Светлана Рабинчук
Итоговое занятие по разделу «Социальный мир» в старшей группе
Итоговое занятие по разделу
«Социальный мир » .
Цели :
1. Закрепить и обобщить знания детей о людях, их различиях (пол, возраст, про-фессии, эмоции) .
2. Развивать у детей устную речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать культуру поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, я пришла к вам не одна. Со мной пришёл Буратино. Он собирается идти в школу, но ещё не совсем готов. Многого он не знает и не понимает и хочет, чтобы вы ему помогли. Для начала давайте поздороваемся с Буратино и сделаем это по-разному. Например, я поглажу его по голове и скажу : «Здравствуй» (похлопать по плечу; как здороваются друзья, незнакомые люди; что можно сказать при встрече утром или днём).
А теперь, также поздороваемся с соседом справа. Молодцы, садитесь.
2. Беседа о различиях и сходстве людей.
Посмотрите, Буратино нам что-то принёс (вывешивается коллаж о людях разного пола, возраста, внешнего вида, профессий и эмоций).
Давайте внимательно рассмотрим этот плакат. Сначала глазки поднимем на верх-нюю часть, потом посмотрим посередине и нижнюю часть. Внимательно рассмот-рели?
Как одним словом можно сказать – кто это? (люди) .
Как вы думаете, они все одинаковые или разные? (разные) .
Ну, почему разные, вот женщина в белом халате и вот женщина в белом халате (врач и продавец, что в них разного? (профессии) .
А вот люди одной профессии (повара) – что разного? (мужчина и женщины) .
В верхней части плаката двое мужчин – что разного? (возраст) .
В нижней части ребёнок и рядом с врачом стоит ребёнок (возраст) .
Ребёнок возле врача и стоит ребёнок (мальчик и девочка)
Две девочки одного возраста (эмоции, настроение)
На плакате разные люди, а мы с вами люди? (да)
Если я попрошу, встаньте мальчики (встали, а теперь встаньте девочки (встали) . А что я должна сказать или как вас назвать, чтобы встал только кто-то один? (имя) .
Молодцы, садитесь.
Имя, ребята, есть у каждого человека, но имя это не просто слово, на которое от-зывается человек, имя – это волшебное зеркало, которое может рассказать нам о человеке. Я сейчас буду называть ваши имена, и тот, чьё имя я назову, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что – это великая честь и гордость – назы-ваться именем.
3. Релаксация «Солнечный зайчик» .
Ребята, с нами пришёл поиграть солнечный зайчик, он заглянул вам в глаза – за-кройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями : на лбу, носу, ротике, щёчках, подбородке. Аккуратно поглаживайте его, чтобы не спугнуть : голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.
4. Эмоции человека.
Какое у вас сейчас настроение? (радостное, весёлое) .
Покажи нам эмоцию, которая соответствует твоему настроению.
Изобразите голодного волка. Какие вы? (злые) .
Если ваш лучший друг забыл поздравить вас с днём рождения. (грусть) .
Вы потерялись в большом городе. Вокруг ездят машины, куда-то спешат незнако-мые люди, а ты один и не знаешь куда идти. (страх) .
Ты пришёл в детский сад, открыл свой шкафчик, а там нет твоих сандалий. Куда они делись? (удивление) .
Буратино предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз» - но по правилам Бу-ратино, вместо морской фигуры мы будем изображать разные эмоции.
(море волнуется раз, …. эмоция страха замри)
Молодцы, теперь Буратино запомнил все эмоции.
5. Беседа о семье и родственных отношениях.
А в рюкзаке у Буратино что-то ещё есть (достаю конверт) – давайте присядем и посмотрим что там (фото семьи)
Как можно одним словом сказать, кто изображён на картинке? (семья)
Почему вы так думаете? (дом. одежда, каждый занят своим делом )
Кого можно назвать членом семьи?
Д/игра «Кто кому кто?»
Давайте мы наши слова сложим в конверт и все вместе послушаем, каких же род-ственников мы назвали (поднести к каждому) . Слышно слово «внук» , «дочка» … Этот конверт со словами мы положим Буратино в рюкзак.
6. Вежливость и дружба.
Да у Буратино ещё какая-то открытка. Что же там написано? (читаю стихотворе-ние про Любочку) .
Понравилась вам девочка? (нет) .
Почему? А мне кажется хорошая девочка, всё правильно делает. А что она делала неправильно? (не помогла маме, не уступила место бабушке) .
А стали бы вы дружить с такой девочкой? (нет) .
Вот и Буратино Люба не понравилась, и дружить он с ней не хочет, а каким дол-жен быть друг он не знает. Поможем?
Давайте мы для него соберём ожерелье дружбы. Каждый из вас нанизывая свою бусинку будет говорить каким должен быть друг. (уважать старших , помогать лю-дям, уметь играть с детьми)
Подарим наше ожерелье дружбы Буратино, чтобы он сумел найти себе верных друзей.
7. Итог занятия .
Вы помогли Буратино, рассказали, что люди все разные. Но, несмотря на это есть что-то, что нас всех объединяет – мы все люди, все ходим в один детский сад, все живём на большой планете Земля. И чтобы всем нам было весело и радостно, нужно почаще улыбаться и дарить свои улыбки другим. Давайте подарим друг другу волшебные слова – НЕ СЕРДИСЬ, УЛЫБНИСЬ. (по кругу) .
Анастасия Михайлюк
Перспективный план «Социальный мир». Старшая группа
Перспективный план по социальному миру .
Сентябрь
Тема : «Родной язык» .
1 занятие. «Зая-Пандита» .
Цель :
1. Познакомить с основателем калмыцкой письменности.
2. Дать представление о Зая-Пандите, как о человеке ученом.
3. Воспитывать любовь к родному языку, к калмыцкой истории.
Приемы :
Материалы : Портрет ученого, иероглифы – письменность.
Тема : «Детский сад» .
2 занятие. Детский сад – моя вторая семья. (экскурсия по д/с)
Цель :
1. Учить детей рассказывать о семье, о детском саде.
2. Развивать умение выражать свои чувства, выявлять комфортность ребенка в детском саду.
3. Любить профессии людей, которые о них заботятся (воспитатель, мед. сестра, повара и т. д.)
Приемы : Экскурсия по д\саду, беседы с сотрудниками д/сада
Тема : «Сбор урожая»
1 занятие. Что нам осень принесла?
Цель :
1. Учить рассматривать картины в саду-огороде, находить главное в картине, объяснять, почему он так думает.
2. Закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет)
3. Прививать уважение к труду овощевода и садовода.
Приемы : Картины. Овощи и фрукты (муляжи или свежие) .
Тема : «Дикие птицы»
2 занятие. Птицы разных стран.
Цель :
1. Развивать обобщенные представления о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах.
2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнеговида, жизненных проявлениях, повадках птиц, и приспособление их к среде обитания.
3. Развивать интерес к жизни птиц.
Приемы :Наблюдение, рассматривание иллюстраций о птицах.
Тема : «Моя страна»
1 занятие. Я люблю тебя, Россия.
Цель :
1. Воспитывать любовь к родной отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.
2. Познакомить с картой мира, местом России на карте. Российским гербом, флагом, гимном.
3. Раз-ть интерес к историческому прошлому России
Приемы :Рассматривать иллюстрации. Чтение рассказов, стихов, слушание гимна.
Материалы : карта, флаг-триколор, герб.
Тема : «Профессия»
2 занятие. Кем ты будешь, когда встанешь взрослым?
Цель :
1 Формировать представление о том, что такое профессия.
2 Вызывать интерес к разным профессиям.
3 Воспитывать уважение к людям профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора.
Материал : Книга Волочкова стр. 39-48 зан 8
Тема : «Зул»
1 занятие. Калмыцкий Новый год.
Цель :
1. Продолжать расширять знания детей о калмыцком национальном празднике
2. Знакомить с обычаями и обрядами.
3. Раз-ть познавательные способности.
4. Воспитывать культурные традиции.
Тема : «Домашние птицы»
2 занятие. Беседа о домашних птицах.
Цель :
1. Обобщить конкретное представление о домашних птицах и сформировать понятие – домашние птицы.
2. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения : живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться. Классифицировать – водоплавающие птицы и не водоплавающие.
3. Вос-ть умение дополнять ответ сверстников.
Материалы : Картинки с изображением домашних птиц.
Тема : «Зима»
1 занятие. Как много интересного бывает зимой.
Цель :
1 Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состояния неживой природы. (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояния воздуха) . Состояние живой природы – растительный и живой мир.
2 Развивать познавательную активность.
3 Учить устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности.
4 Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.
Д. п. в экологию стр 108
Тема : «Одежда и обувь»
2 занятие.
Цель :
1 Продолжать знакомить детей с изделиями из одежды и обуви (из чего они выполнены, кто их шьет)
2 Развивать у детей логику и мышление. Учить правильно классифицировать обувь и одежду по временам года и уметь доказывать.
3 Вос-ть аккуратность и бережливость к своей одежде.
Тема : «Транспорт»
1 занятие. Машины на нашей улице.
Цель :
1 Развивать интерес к словам и действиям взрослых.
2 Закреплять элементарные представления о транспорте, умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал и его признаки.
3 Научить устанавливать связи между назначением и строением автомобилей, (для чего они нужны, что такое пассажирский и грузовой автомобиль) .
4 Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду водителей.
Тема : «Наши защитники»
2 занятие. Наша армия.
Цель :
1 Уточнить представление детей о нашей Армии (солдаты, моряки, и т. д.)
2 Познакомить с родами войск, военными профессиями.
3 Вос-ть у детей мужество, отвагу, силу.
Материалы : картинки с родами войск. Комплексные занятия в ДОУ
Васильева
Тема : «Традиции и обычаи»
1 занятие. Рождение ребенка. Русская и калмыцкая семья.
Цель :
1 Познакомить с обычаями, традициями калмыцкого и русского народа.
2 Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3 Расширить знания основ культуры и искусства наших предков, помочь ребенку ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков
4 Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
5 Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Тема : «Я в мире искусства»
2 занятие. Музыка и живопись украшают нашу жизнь.
Цель :
1. Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека.
2. Учить видеть и слышать красоту художественного произведения, картины и музыки.
3. Вос-ть познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.
Волочкова, Степанова стр. 104 - 106
Тема : «Моя Калмыкия»
1 занятие. Моя Республика Калмыкия
Цель :
1 Обогащать знания о своей малой Родине – Калмыкии.
2 Продолжать знакомить с достопримечательностями столицы – город Элиста, с тружениками Калмыкии – чабанами, людьми полей.
3 Рассказывать о защитниках Отечества, с памятниками тем, кто отстоял город Элиста.
4 Вос-ть патриотические чувства, любовь к Родине.
Волочкова стр. 112-118 (примерно)
Тема : «Планета Земля , Космос»
Цель :
1 Познакомить детей с планетой Земля , объяснить слово космос, познакомить с глобусом.
2 Учить детей объяснять, что такое космические планеты , космонавты.
3 Прививать любовь к научным достижениям нашей страны.
Материалы : книги о космосе, о земле, о космонавтах. Книга-альбом по развитию речи для дошкольников стр. 58-59
Тема : «День Победы»
1 занятие. Эхо прошедшей волны.
Цель :
1 Знакомить детей с подвигами людей в Великую Отечественную войну.
2 Дать понятие о том, кто защищал и защищает Родину.
3 Вос-ть любовь к Родине. Знать, что война приносит слезы и горе.
Приемы : Чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций.
Тема : «Моя семья»
2 занятие.
Цель :
1 Уточнить представление о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе и дома)
2 Вос-ть внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им; об истории семьи (где и как жила семья, кем были бабушка и дедушка)
3 Учить заботиться о младших, проявлять сочувствие к детям, родителям и близким.
Организация: МБДОУ №4 «Ягодка»
Населенный пункт: г. Данков
Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, своего рода и родословной.
Задачи: Познакомить детей с понятием «родословная», « генеалогическое дерево».
Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
Закрепить умение детей подбирать прилагательные, слова антонимы.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе» , «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребёнком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»
Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево» , семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.
Оборудование: Макет дерева, фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, сюжетные картинки, цветные нитки для вязания - синие, зеленые, желтые, ножницы, клей.
Организационный момент.
Здравствуйте, милые дети. Вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим. Я предлагаю образовать круг.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идет к Насти, от Насти к Ивану(имена детей) и так далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
Основная часть.
Сегодня я вам предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу « Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи.(Ответы детей) А сейчас я вам предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики).
Участники телепередачи готовы? (ответы ребят). Ну тогда начинаем!
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья» , и я, ее ведущая Татьяна Михайловна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №4 «Ягодка» Липецкой области города Данкова. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.
Ребята расскажите, пожалуйста!
«Что есть у всех людей, но у каждого свое?»
Дети: Имя
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, как называют людей живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья, семейство.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «семья» ? Что такое «семья» ?
Дети: Это близкие нам люди, которые живут в одном доме, заботятся друг о друге и оказывают внимание.
Воспитатель: Семья объединяет родных: детей, дедушек, бабушек, братьев, сестер. Это наши родственники, родня.
Воспитатель: В каждой семье любят играть. Давайте с вами поиграем.
3. Игра с мячом: «Я тебе кто?»
Цель: Закрепить знания детей о родственных связях. Продолжить учить, четко произносить слова.
Ход: Дети сидят на стульях. Воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?» . Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка) » и т. д.
«Я мама, а ты кто мне?»
«Я тетя, а ты кто мне?»
«Я сестра, а ты кто мне?»
«Я дочка, а ты кто мне?»
«Я внучка, а ты кто мне?»
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.
Игра “Объясни смысл пословицы”.
Цель: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, развивать речь.
Ход игры: Воспитатель читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Дети: - Не нужен и клад, коли в семье лад.
Семья сильна - когда над ней крыша одна.
Семья в куче - не страшна и туча.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Какие корешки, такие и вершки, какие родители, таковы и дети.
В хорошей семье, хорошие дети растут.
Воспитатель: Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Родственников всегда было много, и чтобы всех запомнить, решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными» .
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом» .Вы вместе с родителями тоже зарисовали генеалогическое дерево своей семьи, попробуйте о нем рассказать.
Дидактическая игра « Расскажи о своем генеалогическом дереве» (Начиная с бабушек и дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена. Чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
Физкультминутка « Семейная зарядка»
(Движения в соответствии с текстом)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка. (Дедушка старше, а папа младше);
Мама - бабушка. (Бабушка старше, а мама младше);
Дедушка - внук. (Дедушка старше, а внук младше);
Бабушка - внучка. (Бабушка старше, а внучка младше);
Брат - сестренка. (Брат старше, а сестренка младше).
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как (имя ребенка) радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У (имя ребенка) было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, (имя ребенка)? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук (молодой);
Папа высокий - сын (низкий);
Брат трудолюбивый - сестра (ленивая);
Белье чистое - (грязное);
Хлеб свежий - (черствый);
Мама молодая - бабушка (старая);
Папа строгий - мама (добрая) и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопки в ладоши)
(руки в стороны)
Папа, мама, брат, сестренка,
(загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …
Шапка (чья) - мамина, бабушкин …
Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …
Платье (чьё) - сестры, мамино …
Ботинки (чьи) - брата, папины …
Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …
Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …
Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…
Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.
Воспитатель:
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
мне захотелось рассказать о своей. Но так как ни фотографий, ни картины у меня нет, то показывать своих родных я буду на ниточках. Вот синяя ниточка, она самая длинная – это мой папа. Он у меня высокий, сильный, добрый. Это красная ниточка, немного короче. Это моя мама, она самая ласковая, заботливая и добрая. Еще короче ниточка, жёлтая, это я. И такая же короткая ниточка, - это моя сестра, потому что мы с ней двойняшки. Вот такая у нас дружная семья.
А кто живет в ваших семьях? Расскажите.
Дети выкладывают ниточками на бархатной бумаге (длину, цвет ниточки. очередность, дети соотносят с членом семьи самостоятельно).
Воспитатель: Молодцы, какие у вас замечательные семьи.
1. Фамилия семьи
2. рассказ о маме (Как зовут маму, кем работает)
3. рассказ о папе (Как зовут папу, кем работает)
4. пожелания семье
Ребята, а кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей семье с помощью ниточек? (спрашиваю 3-4 человека) .
Воспитатель: Самые близкие люди живут в семье. Давайте для них скажем добрые и красивые слова.
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
Кем работает мама (профессия)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
И тд.
«Детский сад – моя вторая семья» -
Воспитатель: - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас у всех получилось очень замечательно.
А вы знаете что у вас есть еще одна большая семья, где вас тоже любят, и всегда рады вам, вкусно вас кормят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают вам стать сильными, умными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: - Детский сад.
А теперь давайте расположим ваши фотографии на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы.
Как вы думаете, у нас получилась дружная семья (Ответы детей)
Итог занятия
Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг друга.
Давайте на прощание с вами скажем пожелания своим семьям
У меня есть волшебная свечка с помощью которой все пожелания обязательно сбудутся.(Передаем свечку по кругу)
На этом наша телепередача подошла к концу. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи « Моя семья»
Список использованной литературы.
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
- Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
- Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М., 2010.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
Содержание работы по основной образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с предметным, социальным миром, миром природы
Тема недели
№ Конспекта
ООД
Тема ООД
Источник
Сентябрь
«День знаний»
«Детский сад»
Показать детям общественную значимость детского сада.Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать за их труд, бережно к нему относиться.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28
«Наш город, моя улица»
«Саратов –наш город родной»
Знакомство детей с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории, культуре.Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка.
С.В.Катков «Мелодии Саратова», Н.И.Вардугин «Саратовская азбука», «Встретимся в Саратове».
III
Береги себя»
«Правила поведения на детской площадке»
Расширять представления детей о правилах поведения. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.
К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.26; Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«О доброте и жадности»
Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», Л.А.Загуменная «Социально-личностное раэвитие дошкольников». Стр.44
Октябрь
«Экологическая тропа осенью»
Расширять представления об объктах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
О.А.Соломенникова «Ознакомлениесприродой в детском саду», стр.38
«Дары осени»
«Во саду ли, в огороде»
Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них.
О.А.Соломенникова «Ознакомление сприродой в детском саду», стр.36
III
«Животные жарких и холодных стран»
«Как животные помогают человеку»
Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас.
О.А.соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.55
«Неделя спорта»
«Физкультура и здоровье»
Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.109, И.М.Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни», стр.54; Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Стр.15.
Ноябрь
«Страна, в которой мы живем»
«Мы - россияне»
Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Формировать у детей представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей родной стране.
Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.68
«Мой дом»
«Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.20
III
«Путешествие в мир прошлого предметов»
«Путешествие в прошлое лампочки»
Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.41; Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», стр.14
«Экологическая тропа»
«Природа живая и неживая»
Формировать представления у детей о природе. Расширять представления о разнообразии животного мира, о том, что человек –часть природы, и он он должен беречь. Охранять и защищать ее. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»; О.А.Соломенникова «ознаковление с природой в детском саду» стр.63; Н.Ф.Дик «Развивающие экологические занятия для детей», стр.29.
Декабрь
«Зимушка – зима»
«Зимние явления в природе»
Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь).
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.57; Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.87.
«Народная культура и традиции»
«В гостях у городецких мастеров»
Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями. Учить составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.38
III
«Птицы зимой»
«Покормим птиц»
Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 37; Н.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» , стр. 81
«Скоро новый год. Новогодние традиции»
Формировать первоночальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства.
Н.Г.Зеленова «Мы живем в Росси», стр.50.
Январь
«В гостях у сказки»
«Путешествие в страну сказок»
Продолжать знакомить детей с фольклором, жанром сказки, ее строением. Развивать умение поддерживать непринужденную беседу по содержанию сказки. Воспитывать положительное и отрицательное отношение к героям сказки.
В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» , стр.106.
III
«Игры во дворе»
Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».стр.32
«Неделя здоровья»
«Правила здоровья»
Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и «солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья». Формировать представления о факторах разрушения здоровья, о вредных привычках.
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья для детей 5-8 лет», «Букварь здоровья» стр. 58-61.
Февраль
I «Мир транспорта»
«Знакомство с городским транспортом»
Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам. Воспитывать культуру поведения на улице.
Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», стр.31
«Мир дружбы»
«О дружбе и друзьях»
Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.25
III
«Российская Армия»
«Российская Армия»
Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с военными профессиями –пограничник, моряк, летчик и др. Воспитывать желание быть сильным, смелым, выносливым, чтобы стать защитником Родины.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.38
«Мир профессий»
«В гостях у кастелянши»
Познакомить детей с новой профессией, с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать эмоциональное. Доброжелательное отношение к ней. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей разных профессий.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.35.
Март
«Праздник мам и бабушек»
«Моя семья»
Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям –членам семьи. Обсудить, как дети могут помочь маме дома.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.22
«Весна – красна»
«Весеннее пробуждение природы»
Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе. Воспитывать любознательность.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», «Здравствуй, мир», стр.272-275.
III
«Подводный мир»
«Путешествие на морское дно»
Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом. Уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов.
М.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для детей», стр.37;
«Мир комнатных растений»
«Мир комнатных растений»
Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»,стр.66.
Апрель
«Я в мире человек»
«Мои родственники»
Формировать интерес к своей родословной. Помочь детям находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Воспитывать уважение к окружающим и близким людям.
К.Ю.Белая «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», стр.8; В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.36
«Космическая неделя»
«День космонавтики»
Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос –это плод труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и т.д. Воспитывать в детях гордость за свою страну.
Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание», стр.103;
III
«Во саду ли в огороде»
«Весенняя страда»
Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать любознательность, творчество, инициативу.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.73
«Лес –наше богатство»
«Леса и луга нашей Родины»
Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр71
Май
«Этот день Победы»
«День Победы»
Закрепить знания детей о том, что 9 Мая –День Победы. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.
Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.84; Алешина, стр.134; Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.183.
«Неделя безопасности»
«Правила поведения на природе»
Развивать у детей понимание того, что планета Земля –наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр.70; К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 47;
III
«Солнце, воздух и вода –наши верные друзья»
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77;
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.108
«Весна кончается –лето начинается»
Уточнить и обобщить представления о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. Развивать любознательность.
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» , стр. 184