Агрессивный ребенок: причины, рекомендации родителям, советы психолога. Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям) Рекомендации родителям по преодолению агрессивного поведения подростка

Агрессивное поведение — одно из самых распро-страненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек-тивный способ достижения цели.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам су-ществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологи-ческий дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, вы-ражающееся в готовности к агрессии.

Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, ува-жении, принятии и нужности другому человеку».

Причины агрессивности детей

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессив-ного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание . Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ до-зволенного, типичные реакции на те или иные по-ступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применя-ют физические наказания или не препятствуют про-явлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут по-стоянной чертой ребенка характера.

Одной из причин появления агрессивных реак-ций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников , осо-бенно если ему присуще стремление к лидерству.

Для детей статус определяется целым рядом фак-торов:

  • внешняя привлекательность, аккуратность,
    высокий уровень развития гигиенических навыков,
    опрятность;
    • обладание красивыми и популярными игруш-ками, готовность ими делиться;
    • организаторские способности;
    • широта кругозора;
    • позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугуб-ляться такая ситуация может приклеиванием яр-лыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со сторо-ны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может бытьощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре-бенок, скорее всего, неоднократно подвергался фи-зическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо пого-ворить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привле-чения внимания окружающих, причина ее —

не-удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про-теста против ограничения каких-нибудь естествен-ных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельнос-ти . Педагоги, которые не хотят учитывать естест-венную потребность ребенка в движении, не зна-ют, что дети-дошкольники и ученики начальной школы не могут длительно за-ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить актив-ность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру-чиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвен-ную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого

Прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение ребенка, попробуйте разобраться в его причинах:

  • Нередко агрессивность ребенка является формой проявления протеста против действий и отношений взрослых. Подумайте, достаточно ли времени вы ему уделяете, много ли общаетесь с ним. Может быть, ребенок чувствует недостаток вашего внимания и пытается привлечь его доступными ему способами?
  • Подумайте о том, как вы сами ведете себя в присутствии ребенка, часто ли в вашем доме возникают ссоры между членами семьи. «Если папа и мама могут так делать, то почему я не могу вести себя так же?» - думает ребенок. Значительная часть поведения ребенка основывается на механизме подражания.
  • Огромное значение для формирования агрессивных реакции имеет популярность ребенка среди сверстников. Если ребенок чувствует, что другие дети его отвергают, он стремится «завоевать» авторитет, образно говоря, кулаками расчищая себе место под солнцем. Агрессивное поведение, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми, ущемленным самолюбием. Оно возникает в ситуации общения и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неприятных переживаний.

Таким образом, причины агрессивного поведения могут отличаться, но все они обусловлены внутренним, психологическим дискомфортом ребенка, отсутствием стабильности, ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы замечаете у ребенка проявления агрессии, необходимо, прежде всего, попытаться проанализировать причины их появления, выявить трудности, которые испытывает ребенок при организации своего общения, а затем корректировать их и формировать недостающие коммуникативные умения и навыки.

Как же вести себя в ситуациях, когда у ребенка возникают вспышки гнева? Попробуйте воспользоваться несколькими простыми советами, рекомендациями психологов для родителей агрессивных детей.

  • Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
  • Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, игрушку, позовите гулять. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка, и центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.
  • Дайте ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Подсказки родителям в общении с агрессивны- ми детьми:

  • обратиться к специалистам для определения причин агрессии;
  • быть внимательными к нуждам и потребностям ре-бенка;
  • демонстрировать модель неагрессивного поведения;
  • быть последовательными в наказаниях за поступки;
  • не применять унизительных наказаний;
  • обучать способам выражения гнева;
  • учить распознавать свои эмоции, говорить о жела-нии их проявить;
  • учить брать ответственность на себя;
  • организовать игру "Глаза в глаза": возьмитесь за ру-ки, посмотрите в глаза друг другу и постарайтесь пе-редать свое состояние (я грущу, мне весело, я не хо-чу разговаривать).Пусть ребенок угадывает,Ваше настроение.
  • Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения Вам и удачи, дорогие родители!

Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.

Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

Помните что, достаточно часто прибегая к поощрению и похвале, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.

Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.

Очень полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.

Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.

Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.

Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

Старайтесь избегать пустых угроз.

Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу.

Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов - они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

Старайтесь не выражать предпочтения одному из детей.

Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.

Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, злой, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Существует 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость)

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

6. Негативизм (оппозиционная манера поведения)

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Такой ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше - он не знает.

Давайте рассмотрим возможные причины проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения не желательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

Возможные причины появления агрессии у ребенка:

1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.

3. Ссоры, конфликты, грубость в семье.

4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.

5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.

6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.

7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

9. Ревность к другим детям.

10. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

11. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.

2. Исключите просмотр агрессивных импортных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.

3. Уделяйте время и внимание своему малышу! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

4. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.

5. Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более - при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Пусть это его качество станет вашей совместной работой. Это придаст ребенку чувство уверенности, защищенности, эмоциональной близости и доверия к вам.

6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.

7. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.

Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.

8. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

Учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);

Выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

Перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

9. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

10. Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

11. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. Например, проговорив свой гнев или продышав его.

Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами. Мэтью Мак - Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак - Кей в книге «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Р.Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».

Если вышеуказанные рекомендации оказались все же недостаточными для решения проблемы агрессивного поведения у вашего ребенка, вы можете обратиться к специалисту, который поможет вам определить причины такого поведения и научить своего малыша осознавать свои чувства и эмоции, выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами и начать учиться управлять им.

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.


К сожалению, проблема детской агрессии сегодня распространена очень широко. Многие молодые родители впадают в ступор, когда замечают, что их сын или дочка дошкольного возраста постоянно злится, ругается, кричит и всеми возможными способами пытается обидеть как взрослых, так и своих сверстников. О том, что делать и как вести себя с агрессивным ребенком, мы расскажем вам в нашей статье.

Причины агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение в той или иной мере присуще абсолютно всем детям, начиная с самого раннего возраста.

У дошкольников причиной этому становится неспособность контролировать свои эмоции.

Самые маленькие детки очень легко возбуждаются, и любое изменение в привычном окружающем пространстве они могут воспринимать довольно болезненно, что и проявляется в агрессии и злости на себя и всех вокруг.

При правильном воспитании и поведении родителей через некоторое время малыш начнет управлять своими эмоциями и станет вести себя намного спокойнее.

Вместе с тем в большинстве случаев мамы и папы допускают ошибки, которые и приводят к тому, что их чадо и в более старшем возрасте остается нервным и агрессивным.

Наиболее часто вспышки агрессии у детей провоцируют следующие факторы:

  • Постоянные конфликты в семье, ссоры и скандалы между матерью и отцом;
  • Непонимание и равнодушие со стороны родителей;
  • Агрессивное поведение членов семьи по отношению друг к другу;
  • Обожание и невероятно сильная привязанность сына или дочери к одному из родителей. В этом случае вспышки злости будут направлены в сторону второго из них;
  • Слишком высокие требования, которые предъявляют мама и папа по отношению к своему чаду;
  • Ситуация, при которой родители никогда не спрашивают совета у своего подросшего отпрыска и всячески ограждают его от принятия решений по любым вопросам;
  • Противоположные требования к сыну или дочери со стороны матери и отца;
  • Заниженная самооценка мальчика или девочки;
  • Чрезмерно высокая степень возбудимости, связанная с неправильной работой нервной системы.

Что делать, если ребенок становится агрессивным в детском саду?


Наиболее часто причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, которые ходят в садик, становится переизбыток эмоций и чувство усталости.

Обыкновенно это происходит около трех лет, когда малыш переживает так называемый кризис переходного возраста. Именно в этот период кроха пытается доказать самому себе и окружающим, что он уже большой и может все делать самостоятельно.

Кроме того, у него формируется чувство собственности, которое, в первую очередь, проявляется тем, что малыш не хочет никому отдавать игрушки, причем как свои, так и чужие.

Безусловно, пережить это сложное время намного легче дома, однако современные реалии жизни таковы, что большинство родителей вынуждены работать, и не могут сидеть с малышом. В такой ситуации ребенок часто отправляется в детское учреждение, в котором и проявляются вспышки агрессии по отношению к его сверстникам и воспитателям.

Чтобы усмирить агрессивного карапуза, необходимо оставаться максимально спокойным, как бы это ни было сложно. Вспышка гнева со стороны матери или отца только еще больше раззадорит малыша и, как ни странно, убедит его в том, что он все делает правильно.

В такой сложный период кроха нуждается в поддержке и взаимопонимании со стороны своих любящих и заботливых родителей. Любые окрики или наказания способны только усугубить ситуацию.


Если малыш разбушевался, следует всеми возможными способами переключить его внимание. Далее с крохой необходимо поговорить, но только после того, как он полностью успокоится. Не стоит думать, что дети в этом возрасте еще ничего не понимают, в действительности это совсем не так.

Даже если на ваше чадо поступают жалобы о его поведении днем в детском саду, следует обязательно поговорить с ним вечером и объяснить, что вам очень неприятно слышать такое.

Кроме того, для снятия напряжения и коррекции агрессивного поведения очень полезны игры, основанные на специальных психологических приемах.

Конечно, такие игры больше подойдут для самых маленьких задир и агрессоров.

Однако при правильной подаче вы сможете заинтересовать ими даже неуправляемого подростка.


  • «Тух-дуби-дух» . Предложите малышу произнести эту или любую другую загадочную фразу как можно злее. При этом необходимо ходить по комнате с угрюмым лицом и повторять ее как можно чаще. Через некоторое время он будет уже громко смеяться и не сможет изобразить злость;
  • «Жужа» . Эта игра замечательно подходит для группы детей, например, в детском саду. Один из участников садится на стул посреди комнаты, а все остальные располагаются вокруг него. По сигналу ведущего все ребята бегают вокруг Жужи, дразнят ее и пытаются дотронуться. Когда она не выдерживает, вскакивает и начинает догонять того игрока, который обидел ее сильнее других. Как только Жужа дотронется до него, дети меняются местами;
  • «Мешочек гнева» . Сшейте из любой ткани небольшой мешочек и насыпьте в него около 100 грамм гречневой крупы, а затем крепко завяжите. Теперь вам необходимо объяснить малышу, что каждый раз, когда он на кого-то злится, он должен играть с новой игрушкой так, как ему захочется. Мешочек можно кидать в стену, топтать ногами, подбрасывать вверх и многое другое. Так, отрицательные эмоции крохи будут направляться в другое русло, тем самым снижая вероятность агрессивного поведения по отношению к другим людям.

Рекомендации для родителей агрессивного ребенка любого возраста

В большинстве случаев вспышки гнева и другие проявления агрессивного поведения проходят с возрастом. Малыш постепенно учится контролировать свои эмоции и начинает понимать, что добиться желаемого можно другими способами. Но что же делать родителям, у которых растет нервный и агрессивный ребенок, если с каждым днем он становится только злее?

В этом случае мамам и папам таких детей могут помочь следующие рекомендации профессионального детского психолога:


  • В первую очередь, проанализируйте собственное поведение. Помните, дети в любом возрасте копируют своих родителей;
  • Ограничьте просмотр телевизора и тщательно выбирайте передачи и фильмы, которые может смотреть ваше чадо. Не допускайте, чтобы ваш сын или дочка видел триллеры, фильмы ужасов или любые сцены насилия;
  • Несмотря на занятость, всегда находите время на игру и разговор как с малышом, так и с подростком;
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Нервный и агрессивный ребенок не воспринимает критику. Гораздо лучше спокойно объяснить, что бы изменилось, если бы он сделал определенное действие по-другому;
  • Терпеливо объясняйте своему чаду, почему нужно вести себя по-доброму;
  • Держите себя в руках.

Если же даже при соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций вы не можете совладать со своим отпрыском, обратитесь к специалисту.

С детской агрессией встречается в те или иные периоды развития ребенка большинство родителей. И зачастую теряются, как вести себя в этих ситуациях.

Главное правило - во всех случаях необходимо действовать с искренней любовью, уважением и пониманием того, что любая агрессия почти всегда связана с непроработанными .

Личный пример

Не стоит оскорблять ребенка, унижать его, запугивать, применять физические наказания. Ребенок впитывает все, что вы делаете и говорите, вы подаете пример, как обращаться с агрессией.

Если с рождения родители запрещают ребенку выражать агрессию (например, ругают, говорят «Не кричи! Не злись!»), он усвоит, что злиться - плохо, попытается ничего не чувствовать. Но при этом он видит, что родители сами кричат друг на друга, на него или применяют физическую силу. То есть действия родителей расходятся с их словами.

Этот внутренний конфликт приведет лишь к новой напряженности, подавлению чувств, неискренности, депрессиям или враждебности. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок безопасно выражал свои чувства, обратите внимание, какой он получает пример от своего окружения. Если у вас сложности с контролем своей агрессии или с выдерживаем агрессии своего ребенка, то, возможно, стоит обратиться к психологу.

Учим реагировать правильно

Всегда важно вовремя отреагировать эмоцию, то есть дать выход ее энергии, а не подавлять. Нужно научить ребенка, как ее отреагировать социально приемлемым путем.

Часто дети проявляют агрессию физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением. Дайте ему понять без чтений нравоучений, что он может рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами, например можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить, можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики. Можно написать все слова, что хочется высказать.

Если ребенок дерется

Если ребенок кричит, пытается вас ударить, обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите, к чему приведет в дальнейшем такое поведение, причем желательно порассуждать вместе с ребенком. Например, объясните, что даже если сейчас он отобрал игрушку у ребенка, то потом дети не захотят с ним играть.

Беседуйте с ребенком о проступке без свидетелей, старайтесь использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним, пусть малыш зарисует возможные пути, проиграйте вместе сценки, сочините сказки, где главный герой ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

Агрессия - под контролем

Предоставьте ребенку возможности для эмоциональной разрядки в спорте. Внимательно контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору, ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и жестокие мультфильмы).

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует не только добро и счастье, но у него не должно создаваться впечатление, что делать кому-то больно - это норма и признак силы и «крутизны». Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Чтобы избежать излишней агрессии, стоит подробно объяснять ребенку, почему вы ему запрещаете делать что-то, чаще искренно говорить ему о своей любви. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

И конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Вам следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Клинический психолог Анастасия Кондюрина

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

Loading...Loading...