Перспективное планирование "Ознакомление с окружающим и социальным миром детей" в старшей группе. Конспект открытой организованной образовательной деятельности по ознакомлению с социальным миром в старшей группе на тему: «Моя семья и родственники Занятие

Светлана Рабинчук
Итоговое занятие по разделу «Социальный мир» в старшей группе

Итоговое занятие по разделу

«Социальный мир » .

Цели :

1. Закрепить и обобщить знания детей о людях, их различиях (пол, возраст, про-фессии, эмоции) .

2. Развивать у детей устную речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать культуру поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я пришла к вам не одна. Со мной пришёл Буратино. Он собирается идти в школу, но ещё не совсем готов. Многого он не знает и не понимает и хочет, чтобы вы ему помогли. Для начала давайте поздороваемся с Буратино и сделаем это по-разному. Например, я поглажу его по голове и скажу : «Здравствуй» (похлопать по плечу; как здороваются друзья, незнакомые люди; что можно сказать при встрече утром или днём).

А теперь, также поздороваемся с соседом справа. Молодцы, садитесь.

2. Беседа о различиях и сходстве людей.

Посмотрите, Буратино нам что-то принёс (вывешивается коллаж о людях разного пола, возраста, внешнего вида, профессий и эмоций).

Давайте внимательно рассмотрим этот плакат. Сначала глазки поднимем на верх-нюю часть, потом посмотрим посередине и нижнюю часть. Внимательно рассмот-рели?

Как одним словом можно сказать – кто это? (люди) .

Как вы думаете, они все одинаковые или разные? (разные) .

Ну, почему разные, вот женщина в белом халате и вот женщина в белом халате (врач и продавец, что в них разного? (профессии) .

А вот люди одной профессии (повара) – что разного? (мужчина и женщины) .

В верхней части плаката двое мужчин – что разного? (возраст) .

В нижней части ребёнок и рядом с врачом стоит ребёнок (возраст) .

Ребёнок возле врача и стоит ребёнок (мальчик и девочка)

Две девочки одного возраста (эмоции, настроение)

На плакате разные люди, а мы с вами люди? (да)

Если я попрошу, встаньте мальчики (встали, а теперь встаньте девочки (встали) . А что я должна сказать или как вас назвать, чтобы встал только кто-то один? (имя) .

Молодцы, садитесь.

Имя, ребята, есть у каждого человека, но имя это не просто слово, на которое от-зывается человек, имя – это волшебное зеркало, которое может рассказать нам о человеке. Я сейчас буду называть ваши имена, и тот, чьё имя я назову, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что – это великая честь и гордость – назы-ваться именем.

3. Релаксация «Солнечный зайчик» .

Ребята, с нами пришёл поиграть солнечный зайчик, он заглянул вам в глаза – за-кройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями : на лбу, носу, ротике, щёчках, подбородке. Аккуратно поглаживайте его, чтобы не спугнуть : голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

4. Эмоции человека.

Какое у вас сейчас настроение? (радостное, весёлое) .

Покажи нам эмоцию, которая соответствует твоему настроению.

Изобразите голодного волка. Какие вы? (злые) .

Если ваш лучший друг забыл поздравить вас с днём рождения. (грусть) .

Вы потерялись в большом городе. Вокруг ездят машины, куда-то спешат незнако-мые люди, а ты один и не знаешь куда идти. (страх) .

Ты пришёл в детский сад, открыл свой шкафчик, а там нет твоих сандалий. Куда они делись? (удивление) .

Буратино предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз» - но по правилам Бу-ратино, вместо морской фигуры мы будем изображать разные эмоции.

(море волнуется раз, …. эмоция страха замри)

Молодцы, теперь Буратино запомнил все эмоции.

5. Беседа о семье и родственных отношениях.

А в рюкзаке у Буратино что-то ещё есть (достаю конверт) – давайте присядем и посмотрим что там (фото семьи)

Как можно одним словом сказать, кто изображён на картинке? (семья)

Почему вы так думаете? (дом. одежда, каждый занят своим делом )

Кого можно назвать членом семьи?

Д/игра «Кто кому кто?»

Давайте мы наши слова сложим в конверт и все вместе послушаем, каких же род-ственников мы назвали (поднести к каждому) . Слышно слово «внук» , «дочка» … Этот конверт со словами мы положим Буратино в рюкзак.

6. Вежливость и дружба.

Да у Буратино ещё какая-то открытка. Что же там написано? (читаю стихотворе-ние про Любочку) .

Понравилась вам девочка? (нет) .

Почему? А мне кажется хорошая девочка, всё правильно делает. А что она делала неправильно? (не помогла маме, не уступила место бабушке) .

А стали бы вы дружить с такой девочкой? (нет) .

Вот и Буратино Люба не понравилась, и дружить он с ней не хочет, а каким дол-жен быть друг он не знает. Поможем?

Давайте мы для него соберём ожерелье дружбы. Каждый из вас нанизывая свою бусинку будет говорить каким должен быть друг. (уважать старших , помогать лю-дям, уметь играть с детьми)

Подарим наше ожерелье дружбы Буратино, чтобы он сумел найти себе верных друзей.

7. Итог занятия .

Вы помогли Буратино, рассказали, что люди все разные. Но, несмотря на это есть что-то, что нас всех объединяет – мы все люди, все ходим в один детский сад, все живём на большой планете Земля. И чтобы всем нам было весело и радостно, нужно почаще улыбаться и дарить свои улыбки другим. Давайте подарим друг другу волшебные слова – НЕ СЕРДИСЬ, УЛЫБНИСЬ. (по кругу) .

Анастасия Михайлюк
Перспективный план «Социальный мир». Старшая группа

Перспективный план по социальному миру .

Сентябрь

Тема : «Родной язык» .

1 занятие. «Зая-Пандита» .

Цель :

1. Познакомить с основателем калмыцкой письменности.

2. Дать представление о Зая-Пандите, как о человеке ученом.

3. Воспитывать любовь к родному языку, к калмыцкой истории.

Приемы :

Материалы : Портрет ученого, иероглифы – письменность.

Тема : «Детский сад» .

2 занятие. Детский сад – моя вторая семья. (экскурсия по д/с)

Цель :

1. Учить детей рассказывать о семье, о детском саде.

2. Развивать умение выражать свои чувства, выявлять комфортность ребенка в детском саду.

3. Любить профессии людей, которые о них заботятся (воспитатель, мед. сестра, повара и т. д.)

Приемы : Экскурсия по д\саду, беседы с сотрудниками д/сада

Тема : «Сбор урожая»

1 занятие. Что нам осень принесла?

Цель :

1. Учить рассматривать картины в саду-огороде, находить главное в картине, объяснять, почему он так думает.

2. Закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет)

3. Прививать уважение к труду овощевода и садовода.

Приемы : Картины. Овощи и фрукты (муляжи или свежие) .

Тема : «Дикие птицы»

2 занятие. Птицы разных стран.

Цель :

1. Развивать обобщенные представления о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах.

2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнеговида, жизненных проявлениях, повадках птиц, и приспособление их к среде обитания.

3. Развивать интерес к жизни птиц.

Приемы :Наблюдение, рассматривание иллюстраций о птицах.

Тема : «Моя страна»

1 занятие. Я люблю тебя, Россия.

Цель :

1. Воспитывать любовь к родной отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

2. Познакомить с картой мира, местом России на карте. Российским гербом, флагом, гимном.

3. Раз-ть интерес к историческому прошлому России

Приемы :Рассматривать иллюстрации. Чтение рассказов, стихов, слушание гимна.

Материалы : карта, флаг-триколор, герб.

Тема : «Профессия»

2 занятие. Кем ты будешь, когда встанешь взрослым?

Цель :

1 Формировать представление о том, что такое профессия.

2 Вызывать интерес к разным профессиям.

3 Воспитывать уважение к людям профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Материал : Книга Волочкова стр. 39-48 зан 8

Тема : «Зул»

1 занятие. Калмыцкий Новый год.

Цель :

1. Продолжать расширять знания детей о калмыцком национальном празднике

2. Знакомить с обычаями и обрядами.

3. Раз-ть познавательные способности.

4. Воспитывать культурные традиции.

Тема : «Домашние птицы»

2 занятие. Беседа о домашних птицах.

Цель :

1. Обобщить конкретное представление о домашних птицах и сформировать понятие – домашние птицы.

2. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения : живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться. Классифицировать – водоплавающие птицы и не водоплавающие.

3. Вос-ть умение дополнять ответ сверстников.

Материалы : Картинки с изображением домашних птиц.

Тема : «Зима»

1 занятие. Как много интересного бывает зимой.

Цель :

1 Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состояния неживой природы. (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояния воздуха) . Состояние живой природы – растительный и живой мир.

2 Развивать познавательную активность.

3 Учить устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности.

4 Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.

Д. п. в экологию стр 108

Тема : «Одежда и обувь»

2 занятие.

Цель :

1 Продолжать знакомить детей с изделиями из одежды и обуви (из чего они выполнены, кто их шьет)

2 Развивать у детей логику и мышление. Учить правильно классифицировать обувь и одежду по временам года и уметь доказывать.

3 Вос-ть аккуратность и бережливость к своей одежде.

Тема : «Транспорт»

1 занятие. Машины на нашей улице.

Цель :

1 Развивать интерес к словам и действиям взрослых.

2 Закреплять элементарные представления о транспорте, умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал и его признаки.

3 Научить устанавливать связи между назначением и строением автомобилей, (для чего они нужны, что такое пассажирский и грузовой автомобиль) .

4 Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду водителей.

Тема : «Наши защитники»

2 занятие. Наша армия.

Цель :

1 Уточнить представление детей о нашей Армии (солдаты, моряки, и т. д.)

2 Познакомить с родами войск, военными профессиями.

3 Вос-ть у детей мужество, отвагу, силу.

Материалы : картинки с родами войск. Комплексные занятия в ДОУ

Васильева

Тема : «Традиции и обычаи»

1 занятие. Рождение ребенка. Русская и калмыцкая семья.

Цель :

1 Познакомить с обычаями, традициями калмыцкого и русского народа.

2 Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3 Расширить знания основ культуры и искусства наших предков, помочь ребенку ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков

4 Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.

5 Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.

Тема : «Я в мире искусства»

2 занятие. Музыка и живопись украшают нашу жизнь.

Цель :

1. Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека.

2. Учить видеть и слышать красоту художественного произведения, картины и музыки.

3. Вос-ть познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.

Волочкова, Степанова стр. 104 - 106

Тема : «Моя Калмыкия»

1 занятие. Моя Республика Калмыкия

Цель :

1 Обогащать знания о своей малой Родине – Калмыкии.

2 Продолжать знакомить с достопримечательностями столицы – город Элиста, с тружениками Калмыкии – чабанами, людьми полей.

3 Рассказывать о защитниках Отечества, с памятниками тем, кто отстоял город Элиста.

4 Вос-ть патриотические чувства, любовь к Родине.

Волочкова стр. 112-118 (примерно)

Тема : «Планета Земля , Космос»

Цель :

1 Познакомить детей с планетой Земля , объяснить слово космос, познакомить с глобусом.

2 Учить детей объяснять, что такое космические планеты , космонавты.

3 Прививать любовь к научным достижениям нашей страны.

Материалы : книги о космосе, о земле, о космонавтах. Книга-альбом по развитию речи для дошкольников стр. 58-59

Тема : «День Победы»

1 занятие. Эхо прошедшей волны.

Цель :

1 Знакомить детей с подвигами людей в Великую Отечественную войну.

2 Дать понятие о том, кто защищал и защищает Родину.

3 Вос-ть любовь к Родине. Знать, что война приносит слезы и горе.

Приемы : Чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций.

Тема : «Моя семья»

2 занятие.

Цель :

1 Уточнить представление о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе и дома)

2 Вос-ть внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им; об истории семьи (где и как жила семья, кем были бабушка и дедушка)

3 Учить заботиться о младших, проявлять сочувствие к детям, родителям и близким.

Организация: МБДОУ №4 «Ягодка»

Населенный пункт: г. Данков

Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, своего рода и родословной.

Задачи: Познакомить детей с понятием «родословная», « генеалогическое дерево».

Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

Закрепить умение детей подбирать прилагательные, слова антонимы.

Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Предварительная работа:

Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.

Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе» , «родословной» семьи.

Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Беседа родителей с ребёнком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»

Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево» , семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.

Оборудование: Макет дерева, фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, сюжетные картинки, цветные нитки для вязания - синие, зеленые, желтые, ножницы, клей.

Организационный момент.

Здравствуйте, милые дети. Вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим. Я предлагаю образовать круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идет к Насти, от Насти к Ивану(имена детей) и так далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Основная часть.

Сегодня я вам предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу « Моя семья».

Вы согласны быть участниками этой передачи.(Ответы детей) А сейчас я вам предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики).

Участники телепередачи готовы? (ответы ребят). Ну тогда начинаем!

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья» , и я, ее ведущая Татьяна Михайловна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №4 «Ягодка» Липецкой области города Данкова. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

Ребята расскажите, пожалуйста!

«Что есть у всех людей, но у каждого свое?»

Дети: Имя

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией

Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья, семейство.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «семья» ? Что такое «семья» ?

Дети: Это близкие нам люди, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге и оказывают внимание.

Воспитатель: Семья объединяет родных: детей, дедушек, бабушек, братьев, сестер. Это наши родственники, родня.

Воспитатель: В каждой семье любят играть. Давайте с вами поиграем.

3. Игра с мячом: «Я тебе кто?»

Цель: Закрепить знания детей о родственных связях. Продолжить учить, четко произносить слова.

Ход: Дети сидят на стульях. Воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?» . Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка) » и т. д.

«Я мама, а ты кто мне?»

«Я тетя, а ты кто мне?»

«Я сестра, а ты кто мне?»

«Я дочка, а ты кто мне?»

«Я внучка, а ты кто мне?»

Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.

Игра “Объясни смысл пословицы”.

Цель: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, развивать речь.

Ход игры: Воспитатель читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Дети: - Не нужен и клад, коли в семье лад.

Семья сильна - когда над ней крыша одна.

Семья в куче - не страшна и туча.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Какие корешки, такие и вершки, какие родители, таковы и дети.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Воспитатель: Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Родственников всегда было много, и чтобы всех запомнить, решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными» .

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.

А дерево это стали называть «генеалогическим древом» .Вы вместе с родителями тоже зарисовали генеалогическое дерево своей семьи, попробуйте о нем рассказать.

Дидактическая игра « Расскажи о своем генеалогическом дереве» (Начиная с бабушек и дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена. Чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.

Физкультминутка « Семейная зарядка»

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»

Папа - дедушка. (Дедушка старше, а папа младше);

Мама - бабушка. (Бабушка старше, а мама младше);

Дедушка - внук. (Дедушка старше, а внук младше);

Бабушка - внучка. (Бабушка старше, а внучка младше);

Брат - сестренка. (Брат старше, а сестренка младше).

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как (имя ребенка) радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У (имя ребенка) было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, (имя ребенка)? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук (молодой);

Папа высокий - сын (низкий);

Брат трудолюбивый - сестра (ленивая);

Белье чистое - (грязное);

Хлеб свежий - (черствый);

Мама молодая - бабушка (старая);

Папа строгий - мама (добрая) и другие пары слов.

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

(руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,

(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …

Шапка (чья) - мамина, бабушкин …

Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …

Платье (чьё) - сестры, мамино …

Ботинки (чьи) - брата, папины …

Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …

Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …

Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…

Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.

Воспитатель:

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

мне захотелось рассказать о своей. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, жёлтая, это я. И такая же короткая ниточка, - это моя сестра, потому что мы с ней двойняшки. Вот такая у нас дружная семья.

А кто живет в ваших семьях? Расскажите.

Дети выкладывают ниточками на бархатной бумаге (длину, цвет ниточки. очередность, дети соотносят с членом семьи самостоятельно).

Воспитатель: Молодцы, какие у вас замечательные семьи.

1. Фамилия семьи

2. рассказ о маме (Как зовут маму, кем работает)

3. рассказ о папе (Как зовут папу, кем работает)

4. пожелания семье

Ребята, а кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек? (спрашиваю 3-4 человека) .

Воспитатель: Самые близкие люди живут в семье. Давайте для них скажем добрые и красивые слова.

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Кем работает мама (профессия)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

И тд.

«Детский сад – моя вторая семья» -

Воспитатель: - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.

А вы знаете что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?

Дети: - Детский сад.

А теперь давайте расположим ваши фотографии на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы.

Как вы думаете, у нас получилась дружная семья (Ответы детей)

Итог занятия

Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.

Давайте на прощание с вами скажем пожелания своим семьям

У меня есть волшебная свечка с помощью которой все пожелания обязательно сбудутся.(Передаем свечку по кругу)

На этом наша телепередача подошла к концу. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи « Моя семья»

Список использованной литературы.

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Содержание работы по основной образовательной деятельности в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным, социальным миром, миром природы

Тема недели

Конспекта

ООД

Тема ООД

Целевые ориентиры

Источник

Сентябрь

«День знаний»

«Детский сад»

Показать детям общественную значимость детского сада.Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать за их труд, бережно к нему относиться.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28

«Наш город, моя улица»

«Саратов –наш город родной»

Знакомство детей с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории, культуре.Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка.

С.В.Катков «Мелодии Саратова», Н.И.Вардугин «Саратовская азбука», «Встретимся в Саратове».

III

Береги себя»

«Правила поведения на детской площадке»

Расширять представления детей о правилах поведения. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.26; Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

«О доброте и жадности»

Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», Л.А.Загуменная «Социально-личностное раэвитие дошкольников». Стр.44

Октябрь

«Осенняя пора»

«Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объктах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

О.А.Соломенникова «Ознакомлениесприродой в детском саду», стр.38

«Дары осени»

«Во саду ли, в огороде»

Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них.

О.А.Соломенникова «Ознакомление сприродой в детском саду», стр.36

III

«Животные жарких и холодных стран»

«Как животные помогают человеку»

Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас.

О.А.соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.55

«Неделя спорта»

«Физкультура и здоровье»

Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.109, И.М.Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни», стр.54; Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Стр.15.

Ноябрь

«Страна, в которой мы живем»

«Мы - россияне»

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Формировать у детей представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей родной стране.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.68

«Мой дом»

«Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.20

III

«Путешествие в мир прошлого предметов»

«Путешествие в прошлое лампочки»

Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.41; Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», стр.14

«Экологическая тропа»

«Природа живая и неживая»

Формировать представления у детей о природе. Расширять представления о разнообразии животного мира, о том, что человек –часть природы, и он он должен беречь. Охранять и защищать ее. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»; О.А.Соломенникова «ознаковление с природой в детском саду» стр.63; Н.Ф.Дик «Развивающие экологические занятия для детей», стр.29.

Декабрь

«Зимушка – зима»

«Зимние явления в природе»

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь).

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.57; Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.87.

«Народная культура и традиции»

«В гостях у городецких мастеров»

Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями. Учить составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.38

III

«Птицы зимой»

«Покормим птиц»

Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 37; Н.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» , стр. 81

«Новогодний праздник»

«Скоро новый год. Новогодние традиции»

Формировать первоночальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в Росси», стр.50.

Январь

«В гостях у сказки»

«Путешествие в страну сказок»

Продолжать знакомить детей с фольклором, жанром сказки, ее строением. Развивать умение поддерживать непринужденную беседу по содержанию сказки. Воспитывать положительное и отрицательное отношение к героям сказки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» , стр.106.

III

«Зимние забавы»

«Игры во дворе»

Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».стр.32

«Неделя здоровья»

«Правила здоровья»

Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и «солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья». Формировать представления о факторах разрушения здоровья, о вредных привычках.

Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья для детей 5-8 лет», «Букварь здоровья» стр. 58-61.

Февраль

I «Мир транспорта»

«Знакомство с городским транспортом»

Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам. Воспитывать культуру поведения на улице.

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», стр.31

«Мир дружбы»

«О дружбе и друзьях»

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.25

III

«Российская Армия»

«Российская Армия»

Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с военными профессиями –пограничник, моряк, летчик и др. Воспитывать желание быть сильным, смелым, выносливым, чтобы стать защитником Родины.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.38

«Мир профессий»

«В гостях у кастелянши»

Познакомить детей с новой профессией, с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать эмоциональное. Доброжелательное отношение к ней. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей разных профессий.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.35.

Март

«Праздник мам и бабушек»

«Моя семья»

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям –членам семьи. Обсудить, как дети могут помочь маме дома.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.22

«Весна – красна»

«Весеннее пробуждение природы»

Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе. Воспитывать любознательность.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», «Здравствуй, мир», стр.272-275.

III

«Подводный мир»

«Путешествие на морское дно»

Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом. Уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов.

М.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для детей», стр.37;

«Мир комнатных растений»

«Мир комнатных растений»

Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»,стр.66.

Апрель

«Я в мире человек»

«Мои родственники»

Формировать интерес к своей родословной. Помочь детям находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Воспитывать уважение к окружающим и близким людям.

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», стр.8; В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.36

«Космическая неделя»

«День космонавтики»

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос –это плод труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и т.д. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание», стр.103;

III

«Во саду ли в огороде»

«Весенняя страда»

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать любознательность, творчество, инициативу.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.73

«Лес –наше богатство»

«Леса и луга нашей Родины»

Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр71

Май

«Этот день Победы»

«День Победы»

Закрепить знания детей о том, что 9 Мая –День Победы. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.84; Алешина, стр.134; Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.183.

«Неделя безопасности»

«Правила поведения на природе»

Развивать у детей понимание того, что планета Земля –наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр.70; К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 47;

III

«Солнце, воздух и вода –наши верные друзья»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77;

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.108

«Весна кончается –лето начинается»

Уточнить и обобщить представления о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. Развивать любознательность.

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» , стр. 184

Loading...Loading...