
Берега просторные. (Слайд № 12)
Малый ход! Машина стоп!
Вместе: Здравствуй, Антарктида!
(Дети выходят с корабля. (Звучит фрагмент ветра дорожка № 2)
Воспитатель:Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед,
Очень удивляемся:
Слева – лед, и справа – лед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается? (Слайд № 13)
Чтобы мы не замерзли, давайте на время превратимся в пингвинов.(Физминутка).
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Много-много раз подряд,
Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
В ледяной воде купается.
Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Да, Нет»?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда отвечайте на мои вопросы нет или да.
В Антарктиде много снега и льда?
Здесь птицы не поют никогда?
Есть ли там реки, леса?
Бродит ли по берегу лиса?
Растут ли деревья вокруг?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а где же нам искать родственников, нашего пингвиненка, никто их не видит? Ой ребята посмотрите, какие то удивительные животные показались из – за ледника. (Слайд № 14, 15)
Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.
- Кто же это?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пингвины умеют плавать?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ребята, пингвины это водоплавающие птицы, так как они охотятся в океане, добывая себе еду. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Они очень похожи на ласты.
Как вы думаете Для чего пингвину такие ноги?
Дети: Для того что бы быстро плавать.
Воспитатель: Второй секрет пингвина его оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.
Почему перья пингвинов не намокают?
Дети: Потому что они покрыты жиром, поэтому в воде они не намокают.
Воспитатель: А хотите это проверить? Давайте проведем эксперимент, подходите все к столу. На столе стоит миска с водой, опустите в воду руку, теперь вытащите её. Рука намокла?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь вытрите руки и смажте их жиром. Снова опустите руку в воду. Теперь выньте руку, что произошло?
Дети: Капельки воды собрались вместе и скатываются с руки.
Воспитатель: Отряхните воду с руки, что вы увидели?
Дети: Рука осталась сухой.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Ребята, хотите побольше узнать об этих удивительных птицах?
Тогда дома с родителями прочтите энциклопедию, и вы еще больше интересного узнаете о этих птицах.
Воспитатель: Ребята наше путешествие по Антарктиде заканчивается, а мы так и не смогли среди множества пингвинов отыскать родственников нашего малыша. как же нам отыскать родителей нашего малыша, ведь пингвинов так много? (На экране размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков.)
Я назову вам приметы родителей нашего пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и покажите их. Не маленькие, и не большие, с красным клювом и с хохолком.
(Ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель : Какие вы все молодцы! Помогли пингвиненку найти родителей и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей).

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:

– Кто самый старший в вашей семье?

– Кто самый младший?

– Кто кому мама?

– Кто кому сын?

– Для мамы ты кто?

– Для бабушки?

– Для брата?

– А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.

Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.

Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.

Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.

Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)

Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.

Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?

Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.

Дети мастерят подарки.

3. Удивительные предметы

Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.

Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.

Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.

Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет) и рассказать о них.

Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд – сороконожка, автомобиль – крокодил).

Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.

4. Как хорошо у нас в саду

Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Материал. Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Совсем недавно вы, ребята, рассказывали о своих семьях, где вам хорошо и где все вас любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад? Что вам нравится, и, возможно, не нравится в детском саду?» (Ответы детей.)

Педагог показывает детям карточки с изображениями разных эмоций и предлагает выполнить задание: «В детском саду, как и дома, у вас бывает разное настроение: вы то веселитесь, то грустите, то удивляетесь чему-то, то сердитесь и снова радуетесь. Возьмите любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду». (Рассказы детей.)

Вос питател ь. Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад? (Родителям, людям, работающим в нем, нужен всему городу.) Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам? (Ответы детей.) Много ли в нашем городе детских садов? (Да.) Все детские сады одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Чем они отличаются? (Внешним видом здания, игровыми площадками…) Если человек в первый раз идет в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес.) А вы все это знаете? Назовите. (Ответы детей.) Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли вы назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю поиграть в игру-соревнование «Кто лучше знает свой детский сад».

Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде; за каждый ответ присуждаются очки, в конце подсчитывается их количество и награждаются победители.

Задание 1. Воспитатель демонстрирует фотографии помещений детского сада. Дети должны узнать помещение, назвать его и перечислить тех, кто там работает.

Задание 2. Расставить знаки-символы помещений детского сада на плане детского сада (кто быстрее).

Задание 3. Назвать деревья, растущие на территории детского сада (кто больше назовет).

Задание 4. Игра «Что лишнее?»: на картинке с изображением представителей разных профессий зачеркнуть профессию, которой нет в детском саду.

Задание 5. Дидактическая игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется (половник – повар; посуда – помощник воспитателя; мячи – педагог по физкультуре; пианино – музыкальный руководитель; стиральная машина – прачка; градусник – медсестра; молоток – плотник и т. д.).

Задание 6. Назвать права (на игру, на занятия, на прогулку, на заботу и т. д.) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) детей в детском саду.

Задание 7. Перечислить, чем старшие ребята могут помочь малышам, что для них могут сделать.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь, ведь здесь проходят самые замечательные годы – годы детства. А хотелось бы вам, чтобы детский сад наш стал еще лучше? Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется – все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь, помечтайте и расскажите о том, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше.

Звучит тихая музыка. Дети рассказывают о своих мечтах.

5. Путешествие в прошлое книги

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Материал. Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:


Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней!

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Затем предлагает ребятам осмотреть подготовленную им заранее выставку книг, обращает внимание на их красочность.

Воспитатель. Что это? Для нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)

Педагог показывает иллюстрации с изображением печатных станоков разных времен, рассматривает их вместе с детьми.

Воспитатель. Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает), в которых есть замечательные картинки.

Затем проводится игра «Что было, что будет». Детям предлагается из картинок составить цепочку: от прошлого к настоящему книги. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Проводится игра «Как я берегу книгу».

Педагог просит детей выбрать из предложенных сюжетных картинок картинки, на которых изображено правильное, бережное отношение к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Воспитатель предлагает детям пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.

Loading...Loading...