Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.
По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.
По времени проведения : долгосрочный.
По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;
Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.
Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;
Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ
1. Информационно - аналитические
Анкетирование;
Тестирование;
Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .
2. Наглядно-информационные формы
Сайт ДОУ и педагогов;
Выпуск семейных стенгазет;
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;
Фотовыставки;
Семейные презентации;
Нетрадиционные дни открытых дверей .
3. Познавательные.
Нетрадиционные родительские собрания ;
Информационно -практические занятия «Школа родителей ";
Маршруты выходного дня или экскурсии;
Совместная работа по тематическому плану проектам ;
Круглый стол.
4. Досуговые.
Совместные праздники, досуги, развлечения;
Совместные спартакиады;
Семейный театр;
Участие родителей в конкурсах , выставках
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .
2. Анкетирование родителей .
3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .
4. Разработка методических материалов для реализации проекта .
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ
1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )
2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.
3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ
Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.
УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ
Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.
СТОРОННИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
5. Администрация.
6. Общественность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :
У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;
Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Основы семейного права»
Родители
Педагог – психолог
Юрист – консультант по семейному праву
2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель
родители
3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог
родители
4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители
5 Анкетирование «Какой я родитель ?» Родители
Педагог – психолог
6 Семейный театр Воспитатель
родители
7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»
Педагог – психолог
Врач – невролог
Учитель – логопед
Инструктор по физической культуре
9 «Зов джунглей» Воспитатель
родители
10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители
11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель
родители
12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель
родители
13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель
родители
14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель
родители
2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ
Юрист, врач.
Специалисты разных профилей
3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители
4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель
родители
5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители
6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель
родители
7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель
родители
8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель
родители
9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель
родители
10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель
родители
2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель
родители
3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник
4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители
5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель
родители
6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод
7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель
родители
8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель
родители
9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель
родители
10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель
родители
11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель
родители
12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель
родители
13 Спартакиада Воспитатель
родители
14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель
родители
15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель
родители
16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель
родители
2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители
3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители
4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель
родители
5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник
Экскурсовод
6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель
родители
7 Презентация «Моя семья» Воспитатель
родители
8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель
родители
9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель
родители
10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель
родители
11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
китайская пословица
Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
- Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
- Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
- Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
- Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
- Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
- Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что немаловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.
Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.
Проект по взаимодействию с родителями
«Детский сад и семья- настоящие друзья».
Никифорова С.С
Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.
База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.
Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями
Задачи :
1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.
3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.
5.Выявление эффективности данного проекта.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.
Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования : план мероприятий
Принципы взаимодействия воспитателя с родителя
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;
Доброжелательный стиль общения;
Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями:
-
анкетирование;
- тематические консультации;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;
Совместные экскурсии;
Создание стенгазет.
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,
2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.
3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
Этапы работы :
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность :
изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Проведение анкетирования
Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
- проведение ряда запланированных мероприятий
Организация встреч с участниками данного проекта;
Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
Практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми:
Проведение совместных мероприятий с родителями.
План совместной деятельности.
Сроки проведения | Название мероприятия | Участники |
Ноябрь | 1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников» 2.Наглядная агитация «уголок здоровья» 3. Консультация «Права и обязанности родителей». 4. Развлечение «Осенины» 5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка». 6. Выставка рисунков «Моя семья» 7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень» | Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги, родители Педагоги, дети, родители. Педагоги, родители, психолог. Педагоги, родители. Педагоги, родители, дети. |
Декабрь | 1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей» 2.Тематическая консультация «Игры зимой». 3. Беседа «Рука развивает мозг» 4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес». 5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний». 5. Беседа о правилах поведения на празднике | Педагоги, родители Педагоги, родители. Родители, психолог. Педагоги, родители, дети. Педагоги, родители, дети. Педагоги, дети. |
Январь | 1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения» 2.Изготовление уголка ряжения 3.Консультация «Витаминная азбука». | Педагоги, родители Педагоги, родители. Родители, медицинский работник. |
Февраль | 1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший» 2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться». 3.Беседа «Можно, нельзя, надо». | Родители, дети. Педагоги, родители. Педагоги, дети |
Март | 1. Беседа «Правила этикета». 3. Фотовыставка «Мамы разные нужны» 4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте». | Педагоги, дети. Педагоги, родители, дети. Педагоги, родители. Педагоги, родители. |
Апрель | 1. Развлечение «День смеха». 2. Создание альбомов «Я и мой питомец». 2. Подведение итогов, создание презентации. | Педагоги, родители. Родители, дети Педагоги. |
III этап Заключительный.
Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий
Согласованность действий родителей и педагогов;
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
- Анкеты;
Семейные стенгазеты;
Декорации, костюмы;
Папки «Консультации с родителями».
Фотоматериалы
Презентация.
Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
Анна Саввинова
Взаимодействие с семьей через проектную деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на :
Социализацию детей.
Индивидуализацию в развитии детей.
Сотрудничество образовательной организации и семьи .
Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.
Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.
Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни воспитанников – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста, среди которых одним из ведущих является метод проектов .
Семья и детский сад - два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие » , «партнерство» .
Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность .
Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным. Мы стали задаваться вопросами : как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов мы стали привлекать родителей к взаимодействии через проектную деятельность . Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей , так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности , но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности , формированию целостного чувственного опыта.
Цель : Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья » в процессе проектной деятельности .
Для достижения данной цели поставили ряд задач :
Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье ;
Создать атмосферу взаимопонимания , эмоциональной взаимоподдержки , интересов педагогов, родителей и детей;
«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.
Иными словами, проектная деятельность , как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми , их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта , являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если :
Разработать модель взаимодействия детского сада и семьи , основанную на идее единства воспитательного воздействия;
Реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
Использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.
Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность . Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной , взаимодополняющей деятельности субъектов , каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи . Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели :
1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития : консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.
2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения : открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.
3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада : выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья » , «Папа, мама, я – счастливая семья и др ., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)
Наша работа началась с проведения анкетирования на тему «Считаете ли вы нужным сотрудничество детского сада и семьи ?». Анализ ответов показал, что 60% опрошенных родителей ответили положительно, 30% не видит необходимости в этом, а 10% вообще не дали ответ.
Для реализации, разработанной нами модели мы провели работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по следующим направлениям :
Информационно – аналитическое : С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи » . Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Наглядно – информационное : Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Консультации : При выборе консультаций для родителей мы провели тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбрали оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.
Совместные мероприятия через проектную деятельность . В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность .
Был организован проект «Моя семья » . Где дети совместно с родителями рисовали древо своей семьи , рассказывали о семейных традициях и увлечениях. В результате этого проекта все родители создали совместно с педагогами портфолио своего ребенка, которая будет пополняться с каждым годом всей жизни ребенка. Составление родословной служит сплочению членов семьи , что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду.
К Дню космонавтики была организована выставка работ детей совместно с родителями и педагогами «Космические просторы» .
В рамках проекта «Я, ты, он, она - вместе целая страна» , приуроченного к Дню Единства народов была организована выставка рукотворных кукол разных национальностей, созданных нашими родителями.
Традиционный проект «Байанай» стал у нас долгосрочным, его мы продолжаем каждый год. Родителями изготавливаются папки-передвижки, проводятся совместные выставки рисунков. Мальчики со своими отцами, дедушками, братьями соревновались в конкурсе «Булт абылана» .
Для сохранения национальной самобытной культуры и традиций народа саха был разработан долгосрочный проект «Мини-музей» где экспозиции с каждым годом пополняются силами родителей.
В рамках долгосрочного проекта «Спортивная семья » проводятся различные спортивные досуги, эстафеты с участием родителей. В результате родители со своими детьми становятся активными участниками спортивных мероприятий школы, села, района.
В рамках проекта «Улусы РС (Я) » родители совместно с детьми провели исследовательскую работу, в результате которого сделали презентацию своей работы.
«Новогодняя суета» самый популярный проект , в котором и дети, и родители активно участвуют, проявляют творческие успехи. В результате этих совместных работ дети стали участниками Всероссийского творческого конкурса «Самая красивая ёлочка» , получили дипломы лауреатов 1,2,3 степени. Родители активно участвуют в новогодних праздниках.
С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей , которая строится на взаимопонимании , доверии и взаимопомощи . Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.
После проведения работы по взаимодействии с родителями через проектную деятельность , мы попросили родителей ответить на тот же вопрос повторно. И результат показал, что 90% опрошенных родителей дали положительный ответ, 10% не видит необходимости в этом.
Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги : родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности , эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности .
Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
В конце работы было решено проведение мониторинга удовлетворенности родителей проведенной работы, полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Глубоко изучить тематику проекта , подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом .
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.
Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.
В работе нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.
Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».
Основная цель нашей работы - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, метод проектов.
Задачи:
- создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
- формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
- обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
- гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась по нескольким этапам:
Этапы:
Первый этап.
На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе использовались различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, проекты.
Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.
Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.
Очень важно для нас стало, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но способствовало формированию общей культуры семьи, выстраивало традиционные иерархии жизненных ценностей.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- Приобщил родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- Повысил уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
На достигнутом мы не останавливаемся. Мы всегда находимся в творческом поиске.
Завершить свое выступление хочу высказыванием:
Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»
Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева
Так старайтесь же:
1. Прочувствовать эмоциональное состояние родителей.
2.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
3.Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
4.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Ведь мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование проектной деятельности в работе с семьей»
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.
Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.
Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.
В работе нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.
Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».
Основная цель нашей работы - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, метод проектов.
Задачи:
- создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
- формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
- обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
- гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась по нескольким этапам:
Этапы:
Первый этап.
На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе использовались различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, проекты.
Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.
Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.
Очень важно для нас стало, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но способствовало формированию общей культуры семьи, выстраивало традиционные иерархии жизненных ценностей.
Использование проектного метода позволило:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- Приобщил родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- Повысил уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
На достигнутом мы не останавливаемся. Мы всегда находимся в творческом поиске.
Завершить свое выступление хочу высказыванием:
Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»
Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева
Так старайтесь же:
1. Прочувствовать эмоциональное состояние родителей.
2.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
3.Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
4.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Ведь мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.